Осипович - псевдоним беллетриста Андрея Осиповича Новодворского (XXVIII, 757).
Осипович
— литературное имя талантливого беллетриста Андрея Осиповича Новодворского. Род. в 1853 г. в обнищавшей польской шляхетской семье Киевской губернии. Нужда ее доходила до страшных размеров; часто не было хлеба в буквальном смысле слова. О. было 13 лет, когда умер отец и исчезли последние достатки. На него легла обязанность поддерживать мать и сестер. Он учился в то время в немировской гимназии, где кончил курс в 1870 г. Создав себе репутацию хорошего репетитора, он временами добывал хорошие деньги, но приходилось очень много работать, приходилось на "кондициях" жить в крайне негигиенических и унизительных условиях; это озлобило его душу и надорвало здоровье. В 1870-х гг. О. некоторое время слушал лекции на математическом факультете киевского унив., затем переехал в СПб. и в 1877 г. дебютировал в "Отеч. Зап. "повестью: "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны", за которой последовали несколько повестей — "Карьера", "Тетушка", "Сувенир", "Роман", "Мечтатели", "История", "Накануне" (в "Отеч. Зап.", "Слове" и "Новом Обозрении"). Успех, выпавший на долю "Эпизода из жизни ни павы, ни вороны", литературный заработок, давший возможность жить "роскошно", т. е. иметь собственную комнату и ежедневно обедать — все это внесло некоторый свет в угрюмую, озлобленную душу О., но не могло восстановить утраченного здоровья. В 1881 г. у него открылась скоротечная чахотка. На средства литературного фонда его отправили в Ниццу, где он, в апреле 1882 г., умер в больнице, в нищете и полном одиночестве. Неудачник в жизни, О. является неудачником и в литературной карьере своей. Только через 15 лет после его смерти, в 1897 г., повести его, разбросанные по старым журналам, да еще таким, которые запрещены к выдаче из библиотек, были изданы отдельно (СПб., 1897). Неудивительно, что они были совершенно забыты. А было время, когда "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны" возбудил чрезвычайные ожидания и когда Щедрин ставил О. выше Гаршина. Неблагоприятные условия, в которые поставила О. судьба, отозвались на его произведениях. Желание отразить то настроение, которым было охвачено поколение конца 70-х гг. и которое, по внешним причинам, не могло получить ясного литературного выражения, привело к тому, что все произведения О. представляют собой ряд аллегорий и намеков. Бесспорный дар рассказа и тонкий юмор оказались бессильными в этой борьбе с невозможностью воплотить в определенных образах симпатичные автору типы и настроения. Стремления и лица, ему несимпатичные, О. рисует утрированно резко. В общем получается малохудожественная непропорциональность и впечатление шаржа. Лучшее произведение О. — "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны": это очень оригинальная, местами блестящая смесь беллетристики и публицистики, где действующими лицами являются литературные типы — Печорин, Рудин, лермонтовский Демон, Базаров, Елена из "Накануне". Появляется на сцену и Тургенев, ведущий разговор с Соломиным из "Нови". Ср. И. И. Ясинский, в "Отеч. Записках" (1882, № 3); Скабичевский, "Сочинения" и "История новой русской литературы".
С. В.
{Брокгауз}
Осипович
[1853—1882] (псевдоним Андрея Осиповича Новодворского) — беллетрист-народник. Род. в разорившейся дворянской семье, которую с 13-летнего возраста содержал личным заработком. Всю жизнь провел в неустанной борьбе за кусок хлеба. На средства "Литературного фонда" был отправлен в Ниццу; умер 29 лет от туберкулеза. Печатался Осипович в "Отечественных записках".
Личная судьба писателя — типичная судьба его собственных персонажей. Недаром сам он свое творчество расценивал как "счет приходу и расходу своего я". Поражение революционного народничества, сопровождавшееся кризисом народнической идеологии, вызвало резкие психологические сдвиги в сознании революционной интеллигенции 80-х годов прошлого века.
Был нанесен сокрушительный удар по системе индивидуальной накопляющей жертвы. Начался пересмотр роли "критически мыслящей личности". Под этим идеологическим знаком кризиса и переоценки и вступил в литературу Осипович, творческая деятельность которого посвящена разработке темы отношения между "народом" и интеллигенцией.
В первых своих произведениях "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны" [1877] и "Карьера" [1880] писатель трактует свою тему в плане иронии и скептицизма. Свою личную судьбу интеллигента-восьмидесятника, лишнего человека и неверующего народника О. считает вечной судьбой всей интеллигенции в целом. В "Эпизоде" дана развернутая галерея лишних людей, уже известных ранее, созданных литературой типов: Печорина, Рудина, Базарова, Соломина и др. В качестве действующих лиц в сюжет введены и писатели Белинский, Тургенев. Все они — и писатели и их персонажи — "лишние", ни павы, ни вороны, не способные бороться "за народ", но не способные в то же время и погрязнуть в обывательской тине. В. Воровский в статье "Лишние люди" (1905; II т. "Сочинений", стр. 49) писал об "Эпизодах": "Ни павы ни вороньи сомнения и колебания должны были вскоре разрешиться для Печерицы (персонаж из "Эпизодов") и его друзей в виде преодоления временного пессимистического настроения. Несмотря на высказываемый автором страх потонуть в болоте, потонуть они не могли, хотя бы уже потому, что, как говорит... Печерица, “если в башке у человека зародилось кое-что, чему по законам человеческого прогресса положено развиваться, то такой человек не умирает"". "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны" в свое время вызвал много шума и был центром оживленной журнальной полемики. Популярность этого произведения была так велика, что выражение "ни павство, ни воронство" вошло в журналистику 80-х гг. на правах социально-психологического термина.
Последующие произведения О. — "Тетушка" [1880], "Сувенир" [1881], "Роман" [1881], "Мечтатели" [1881] — свидетельствуют о некотором переломе в его настроениях. Не изменяя своей основной теме, писатель ироническое и скептическое отношение к "лишним людям" заменяет стремлением оправдать их, сочувствием и жалостью к ним. Он видит их с другой стороны, подчеркивает в них другие черты — самоотверженность, героизм, преданность своему делу. Творческая манера писателя резко меняется. Публицистически заостренная пародия, шаржи, нагромождение публицистических отступлений — все, что позволяло народнической критике сравнивать Осиповича с Гейне и Щедриным, сменилось лирически-повествовательной манерой. В. Воровский писал об этом периоде творчества О. ("В ночь после битвы", 1908; II т. "Сочинений", стр. 47): "Литературная история русской интеллигенции с конца 70-х годов состоит сплошь из постоянно сгущающейся окраски пессимизма. А. О. Новодворский, еще стоящий одной ногой в царстве воодушевления и долга, другой уже переступает в мрак отчаяния, беспомощности и пессимизма".
Библиография
: I. Сочинения, изд. Батуева, 4 тт., СПб, 1897.II. Ясинский И., Андрей Осипович Новодворские, "Отечественные записки", 1882, кн. III; Арнольд Ф., Из истории лишних людей, "Русская мысль", 1902, кн. IX; Скабичевский А., История новейшей русской литературы, изд. 7-е, СПб, 1909 (гл. "Беллетристы 80-х годов"); Львов-Рогачевский В. Л., А. О. Осипович-Новодворский и эпоха перелома, [М., 1929] (Научные труды Индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта. Соц.-экономическая серия, вып. VII).
III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Москва — Ленинград, 1924.
А. Бескина.
{Лит. энц.}