• ??????,
???????, см. Domus, Дом.
ОСОБНЯК
Особняк
«ОСОБНЯК»
С.-Петербург) — театр был основан в 1989 г. и стал одним из многочисленных новоявленных театральных коллективов, появившихся в Ленинграде, как только из Москвы дошел слух о постановлении, разрешающем на законном основании открывать «новые театры». Однако такой коллектив, как «О.», появился бы на свет, даже если бы в нашей стране не произошло «перестройки». Уже в самом названии угадывается намек на основную идею его возникновения. «О.» был организован небольшой группой актеров (Дмитрий Поднозов, Игорь Ларин, Тамара Крехно и примкнувшая к ним, не имеющая профессионального образования Ольга Тетерина), которые решили организовать альтернативное государственным театрам начинание. Если там господствовала жесткость, идеологический контроль со стороны государства и художественный диктат со сторонырежиссуры, то создатели «О.» хотели создать театр-царство актерского братства. Мечтали об актерском художественном руководстве (а не директоре с главным или очередным режиссером), чтобы актеры, заинтересовавшиеся постановкой той или иной пьесы, «нанимали» себе режиссера, и никогда — наоборот. Кроме идеи у «театральных революционеров» практически ничего не было — ни первоначального капитала, который мог бы обеспечить творческие замыслы, ни даже помещения, где бы эти замыслы могли быть осуществлены. Придумали почти экзотический выход из положения: присмотрели небольшое помещение (флигель во дворе дома № 55 по Каменноостровскому проспекту) и нанялись туда дворниками. Буквально через несколько недель их участок работы засиял чистотой, артисты (они же дворники) были объявлены лучшей бригадой района, и их просьба, обращенная к администрации района предоставить для репетиций и проката спектаклей пустующее помещение (прежде — Красный уголок и Совет ветеранов) была, ко всеобщей радости, удовлетворена. Привели помещение в порядок и один за другим выпустили два спектакля: уличное представление «Петрушка, или Ванька Рататуй» и зрелище для детей «Похищение в Мумми-Доле, или С днем рождения, Морра!». Но по-настоящему город узнал об «Особняке», когда летом 1990 г. театр показал в рамках фестиваля «Назад, к Чехову» свой «Сон о вишневом саде», поставленный И. Лариным в жанре эскиза по пьесе А. Чехова. «Сон о вишневом саде» положил начало целой серии спектаклей, которую позже назовут «активной трепанацией классики». Сюда вошли: «Омрачение» — вариации по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (1991 г.), «Искушение св. Жерома» — мимический балет по мотивам Босха и Брейгеля (1992 г.), «Лес» по А. Островскому (1995 г.) — все в постановке И. Ларина. Ни об одном из этих спектаклей нельзя было сказать, что их создатели увлечены эпатажем публики, хотя многие критики сходились на том, что режиссера Ларина привлекает психологическая клоунада, психологическая эксцентрика. Неизменно удивляло одно — богатейший и неординарный сценический текст, который никогда не вмещался в литературный текст пьесы. Возможно, не появись в репертуаре «О.» эти ларинские спектакли, не возникла бы и их генеральная линия, связанная с освоением современной драматургии — как отечественной, так и зарубежной. В 1993 г. труппа театра пополнилась новой актрисой — Натальей Эсхи, а репертуар — ее моноспектаклем «Перформанс не для всех» по пьесе А. Шепенко «Игра в шахматы» (реж. М. Черняк). А уже в следующем, 1994-м, «особняковцы» открыли для Петербурга драматургию Михаила Угарова, поставив его пьесу «Газета “Русскiй Инвалидъ” за 18-е июля…». К концу 90-х «О.» в шутку уже называли театром, специализирующимся на пьесах М. Угарова. С неизменным успехом их ставил здесь В. Михельсон («Истребитель», 1997 г., «Зеленые щеки апреля», 1999 г.). При этом параллельно появились и «Слабая боль» Г. Пинтера (реж. А. Маслов, 1996 г.), и «Лошади в окне» М. Вишнек (реж. В. Ваха, 1997 г.), и «Сеньор Кабачок» кабаре-ТV по фильмам Феллини и мюзиклам 1950-х гг. (идея и воплощение Н. Эсхи и Д. Поднозова). Наконец, в канун юбилея (10 лет существования) в «Особняке» была поставлена пьеса С. Беккета «Счастливые дни» (реж. В. Михельсон). К этому моменту на сцене театра «О.» все чаще стали выступать актеры, работающие в других театрах, показывая здесь свои «самостоятельные», экспериментальные опусы. Поначалу это были моноспектакли: «Эпитафию» (1998 г.) по Э. Лимонову и Т. Кибирову (реж. В. Михельсон) играл А. Девотченко; «Страх» (1999 г.) по рассказам А. Чехова (реж. В. Михельсон) играл М. Вассербаум; «Изгнанника» (1999 г.) по С. Беккету играл В. Тереля (реж. В. Тереля). К 2000 г. площадка «О.» стала восприниматься как «полигон» для любых, пусть самых дерзновенных, даже дерзких, экспериментов. И театр объявил общегородскую акцию, провозгласив свое стремление создать «Союз правых театров». В результате в сезоне 2000/01 г. на сцене «О.» прошел показ более сорока премьер различных театральных коллективов Санкт-Петербурга. С тех пор система «театральных акций» (или — «театральных проектов») стала нормой жизни для театра «О.». И по финансовым, и по идейным соображениям театр отказался от содержания постоянной труппы. Из первоначального состава создателей «О.» в нем остался только Дмитрий Поднозов. Все остальные приглашаются на тот или иной проект. Совместно с театром «Ландскрона» «О.» неоднократно проводил публичные «читки» современных пьес. В режиме «театральной акции» был сделан и спектакль «Активная сторона бесконечности» по пьесе Клима (реж. А. Янковский), и «чтение» пьесы Клима «Я… Она… Не Я и Я». А. Лыковым (реж. А. Янковский), и «Lexicon» по романам Милорада Павича «Хазарский словарь», «Звездная мантия», «Пейзаж, нарисованный чаем» (реж. А. Слюсарчук), номинированный на «Золотую маску–2003». И хотя этот спектакль не был удостоен Российской национальной театральной премии, «О.» и впредь собирается продолжать политику отстаивания права на эксперимент, связанный с развитием художественных идей, а не конъюнктурного коммерческого театра. (Е. М.)П
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010