(1879, Москва — 1942) — арт. оперы (бас), педагог. Пению обучался с 1898 в Моск. муз.-драм. уч-ще. Позднее совершенствовался у К. Кржижановского. В 1901 — 08 выступал в Моск. частной рус. опере (дебютировал в партии Мельника — "Русалка" А. Даргомыжского). В 1908—11 и 1914—28 солист моск. Большого т-ра (дебютировал в партии Сусанина — "Жизнь за царя" М. Глинки), а также в 1920-х гг. пел в моск. Худож. опере под упр. Г. Комиссаржевского. В 1911 —14 солист моск. Оперы С. Зимина. Гастролировал в Казани (1907), Одессе (1910), Вятке (1922), Минске (1928). Обладал хорошо поставленным голосом, ясной дикцией и чистой интонацией, "г. Осипов артист безусловно симпатичной складки и по голосовым данным, и по характеру исполнения. Полезным, дельным он умеет быть всегда, иногда же способен подниматься и до яркого, сильного" (Ю. Энгель)*.
1-й исп. партий: Буря-богатырь ("Кащей бессмертный"), Стецько ("Страшная месть"); в Большом т-ре — Додона ("Золотой петушок"), Кухарки ("Любовь к трем апельсинам"), Графа де Грие ("Манон"); в Москве — Мишки ("Дни нашей жизни"), Мстивого ("Млада"); на рус. сцене — Кампеллы ("Зимняя сказка"). Лучшие партии: Борис Годунов, Пимен, Салтан, Додон, Собакин. Др. партии: Иван Хованский, Владимир Галицкий, Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Иван Грозный ("Купец Калашников"), Казенбек, Варяжский гость, Вязьминский, Мамыров, Тибо, Гремин; Лепорелло ("Дон Жуан"), Мефистофель ("Фауст" и "Мефистофель"), Марсель ("Гугеноты"), Шонар ("Богема"), Рамфис, Нилаканта, Вотан ("Валькирия"). Партнеры: М. Бочаров, М. Гальвани, Н. Забела-Врубель, Л. Звягина, А. Нежданова, Н. Обухова, Е. Цветкова, Ф. Шаляпин. Пел п/у М. Багриновского, Б. Вальтера (в 1914), Н. Голованова, М. Ипполитова-Иванова, Н. Кочетова, В. Небольсина, А. Пазовского, Е. Плотникова, В. Сука.
Вел пед. деят-сть. Среди его учеников — М. Д. Михайлов (1924—30).
Записывался на грампластинки (8 произв.) в Москве ("Граммофон", 1907).
Лит.: Энгель Ю. Д.* Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке. 1898— 1918. — М., 1971. С. 278, 369, 370; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905—1917. — Л., 1975. С. 265; Преснецов Р. Музыка и музыканты Вятки. — Горький, 1982. С. 156—157.