самоназвание - ирон, дигорон), народ. В Российской Федерации (402 тыс. человек). Основное население Северной Осетии (ок. 335 тыс. человек), живут в Кабардино-Балкарии и Черкесии, а также в Грузии (Южная Осетия). Язык осетинский иранской группы индоевропейской семьи языков. Верующие - в основном православные, есть мусульмане-сунниты.
ОСЕТИНЫ
ОСЕТИНЫ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Осетины
(самоназвание – ирон, дигорон) – народ в Российской Федерации (402,6 тыс. чел.) и Грузии (164 тыс. чел.). Общая численность 598 тыс. чел. (1992). Говорят на осетинском языке, принадлежащем к индоевропейской семье языков. Этногенез связан как с древним аборигенным населением Северного Кавказа, так и с пришлыми народами – скифами (8 – 7 в.в. до н.э.), сарматами (4 – 1 в.в. до н.э.) и аланами (1 в. н.э.). В результате оседания этих ираноязычных племен в областях Центрального Кавказа коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный союз аланов-осетин, положивший начало образованию осетинской народности, в 13 в. был разгромлен монголо-татарским нашествием. С конца 15 в. возобновился процесс формирования осетинской народности, который закончился в 18 в. См. Россияне, Грузины, Аланы, Сарматы, Скифы.
ОСЕТИНЫ
очень древняя кавказская народность; она составилась в первые века в. эры от слияния воедино горских племен Эсседонов и Аорсов. Плиний указывает тех и других в Кавказских горах; "Эсседоны, которые соединяются с Колхами и населяют вершины гор". О. находились много столетий под властью Асов-Аланов, а потому их часто признают потомками Аланов. В их иранской речи обнаружены значительные финские, адыгейские и германские вкрапления. В настоящее время О. проживают в бассейне Верхнего и Среднего Терека, в области известной под названием Северо-Осетинской АССР; их общее число ок. 350 тыс. душ больше половины христиан, а остальные магометане; по характеру - спокойный и мудрый Народ, прекрасные ремесленники и земледельцы, способные предприниматели. Некоторые О. включились в общины Терских Казаков и дали в их полки многих выдающихся офицеров, а также замечательных высших начальников, как генералы Мистулов, Бичерахов, Агоев и др.
ОСЕТИНЫ
самоназв. - ирон, на З. Сев. Осетии - дигорон) - нация, осн. население Северо-Осетинской АССР и Юго-Осетинской АО, живут О. также в ряде р-нов Груз. ССР, Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае, в т. ч. в Карачаево-Черкесии. Общая числ. - 412,5 тыс. чел. (1959). Осетинский язык относится к сев.-вост. группе иран. языков; имеет 2 диалекта: иронский (лег в основу лит. языка) и дигорский. Этногенез О. преемственно связан как с ираноязычными народами: скифами, сарматами, аланами, так и с древним аборигенным населением Сев. Кавказа. В кон. 4-5 вв. часть алан, разгромленных гуннами, с Дона и Приазовья переселилась в предгорья Сев. Кавказа, смешалась с местным населением и передала им свой язык. С этого времени начинается формирование осетинской народности (продолжалось до 18 в.) и освоение аланами - осетинами юж. склонов Гл. Кавк. хребта. Они делились на 3 племени - иронцев (алан), дигорцев (аш-дигор), туальцев (двалов). В зап.-европ. и вост. источниках предки О. наз. аланами, в груз. - осами (овсами), рус. - ясами. Сохранились памятники алано-осской речи, древнейший из них - Зеленчукская надпись 10 в., написанная греч. буквами на осетинском языке. В 9-12 вв. у предков О. - алан сложилось раннефеод. гос. образование. После нашествия монголо-татар (13 в.) и др. завоевателей этнич. территория алан-осетин сильно сократилась, они были оттеснены с плодородных равнин в горные ущелья Центр. Кавказа. На сев. склоне они образовали 4 крупных общества (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), а на юж. склоне - множество мелких обществ. к-рые находились в зависимости от груз. феодалов. После присоединения Сев. Осетии к России (кон. 18 в.) часть О. вновь переселилась в равнинные р-ны. В нач. 19 в. у сев. О. появились крупные феодалы, к-рых на В. наз. алдарами, на З. - бадилатами. В течение мн. веков О. тесно общались с грузинами и др. соседними народами Сев. Кавказа, что нашло отражение в языке, культуре и быте О. Большинство О. исповедовало христианство (проникло из Византии в 6-7 вв. и широко распространялось в 10 в.), меньшинство - ислам (с 17-18 вв.). Вместе с тем сохранялись и имели большое значение языческие верования и обряды. Осн. занятием О. на равнинах было земледелие, в горах - скотоводство. Сов. власть, колхозный строй изменили характер х-ва О. Ликвидировано вековое безземелье трудового крестьянства, сел. х-во стало высокомеханизированным, многоотраслевым. Большое число О. работает в пром-сти. Широкое развитие получили все формы нац. культуры. Выросли кадры нац. интеллигенции. О. сложились в социалистич. нацию. См. также Северо-Осетинская АССР. Лит.: Народы Кавказа, т. 1, М., 1960. Б. А. Калоев. Москва.