ОСОБЫЕ СОВЕЩАНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ОСОБЫЕ СОВЕЩАНИЯ
государственные учреждения по руководству военной экономикой России в годы первой мировой воины. Созданы в августе 1915, всего пять: по обороне государства; обеспечению топливом Министерства путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий, работающих для обороны, по перевозке топлива, продовольствия и военных грузов; по продовольственному делу; по устройству беженцев. Их предшественником было «Особое совещание» по усилению артиллерийским снабжением действующий армии (учреждено в мае 1915). По Положению о совещаниях каждое из них являлось «высшим государственным установлением», которому никакое правительственное учреждение или лицо не могло давать предписаний и требовать отчета. «Особые совещания» имели право требовать содействия всех общественных и правительственных организаций, устанавливать предельные цены, срок и очередность выполнения военных заказов, осуществлять частные и общие реквизиции, налагать секвестр на предприятия, отстранять от занимаемых должностей директоров и членов правлений и т. д. Возглавлялись председателями совещаний (соответственно военным министром, министрами торговли и промышленности, путей сообщения, земледелия и другими), их членами являлись представители ведомств, Государственной думы. Государственного совета и общественных организаций. Приглашались на заседания представители банковских и промышленных монополий, выполнявших военные заказы. Члены имели совещательный голос; решения принимали только председатели «Особых совещаний». Руководство военной экономикой страны осуществлялось через рабочие органы «Особых совещаний»: управления делами, особо уполномоченных председателей совещаний, отраслевые военные комитеты, подготовительные комиссии и т. д. Координирующие функции (с июня 1916) осуществляло «Особое совещание министров для объединения всех мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла » во главе с председателем совета министров. Центральное место среди совещаний занимало «Особое совещание» по обороне государства, в функции которого входили: контроль и финансирование промышленных предприятий (около 5 тысяч), изготовлявших предметы вооружения и военного снабжения; распределение между ними военных заказов; регулирование производства и снабжения русской армии и промышленности из-за границы. В состав этого совещания входили 10 представителей различных ведомств, 10 от Государственной думы, 10 от Государственного совета, 4 от военно-промышленного комитета, по одному от земского и городского союзов. Председателем совещания по обороне являлся военный министр, который мог приостанавливать распоряжения председателей других «Особых совещаний» и ставить на обсуждение в интересах ведения войны вопросы об их деятельности. При совещании по обороне действовали подготовительные комиссии: по общим вопросам, по артиллерийским вопросам, наблюдательная, реквизиционная и другие. Местными органами совещания по обороне были заводские совещания, возглавляемые уполномоченными председателя «Особых совещаний». В феврале 1918 «Особое совещание» по обороне было расформировано.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

"ОСОБЫЕ СОВЕЩАНИЯ"
в России в годы 1-й мировой войны - гос. учреждения, ссзданные для руководства экономич. жизнью страны: 1) "О. с." для обсуждения и объединения мероприятий по обороне гос-ва; 2) "О. с." для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, гос. и обществ. учреждений и предприятий, работающих для целей гос. обороны; 3) "О. с." для обсуждения и объединения мероприятий по перевозке топлива и продовольствия, воен. грузов; 4) "О. с." для обсуждения и объединения мероприятий по продовольств. делу. Предшественником их было "О. с." по усилению снабжений действующей армии главнейшими видами боевого довольствия, созданное (май 1915) в условиях острой нехватки вооружения. Положения о совещаниях (утверждены царем 17 авг. 1915) отмечали, что каждое "О. с." - "высшее гос. установление", и "никакое правительственное место или лицо не дают особому совещанию предписаний и не могут требовать от него отчета". В то же время "О. с." имели право требовать содействия всех обществ. и правительств. орг-ций, они могли устанавливать предельные цены, срок и очередность исполнения заказов, налагать секвестр и реквизиции, собирать сведения о работе предприятий, устранять от службы членов их правлений, директоров и т. д. Будучи составной частью росс. государственно-монополистического капита- лизма, система "О. с." включала как гос.-монополистич. органы по регулированию отдельных отраслей нар. х-ва (Металлургический комитет 1915-17, Центр. бюро по закупкам сахара и др.), так и разл. военно-бюрократич. органы. Членами "О. с." были представители ведомств, Гос. думы, Гос. совета и бурж. обществ. орг-ций. На заседания приглашались представители монополий, получавших на воен. заказах крупные прибыли. Члены "О. с." имели совещат. голос; решения принимались только председателями совещаний (ими были соответственно министры: военный, торговли и пром-сти, путей сообщения, земледелия). Широкое вмешательство "О. с." в экономику страны осуществлялось посредством их рабочих органов: управлений делами, особоуполномоченных председателей совещаний, отраслевых к-тов, подготовит. комиссий и т. д.

Центр. место среди совещаний занимало "О. с." по обороне, к-рое осуществляло контроль и финансирование св. 5 тыс. предприятий, изготовлявших предметы боевого снабжения, распределяло между ними воен. заказы, занималось вопросами регулирования произ-ва и снабжения рус. армии и пром-сти из-за границы через Англо-рус. и Рус.-американский к-ты.

"О. с." по топливу, выделив из своей среды угольную, нефтяную, дровяную и торфяную секции, организовав Распорядительный к-т, устанавливало предельные цены на топливо, заготовляло и регулировало поступление топлива потребителям. В авг. 1917 была введена монополия на уголь Донбасса.

"О. с." по перевозкам регулировало движение грузов по ж. д. и водным путям, ведало строительством новых и расширением старых ж. д., распоряжалось подвижным составом и складами вне театра воен. действий.

"О. с." по продовольствию устанавливало предельные цены на продовольствие и распределяло его, следило за соблюдением такс, выясняло запасы и потребности в продовольствии. К кон. 1916 при совещании существовало св. 14 комиссий (по борьбе с дороговизной, Центр. бюро по мукомолью и др.).

Деятельность "О. с." не могла предотвратить нараставший в стране экономич. кризис, ибо регулирование воеи. произ-ва шло за счет всего нар. х-ва, в интересах финанс. олигархии. Врем. пр-во сохранило "О. с." (9(22) марта было ликвидировано "О. с." по продовольствию, функции к-рого перешли к Общегос. продовольств. к-ту). После победы Окт. революции Сов. власть, реформировав "О. с." по обороне, использовала его для финансирования и демобилизации пром-сти; технич. кадры и учетно-регистрац. аппарат совещания и органов по непосредств. регулированию отраслей нар. х-ва были использованы в строительстве центр. и местных органов Высшего совета нар. х-ва и Воен.-хоз. совета Наркомата по воен. делам. "О. с." по топливу со всеми своими органами было 30 дек. 1917 (12 янв. 1918) передано в ведение отдела по топливу ВСНХ.

Лит.: Особые совещания и к-ты воен. времени. Свод законов..., П., 1917; Букшпан Я. М., Воен.-хоз. политика, М.-Л., 1929; Сидоров А. Л., Борьба с кризисом вооружения рус. армии в 1915-1916 гг., "ИЖ", 1944, No 10-11; его же, Ж.-д. транспорт в Первой мировой войне, "ИЗ", т. 26, М., 1948; его же, К истории топливного кризиса в России в годы Первой мировой войны (1914-1917), "ИЗ", т. 59, М., 1957; его же, Финансовое положение России в годы Первой мировой войны (1914-1917), М., 1960; Тарковский К. Н., Формирование гос.-монополистич. капитализма в России в годы 1-й мировой войны (на примере металлургич. пром-сти), М., 1958. См. также лит. к статье Государственно-монополистический капитализм.

С. А. Сомов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976