Осевое время

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Осевое время
термин введен в научный оборот К. Ясперсом, по мнению которого с осевого воемени начинается единство человеческой истории. Ясперс относит ось мировой истории ко временит около 500 лет до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Именно тогда по мнению К. Ясперса произошел основной исторический поворот, появился человек современного типа.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

"ОСЕВОЕ ВРЕМЯ"
(нем. Achsenzeit) - теория осевого времени была сформулирована немецким философом К. Ясперсом (1883-1969) в его широко известной книге «Смысл и назначение истории». Этим термином К. Ясперс обозначил переломный период в истории, когда мифологическое мировоззрение перестало быть безусловно доминирующим, и ему на смену пришли разные мировоззренческие системы, имевшие в качестве общей характеристики нарастающий алгоритм рационально-философского освоения мира и человека (что вместе с тем не исключало напрочь миф). Эти системы (конфуцианство, даосизм, легизм, буддизм, зороастризм, античная философия, иудаизм) неслучайно сформировались, полагал философ, в промежуток времени между 800 и 200 гг. до н. э. К. Ясперс так формулировал исторические предпосылки идеологических трансформаций «осевого времени»: «...общие социальные условия... благоприятные для духовного творчества: многочисленные мелкие государства и небольшие города; политически раздробленная эпоха с повсеместной борьбой; нужда вследствие революций рядом с благополучием, так как нигде не имело места всеобщее и полное разрушение. Ставятся под вопрос сложившиеся формы жизни». При всей расплывчатости этого объяснения, очевидно, что именно в это время мир-система претерпевает радикальные цивилизационные изменения - существенно вырастает уровень урбанизации, возникают новые «вызовы» в сознании людей, «ответом» на которые является рост грамотности и рационально-интеллектуальной оснастки сознания человека. Словом, в перспективе прорастают те черты, которые в трансформированном виде характеризуют современный тип сознания. Некоторые доосевые цивилизации (древнеегипетская, ассиро-вавилонская) по целому ряду причин не смогли претерпеть подобного рода изменений и исчезли в водовороте мировой истории.
Лит.: Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1991. С. 32-50. И. Ю. НИКОЛАЕВА

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.