ОРТА
Орта
м. и ж., горн. (нем. Ort). Горизонтальная подземная горная выработка, проходимая в пределах залежи полезного ископаемого вкрест ее простирания и не имеющая непосредственного выхода на поверхность. — Где шахты опущать и штольнами и ортами итти и крепить и в каких местах шурфовать. Ген., 1837: 87; Орт — горизонтальные выработки во внутренности рудника, получающия название по месту своему и по намерению, с каким производится: зицорта, зухорта, фельдорта, фильорта, флигельорта и штольорта. ГСС, 1842, 2 : 29; Орты — подземные галереи, в которых добывают золотоносные пески. Сем., 1898, 1: 12; При очень значительной толщине торфа работают ортами, т. е. подземными коридорами. Ум., 1888: 44; Пересеченные жилы начинают вырабатывать ортами, вышина ортов бывает в 1 саж. , ширина же зависит от того, сколько жил захватывается одним ортом, но никогда орты не бывают шире 4 арш. ПК, 1862, № 11:261; В 8 саж. от орты № 1, надушкинской. Ф. 293, о. 1, д. 87, л. 1 об. (1899 г.) ; Подчистка орты. Там же, л. 6 об.; // Проходная орта. Главный коридор, от которого идут в стороны другие, называется проходная орта. Ум., 1888: 67.
Источник: Словарь золотого промысла Российской Империи. 1998
ОРТА
Хорта (horta) Виктор (1861, Гент – 1947, Брюссель), бельгийский архитектор, один из основоположников стиля модерн. Учился в Академии художеств в Генте (с 1876 г.) и в Академии изящных искусств в Брюсселе (с 1880 г.) у А. Бала. Профессор Свободного университета в Брюсселе (1892–1912), академий художеств в Антверпене (1919–27) и Брюсселе (1912–31, в 1927–31 гг. – директор). Особняк Тасселя в Брюсселе (1892–93) стал первым зданием в стиле модерн. Здесь впервые архитектор эстетически обыграл чугунные колонны и др. элементы конструкции, не заключая их в «футляры» из более благородных материалов. Свобода планировки, уподобление конструкций природным формам, широкое применение металла и стекла, органическое единство всех компонентов сооружения от силуэта здания до мельчайших деталей внутреннего убранства станут впоследствии характерными чертами стиля Орта и архитектуры модерна в целом. В орнаментальных украшениях потолков, стен и полов, в формах необычных «капителей» чугунных колонн повторяется единый узор – динамичный, упругий завиток (т. н. «удар бича»), который позднее стал излюбленным мотивом многих мастеров модерна. Др. известные постройки В. Орта в Брюсселе – особняк Сольве (1895–1900), Народный дом, магазин «Инновасьон» (1901).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007