Осел

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

осел
известное домашнее животное, высоко ценимое на востоке в древности (Быт 30.43). Ослы употреблялись для езды, перевозки тяжестей и даже для обработки земли (Вт 22.10; Ис 30.24). Въезд Господа Иисуса Христа на осле в Иерусалим (в отличие от въездов полководцев в побежденные города на белом коне) символизировал смирение и мир (Зах 9.9; Мф 21.5). Дикие ослы (онагры), во множестве встречавшиеся раньше в Аравии и Палестине, имели неукротимый, злой нрав (Быт 16.12).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ОСЕЛ
с древнейших времен О. использовался для верховой езды и как рабочее животное. Дикие О. (онагры) были одомашнены в Шумере в 3-м тыс. до н.э. и применялись в Месопотамии как тягловые животные. Скрещивание самца О. с кобылой давало в потомстве мулов, скрещивание мула с кобылой — лошаков. О. считался животным бедняков. В рим. госуд. он особенно широко использовался в Сабинской обл., посвящался богине Весте. В армии мулы применялись для транспортировки осадных машин на крутых горных тропинках. Мясо О. ценилось высоко, молоко считалось ценным, питательным и целебным продуктом, разнообразное применение находил также навоз. С распростр. виноградных культур О. стали разводить в более сев. р-нах.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Осел
(греч. onos, лат. asinus). С древнейших времетт О. использовался для верховой езды и как рабочее животное. Дикие О. (онагры) были одомашнены в Шумере в 3-м тыс. до н. э. и применялись в Месопотамии как тягловые животные. Скрещивание самцу О. с кобылой давало в потомстве мулов, скрещивание мула с кобылой лошаков. О. считался животным бедняков. В рим. государстве он особенно широко использовался в Сабинской области, посвящался богине Весте. В армии мулы применялись для транспортировки осадных машин на крутых горных тропинках. Мясо О. ценилось высоко. Молоко считалось ценным, питательным и целебным продуктом. Разнообразное применение находил также навоз. С распространением виноградных культур О. стали разводить в более сев. районах.

Источник: Словарь античности. 1989

Осел
евр. хамор. Осел с самой глубокой древности был ценным домашним животным. В Палестине он бодрее, красивее и более вынослив, нежели в Европе. Цвет его коричневато-красный, или блестящий серовато-белый. Хотя осел не так быстр на ходу как лошадь, все-таки он несет всадника на одинаково далекое расстояние и на крутых горных дорогах ступает более уверенно, чем лошадь. Осел часто упоминается, как часть имущества восточных людей (Быт. 24:35; 30:43; 32:5); также и в словах закона в 10 заповедях (Исх. 20:17). Особенно ценными, как верховые животные, были ослицы. Авраам получил от Фараона ослов и ослиц (Быт. 12:16). Иов имел 500 ослиц (Иов. 1:3), а Давид имел особого начальника над ослицами (1 Пар. 27:30). Возвратившиеся с Зоровавелем евреи имели с собою 736 лошадей и 6720 ослиц (Езд. 2:66,67). Как верховые животные ослы и ослицы в древние времена были в общем употреблении даже между знатными и воинами, до тех пор, пока лошадь не вошла в большее употребление (Чис. 22:21; 4 Цар. 7:7; Ис. 21:7). В позднейшие же времена езда на ослах Являлась более покойной и символизировала мир и покой (Зах. 9:9). Иисус совершил Свой вход в Иерусалим, сидя на молодом осле ( Map . И: 2 и дал.; Лук. 19:30 и дал.; Иоан. 12:14 и дал.), за которым следовала ослица. На ослах ездили также женщины (И. Нав. 15:18; 1 Пар. 25:23); при этом погонщик бежал рядом или сзади, как это происходит и теперь (Суд. 19:3; 4Цар. 4:24). В дороге муж, имея только одного осла для жены и детей, сам шел рядом, как написано о Моисее (Исх. 4:20). Кроме того, ослами пользовались, как вьючными животными и для перевозки тяжестей (Быт. 42:26; Неем. 13: 15), для пахоты (Ис. 30:24; причем было воспрещено запрягать в ярмо осла и вола вместе (Втор. 22:10); для вращения мельничных жерновов, почему больший из жерновов в Мат. 18:6 и Лук. 17:2, по основному тексту, называется «ослиным жерновом». Может быть, под названием «Осел крепкий» — символ Иссахара (Быт. 49:14) имеется в виду рабочий осел. Мясо считалось нечистым (Лев. 11: 26); вместо в жертву первородного осла должно было принести агнца (Исх. 34:20). Во время сильного голода за голову осла все-таки платили довольно дорого (4Цар. 6:25). Дикий осел (Иов. 39:5), или лесной осел более худощав и быстр, живет в пустынях (Ис. 32:14; Иов. 24:5; Дан. 5:21); он злонравен и неукротим. Этот осел является символом Измаила (Быт. 16:12), и вообще нечестивого народа (Иов. 11:12; Иер. 2:24; Ос. 8:9). Изнеможение диких ослов — признак сильного зноя (Иер. 14:6; срав. Пс. 103:11).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ОСЕЛ
Быт 22:3) ОСЛИЦА (Чис 22:21) — домашнее животное, весьма часто упоминаемое в Свящ. Писании и составлявшее предмет значительного богатства у Евреев в древние времена. У Иова например было пятьсот ослиц (Иов 1:3). Стада ослов были иногда столь многочисленны, что требовали особенных приставников (Быт 36:24). Домашний осел без сомнения есть самое пригодное для домашних работ животное, и в некоторых местах предпочитается даже лошади. Кожа его замечательно толста и прочна и даже в наше время употребляется для выделки пергамента, барабанной кожи, книжных переплетов и пр., цвет шерсти пепельно-серый с бурою продольною полосою вдоль спины, иногда красноватый, иногда серебристо-белый. На ослицах белого цвета, во времена Судей, ездили преимущественно люди почетные (Суд 5:10). Ослы оставались в употреблении у Израильтян и после того, как были введены в употребление Соломоном лошади, даже до плена Вавилонского и после. Сам Господь предпринял торжественный вход в Иерусалим, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной (Мф 21:2-7). Слова в кн. Бытия: “Он привязывает к виноградное лозе осленка своею, и к лозе лучшего винограда своего сына ослицы своей” (49:11) указывают на непрестающие плодородие и обилие в колене Иудовом. Ослицы особенно ценились в верховой езде. Они давали также много молока, во многих местах употребляемого в пищу и как лекарство. Ослы употреблялись при земледелии, особенно для пашни и приготовления почвы под посев (Ис 30:24, 32:20). Запрещение в книге Второзакония не пахать на воле и осле вместе (22:10) могло быть основано отчасти на неравенстве сил осла и вола, от чего нельзя возлагать на них одинаковую тяжесть, но главным образом было направлено к тому, чтобы символически означить отделение Иудеев от окружающих народов. Осла почитали в древние времена настолько полезным и необходимым, что увести осла у сироты (Иов 24:3) было бы все равно то же, что и отнять последнюю корову у бедняка в наше время. Привязанность осла к своему хозяину и собственнику составляет одну из отличительных особенностей этого животного. В этом отношении он совершенно походит на собаку. Посему-то особенно выдается суровость обличения пророка против Израиля: “Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего” (Ис 1:3). Однажды в Самарии был такой голод, что платили большие деньги — 80 сиклей серебра за такую небольшую и мало питательную часть мяса, как ослиная голова, и при этом не гнушались даже есть такое мясо, которое запрещалось законом, так как осел считался нечистым животным, и потому не употреблялся ни в пищу, ни в жертвоприношениях. Околевших ослов обыкновенно выбрасывали в открытое поле, и та часть трупа, которую не успели еще пожрать хищные звери и птицы, под лучами палящего солнца издавала отвратительное зловоние и отравляла воздух. С выброшенным трупом осла сравнивается у пророка Иеремии положение по смерти человека своекорыстного и бессердечного. “Не будут оплакивать его: увы, брат мой, и: увы, сестра! Не будут оплакивать его: увы, государь, и: увы, его величие.” Пророк говорит так об Иоакиме царе Иудейском. “Ослиным погребением он будет погребен, вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима” (Иер 22:19). Место в Чис 20:28 касательно того, что ослица заговорила под Валаамом человеческим языком, объяснить не трудно, именно: не всесилен ли Создатель всей твари, сотворивший человека и скот, отнять дар слова у первого и дать оный последнему, как и в начале творения Он дал слово человеку и лишил этого дара животное? Арабские ослы имеют легкий и скорый шаг. В Персии, Сирии и Египте на Арабских ослах обыкновенно ездят туземные женщины и эти ослы особенно ценны в странах гористых, будучи много надежнее лошадей при в езде и спуске с гор. Они делают обыкновенно по четыре мили в час. Кроме домашних у Евреев были еще дикие ослы или онагры (Иов 39:5). Измаил, в предречении об его образе жизни, называется диким ослом (Быт 16:12). Дикие ослы обыкновенно бродили стадами по пустыням и степям (Ис 32:14, 8:9), питаясь травою и отличаясь дикою любовью к свободе.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

«Дух мировой тогда осел в эстетике…»

Пугачева Марина , Ярмолюк С. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Повседневная жизнь Римской империи в романах «Сатирикон» и «Золотой осёл»

Малик Юрий Сергеевич
Статья посвящена рассмотрению мироощущения поздней Римской империи на примере ключевых романов I и II вв. н.э.
Читать PDF
0.00 байт

"милетская разнузданность" в романе Апулея "метаморофозы, или золотой осел"

Ахунова (Левинская) Ольга Леонидовна
Работа посвящена одному из интригующих вопросов в изучении истории античного романа вопросу о связи «Метаморфоз» Апулея с так называемыми «милетскими рассказами».

Похожие термины: