ОСИПОВ Николай Евграфович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Осипов, Николай Евграфович

(12.10.1877—19.02.1934) — психиатр, психолог, философ. Род. в Москве, в дворянской семье. Поступил в 1897 на мед. ф-т. На 2-м курсе был арестован как член студенческого стачечного комитета, затем освобожден без права восстановления в ун-те и уехал в Швейцарию. В 1903 получил степень д-ра медицины Базельского ун-та. Вернулся в Москву в 1904, работал в Моск. Преображенской больнице. С 1906 работал в психиатрической клинике при Моск. ун-те у проф. В.П.Сербского. В 1907 познакомился с работами З.Фрейда. О. был первым, кто сделал известным имя Фрейда в России. Написал дисс. по "неврозу навязчивых состояний". К революции отнесся отрицательно, покинул Россию и после долгих скитаний поселился (1921) в Праге, где в 1923— 1931 работал в Карловом ун-те. Это был самый плодотворный этап науч. деятельности О., развивавшейся в 3 направлениях: филос. вообще, мед. филос. и учение о неврозах как частный отдел медицины. О. — создатель и рук. "Русского психиатрического кружка в Праге". В 1935 в Праге вышел посмертный сб. в честь О., где имеются статьи о нем как о психиатре и статья Н.О.Лосского "Доктор Н.Е.Осипов как философ". Лосский пишет, что О. обладал разработанным филос. мировоззрением и, создавая свое учение об организме, человеч. "я", о человеч. душевной, телесной и обществ. жизни, опирался на учения античной филос. об идеальном бытии, примыкая к нек-рым нем. и ряду рус. философов. Объединителем, организатором тела, по О., является человеч. "я", а не психические процессы или нервная система. В сознании О. различает два вида стремлений и соответствующих им поступков: "мои" и "данные мне"; только первые есть проявления "я". Человек, говорит О., есть существо кооперативно-сложное: тело человека есть "иерархия низших субстанциальных деятелей, оформливаемая индивидуальным "я". О. разработал иерархию человеч. "я", создав учение о душевной жизни человека, как гармонически-иерархической деятельности многих "я" и применил эту теорию для лечения душевных болезней. О. во многом перекликался с Фрейдом, но, в отличие от него, ставил в основу своего учения не либидо, а любовь как фактор мировой жизни, вовсе не сводимый к физиологич. влечению. Он хотел создать учение о любви как основном космич. факторе. В своей статье "Революция и сон" О. наметил основы своих взглядов на соц. жизнь человека. Революция есть реализация подавленных, вытесненных желаний одного класса, клас. нарцистическое самоутверждение. Он сравнивал нацию в состоянии правопорядка с индивидом в состоянии бодрствования, а нацию в состоянии революции с индивидом в состоянии сна. И здесь, как мы видим, есть перекличка с теорией сновидений Фрейда. Одной из последних прижизненных публикаций О. стала статья "Болезнь и здоровье Достоевского" (1931). На протяжении ряда десятилетий работы О. не издавались. Переизд. одной из его первых статей "О психоанализе" было осуществлено лишь в 1994.



Соч.: Психологические и психопатологические взгляды Фрейда в немецкой литературе 1907 г. // Журнал С.С.Корсакова. 1908; Посмертные работы фрейдовской школы // Там же. 1909; О психоанализе // Психотерапия. 1910; Идеалистические построения и психотерапия // Там же. 1910; Психотерапия в литературных произведениях Льва Толстого // Там же. 1911; О пансексуализме Фрейда // Журнал С.С.Корсакова. 1911; Из логики и методологии психиатрии // Там же. 1912; "Записки сумасшедшего" Л.Толстого // Психотерапия. 1913; О больной душе // Журнал С.С.Корсакова. 1913; Программа исследования личности // Приложение к отчету Московского Городского Рукавишниковского Приюта за 1913 г. М., 1914; "Двойник" Ф.М.Достоевского // О Достоевском. (Сб.). Т.1. Прага, 1929; Революция и сон // Научные труды Русского Народного ун-та в Праге. T.IV. 1931; Страшное у Гоголя и Достоевского // Жизнь и смерть. Прага, 1935. (Полная библиография научных трудов и выступлений О. помещена в посмертном сб. в его честь, изданном в Праге в 1935.)


Г.Т.Койшибаев






Осипов, Николай Евграфович


Род. 1877, ум. 1934. Психиатр, психолог, психотерапевт; специалист по неврозам. Обращал особое внимание на роль эмоций в развитии неврозов. В 1920 г. эмигрировал.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ОСИПОВ Николай Евграфович
12.10.1877, Москва - 19.2.1934, Прага) - психоневролог, психотерапевт, патограф, преподаватель медицинской философии. Отец О., Евграф Алексеевич, был лидером земской медицины.
В 1897 О. окончил 3-ю московскую (Поливановскую) гимназию с золотой медалью и поступил на медицинский факультет Московского университета.
На 2-м курсе (1899) О. был арестован как член студенческого стачечного комитета, через 6 дней был освобожден без права восстановления в университете.О. уехал в Швейцарию к другу своего отца Ф.Эрисману, где закончил медицинский факультет Бернского университета, специализируясь по нейрогистологии. 16.11.1903 О, защитил диссертацию и возвратился в Москву в связи с тяжелым состоянием отца. С сентября 1904 О. - штатный помощник прозектора на кафедре гистологии и эмбриологии Московского университета. С мая 1905 - врач частной психиатрической лечебницы Н.Баженова и С.Цейтлина. В 1906 сдал экзамен для получения российского диплома лекаря. 1.5,1907 на съезде русских врачей им. Н.Пирогова делал доклад «О плазматических клетках при прогрессивном параличе», в котором описал метод выявления амеобидных глиальных клеток. Летом 1910 находился за границей, посетил клиники З.Фрейда, Э.Блейлера, К.Юнга, Р.Дю6оа. В 1911-14 О, был организатором издания книг в Москве - «Психотерапевтическая библиотека». В ответ на реакционные реформы министра просвещения Л.Кассо О. вместе с профессором В.Сербским ушел из Московского университета; работал в должности приват-доцента кафедры психиатрии и невропатологии на Высших женских курсах в Москве. В начале 1917 О. был мобилизован в армию, В 1921 О. эмигрировал в Белград. С 1923 работал доцентом, затем профессором Карлова университета в Праге; читал курс медицинской философии, неврозологии и психоанализа (по Фрейду). О. похоронен в Праге на православном кладбище.
О. считал своими учителями психиатров В.Сербского, Н.Баженова, неовиталиста-гистолога В.Карпова, гипнолога П.Подъяпольского. По своему мировоззрению бььл неовиталистом и сочувственно относился к философским взглядам Н.Лосского. Начиная с 1906 научные интересы О.
связаны с изучением психологии неврозов, психотерапии и патографии, С 1907 он популяризировал в России учение З.Фрейда и метод рациональной терапии Дюбоа. Хотя теоретических воззрений Фрейда О. не разделял, он стал поклонником его метода исследования больных, защищал Фрейда от обвинений в преувеличении роли сексуальных влечений, подчеркивая, что у фрейда существует также влечение к смерти, страх секса, страх смерти и др. патопсихологические состояния. В докладе «О больной душе» (1913) он ввел понятие «душевно-телесная конституция», позволяющее рассматривать человека с психофизиологической точки зрения. Одновременно он пытался переработать фрейдизм, используя свои персоналистические взгляды и философскую систему Н.Лосского.
В статье «Революция иСон» (1931) О. сравнивает два явления - сновидения и революции: первые, согласно взглядам Фрейда, есть исполнение подавленных желаний, противопоставление «Я» личности: революция - есть реализация подавленных, вытесненных желаний у людей, принадлежащих к одному классу. Исходя из этих предпосылок, О. делает парадоксальное заключение, граничащее с логическим заблуждением: «революция и сновидения имеют одинаковое содержание».
О. стремился создать новую науку о неврозах - неврозологию, основными методами которой был бы психологический анализ, психотерапия и гипнотерапия, которыми он владел в совершенстве, в то же время он игнорировал физиологический аспект неврозов. Понятие «неврозология» не получило распространения в психиатрии.
О. был талантливым патографом: ему принадлежат статьи о психологическом и патопсихологическом анализах героев произведений Л.Толстого, Ф.Достоевского, Н.Гоголя; об изображении в литературе ими феномена страха. Философские взгляды О, на медицину изложены в обширном очерке «Двуликость и естество медицины» (1929).
О. утверждал, что существует наукоучение (или теория науки). Медицина - прикладное естествознание, врач - естествоиспытатель. Медицина - особая сторона человеческой культуры - это наука, искусство, связанные с техникой и взаимоотношением между врачом и больным.
Медицинская наука - это нозологическая наука. В сущности медицина всегда антропоцентрична: врач - не только естествоиспытатель, но и психолог. Клиническая медицина стремится к индивидуальному лечению больного. В теоретическое понятие «болезнь» включены ряд др. понятий: симптом, симптомокомплекс, процесс, течение, патоморфологическая картина, этиологическая сущность, телеологическое понимание, вытекающее из принципа борьбы организма с болезнью, онтологическое понимание болезни как единого целого. Критерии определения болезни, предложенные О. - современны.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции