Оршанский Илья Григорьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Оршанский Илья Григорьевич

Оршанский, Илья Григорьевич - юрист (1846 - 75), рано умерший и тем не менее оставивший заметный след в нашей юридической литературе. Родился в еврейской семье; учился в Харьковском и Новороссийском университетах. Доступ в профессуру для Оршанского, как еврея, был закрыт. От занятий адвокатурой после нескольких выступлений он отказался и отдался всецело научно-литературной деятельности. После смерти Оршанского напечатано 5 томов его сочинений - результат пятилетней деятельности, прекращенной сведшим Оршанского в могилу туберкулезом. В исследованиях, посвященных русскому праву, Оршанский стремится осветить положения наших законов и судебной практики с точки зрения западноевропейского права, ставит их в связь с западноевропейскими началами и вскрывает наличность сходства между теми и другими. Оршанский далек от абстрактных построений; он постоянно указывает практике возможность приспособления старого права к новым формам жизни. Сочинения его изданы в сборниках: ""Исследования по русскому праву"" (1892, с биографией Оршанского), ""Исследования по русскому праву обычному и брачному"" (1879); ""Исследования по русскому праву семейному и наследственному"" (1877) и ""Русское законодательство о евреях"" (1877).

Источник: Биографический словарь. 2008

Оршанский, Илья Григорьевич

— писатель по юридическим вопросам; род. в Екатеринославе в 1846 году, ум. там же 5 сентября 1876 года. Оршанский происходил из небогатой еврейской семьи, пользовавшейся уважением среди своих единоплеменников и известной среди них по приверженности к древним еврейским традициям. По обычаю, распространенному среди евреев, Оршанский с четырехлетнего возраста начал обучаться в начальной еврейской школе (хедере), где тщательно изучал Моисеев закон и Талмуд. Увлекшись изучением последнего, Оршанский мечтал было стать раввином и серьезно занялся еврейскими филологией и философией. Впрочем, пребывание в качестве студента Харьковского, а затем Новороссийского университета (на юридическом факультете) и др. обстоятельства вывели его на путь более широких интересов. Находясь еще под сильным влиянием Талмуда, Оршанский-студент написал свою первую статью "Талмудические сказания об Александре Македонском", напечатанную в 1864 году в Петербурге "Обществом распространения просвещения между евреями". В своих первых и последующих трудах по этому вопросу он проводил мысль о необходимости сближения евреев с русскими, для чего находил нужным ознакомление русского общества с еврейством путем печатного слова, улучшение экономического положения беднейшего еврейского населения и пр.


Окончив в 1868 г. курс университета со степенью кандидата юридических наук, Оршанский занялся исключительно литературной деятельностью; Первое время его деятельности было посвящено, как и раньше, специально еврейскому вопросу. Он сделался сотрудником одесской газеты "День", а по закрытии ее переехал в Петербург и здесь начал сотрудничать в газете "Новое Время", продолжая свою деятельность, направленную к защите еврейских интересов: но уже в это время он начал заниматься и другими, более общими вопросами. В целом ряде статей, напечатанных им в "Судебном Вестнике", "Юридическом сборнике", "Неделе", "Журнале Гражданского Права", и др. Оршанский старался освещать вопросы русского права и современного судопроизводства. Эти статьи Оршанского и составили ему известность одного из замечательных русских цивилистов. Но материальная необеспеченность, необходимость заниматься спешной журнальной и газетной работой, не давала ему сосредоточиться. Его капитальная работа по философии права — "Закон и воля", так и осталась неоконченной. В 1872 году чахотка заставила Оршанского покинуть Петербург и переселиться за границу, Статьи Оршанского, разбросанные в разных газетах и журналах, были после его смерти собраны в отдельные сборники: "Исследования по русскому праву" (СПб. 1892), "Исследования по русскому праву обычному и брачному" (СПб. 1879); "Исследования по русскому праву семейному и наследственному" (СПб. 1877); "Евреи в России" (очерки экономического и общественного быта русских евреев) СПб. 1878. В последний сборник вошли все статьи Оршанского по еврейскому вопросу, кроме "Законодательства о евреях", изданного в 1877 г. в Петербурге.


"Еврейская Библиотека" т. VI; Оршанский, "Исследования по русскому праву" (вступительная статья, заключающая подробную биографию Оршанского); — "Московские Ведомости" 1875 г. № 233; "Биржевые Ведомости" 1875, № 28; "Одесский Вестник", 1875, № 283; "Неделя", 1875, № 38; "Голос", 1875, № 526; "Судебный Вестник", 1875, № 200; "Иллюстр. Неделя", 1875, № 38; "Рассвет" 1880 г. № 6, 12; — "Русский Еврей" 1880 г. № 1; "Кн. Восхода", 1901, № 1.


Е. Александрович.


{Половцов}





Оршанский, Илья Григорьевич


(1846—1875) — талантливый русский юрист; род. в Екатеринославе в зажиточной еврейской семье; учился сперва в еврейской школе, где основательно изучил талмудическую и древнееврейскую литературу, затем в харьковском и новороссийском университетах. Участвуя в русских и еврейских газетах и в специально-юридических журналах, О., как юрист-теоретик, приобрел прочную известность в русской цивилистической литературе. Главная заслуга его состоит в том, что он пытался осветить смысл многих действующих норм и господствующее направление судебной практики с точки зрения общих принципов, добытых из исторического развития западноевропейского права, и показать наличность у нас факторов и начал, пережитых в Зап. Европе и часто сливаемых, по недоразумению, в одно безразличное целое с новыми. Раскрыть происходящие отсюда у русских юристов противоречия и путаницу в понятиях и составляло задачу О. Умело соединяя исторические очерки развития отдельных институтов и начал права с критическим рассмотрением множества судебных решений, он в тоже время вводит читателя в научное понимание права и придает научным положениям реальный практический смысл. В этом отношении статьи О.: "О значении и пределах свободы воли в праве" (написана под сильным влиянием Лассаля), "Роль казенного интереса в русском праве", "Духовный суд и брачное право", "Частный закон и общее правило" и ряд других содержат много метких и ценных замечаний, указывающих практике возможность сознательного приспособления старого права к новым формам жизни. Иногда у О., несмотря на большую эрудицию, заметен недостаток последовательной научной подготовки, выражающийся в поспешных суждениях и в неустойчивости некоторых взглядов (особ. в статьях, посвященных русскому обычному праву, имущественным отношениям супругов и критике решений сената). В статьях О., посвященных еврейскому вопросу, ценно стремление осветить этот вопрос независимо от национальных пристрастий, с точки зрения исторических факторов. Многочисленные работы О. собраны в следующих сборниках: "Исследования по русскому праву" (СПб., 1892: здесь помещена обширная биография О.), "Исследования по русскому праву обычному и брачному" (СПб., 1879), "Исследования по русскому праву семейному и наследственному" (СПб., 1877) и "Русское законодательство о евреях" (СПб. 1877).


В. Нечаев.


{Брокгауз}





Оршанский, Илья Григорьевич



Илья Григорьевич Оршанский.


— выдающийся юрист и публицист; родился в 1846 году в Екатеринославе, умер там же в 1875 г. По общепризнанному мнению, О. — один из самых благородных и талантливых печальников своего народа. О. умер в расцвете сил, когда большинство писателей лишь начинает свою литературную деятельность. Все написанное им представляет только незначительную часть того, чего можно было от него ожидать, судя по неутомимому трудолюбию и обширной эрудиции, отличавшим его. Но и то немногое, что он успел сделать, оставило значительный след в еврейской публицистике и русской юридической литературе. Обучаясь в хедере, О. в десятилетнем возрасте отличался уже большой начитанностью в древнееврейской литературе, а к 15—16-ти годам он уже основательно изучил Талмуд и философскую еврейскую литературу. Одновременно О. самостоятельно занимался русским и иностранными языками, а также предметами общеобразовательными. В 1863 г. О. поступил вольнослушателем в харьковский университет. В 1863—64 гг. им написаны первые его произведения: "Талмудические сказания об Александре Македонском" (в "Сборнике статей", изд. в 1867 г. Обществом для распространения просвещения между евреями в России) и "Быль, рассказанная моим приятелем" (напеч. в 1878 г. в VI т. "Еврейской Библиотеки"). В 1868 г. О. окончил новороссийский университет со степенью кандидата права. Факультет предложил ему остаться при университете, требуя перемены религии. Однако при всей своей любви к науке и несмотря на незавидное материальное положение, О. без колебаний ответил отказом.


В 1869 г. в Одессе начал выходить "День" (см.), и О. стал одним из деятельнейших сотрудников газеты. В период 1869—71 годов он напечатал там ряд статей по различным вопросам экономического, общественного и юридического положения евреев в России, образовавших впоследствии два тома его сочинений: 1) "Евреи в России" (СПб., 1872; 2-е изд., 1877) и 2) "Русское законодательство о евреях" (СПб., 1877). При изучении экономического и общественного быта евреев и при разработке юридической стороны еврейского вопроса в России О. всецело стоит на почве фактов и чужд предвзятых идей. Как ученый юрист и знаток еврейства он всегда строго объективен и искренен. При разработке еврейского вопроса в России О. придерживался сравнительного метода исследования, благодаря чему ему удалось доказать, что положение евреев в России аналогично тому, в каком они находились в средневековую эпоху в Западной Европе. Такой вывод не только устраняет представление об особенных свойствах еврейского вопроса и еврейского населения в России, но и устанавливает еще необходимость придти к сознанию бесцельности всей сети правовых ограничений. Сборник статей "Евреи в России" хотя и не представляет систематического целого, имеет большую ценность по богатству фактического и статистического материала. Несмотря на разрозненность статей, благодаря единству мысли и всегда одинаково серьезному анализу, книга производит цельное впечатление и в значительной мере выясняет экономическую и общественную стороны еврейского вопроса. "Русское законодательство о евреях" получило известность не только у нас в России, но и за границей; А. Леруа-Болье неоднократно цитирует О., которого читал в подлиннике. Помимо богатства законодательного материала, серьезная сторона труда заключается в том, что в нем сделана попытка создать не один только комментарий к действующему законодательству о евреях, но и выяснить также историческое развитие мотивов, руководивших деятельностью законодателя, в связи с общим движением законодательства. Летом 1871 г. "День" должен был прекратить свое существование. Ближайшим поводом к этому послужил бывший в Одессе еврейский погром. Впечатлительная и справедливая душа О. не могла перенести такого нарушения человеческих прав. Он посвятил событию статью, которая не могла по цензурным условиям появится в тогдашней печати. Уже гораздо позднее, по поводу тех же событий, он написал статью "К характеристике одесского погрома", вошедшую в его книгу "Евреи в России". В газете "День" О. указывал одесскому еврейскому обществу как на его право и, вместе с тем, на обязанность привлечь к суду виновников беспорядков и искать законным путем вознаграждения для всех, пострадавших от погрома.


В течение 1870—71 гг. О. работал в "Судебном Вестнике" и в "Журнале Гражданского и Уголовного Права", а затем переселился в Петербург, чтобы сотрудничать в газете "Новое Время". В "Новом Времени" О. написал ряд передовых статей, из которых некоторые обратили на себя общее внимание; статьи его о раскольниках произвели на последних сильное впечатление; в Петербург приехали их представители и явились в редакцию, прося показать им человека, который с таким талантом за них заступается.


Исследования О. по русскому праву были сочувственно приняты юридической критикой. Громадное достоинство этих произведений, помимо их жизненности и оценки действующих правоположений с точки зрения определенного идеала, к которому должна быть направлена творческая деятельность в области права, заключается в серьезной критике гражданских законов и в попытке их реформы. По мнению С. А. Муромцева, статьи О. должны быть причислены к лучшим произведениям русской юридической литературы; профессор Г. Ф. Шершеневич отзывается об О. как об основательном, талантливом и оригинальном писателе; профессор В. М. Нечаев отмечает, что О. должен быть поставлен на первом месте среди писателей по практической юриспруденции...". Кроме упомянутых трудов, О. написал: "Исследования по русскому праву семейному и наследственному" (СПб., 1877); "Исследования по русскому праву обычному и брачному" (СПб., 1879) и "Исследования по русскому праву" (СПб., 1892).


Не вынося петербургского климата, О. должен был оставить столицу и с марта 1872 г., в течение трех с половиной лет, жил преимущественно за границей. — В 1890 г. на его могиле был поставлен памятник; проект памятника вылепил из глины M. M. Антокольский; памятник был воспроизведен И. Я. Гинцбургом по эскизу Антокольского.



Памятник на могиле И. Г. Оршанского.


Ср.: Ямпольский, Воспоминания о И. Г. Оршанском в "Кенесет Исраел", том I, 1886 г.; его же, Еврейская Старина, 1911 г.; М. Г. Моргулис, Оршанский и его литературная деятельность, СПб., 1904 г. (также Восход, 1901 г., кн. I); С. А. Муромцев, Критическое Обозрение, 1879 г., 1; Г. Ф. Шершеневич, Наука гражданского права в России, Казань, 1893 г. (стр. 129, 183, 242); В. М. Нечаев, Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона, т. XX, стр. 230; его же, Наука гражданского и римского права, там же, т. ХХVIII, стр. 845; Э. М. Моргулис, И. Оршанский. Галерея еврейских деятелей (изд. Ю. И. Гессена; по цензурным условиям имя автора не было указано), СПб., 1898 г.; его же, И. Оршанский и его исследования но русскому праву (Вестник Права, 1900 г., № 10); Систематический указатель литературы о евреях, № 4500—4510.


Э. М. Моргулис.


{Евр. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008