архитектурно-художествениый ансамбль в Москве. В 1743-1917 подмосковная усадьба графов Шереметевых (с конца 19 в. в черте Москвы). В конце 18 в. в О. - один из крупнейших крепостных театров России (на сцене играли П. И. Жемчугова, Т. В. Шлыкова и др). Дворцово-парковый ансамбль О. был создан в 1790-х годах (архитекторы Ф. Кампорези, П. И. Аргунов и другие). В интерьерах - коллекции живописи, мебели и пр. Церковь Троицы (17 в.).
ОСТАНКИНО
ОСТАНКИНО
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ОСТАНКИНО
село и усадьба, известны с 1558, с 1743 владение графов Шереметевых; с к. XIX в. в черте Москвы; с 1918 Останкинский дворец-музей творчества крепостных. Самая старая постройка Останкина - церковь Живоначальной Троицы (1678-92, крепостной зодчий П. Потехин, "узорочный стиль"; колокольня - 1877-78, арх. Н.В. Султанов). Дворцово-парковый комплекс в Останкино создан в стиле классицизма. Архитектурный ансамбль состоит из дворца-театра и соединенных с ним галереями "Египетского" (концертный зал) и "Итальянского" (банкетный зал) павильонов. Все постройки деревянные с оштукатуренными фасадами (1791-98, арх. Ф. Кампорези, П.И. Аргунов и др.). Останкино - единственный памятник русского классицизма XVIII в., полностью сохранивший первоначальное декоративное убранство интерьеров; в его создании участвовали в основном крепостные мастера (в т. ч. художники Аргуновы, Г. Мухин, резчики И. Мочалин, Ф. Пряхин, А. Никифоров, паркетчики Ф. Прядченко, Е. Четвериков и др.).
Центральную часть дворца занимает театр с машинным отделением (сохранилось частично), гримировочными и др. подсобными помещениями. В труппе театра было 200 крепостных актеров, в т. ч. знаменитая певица П.И. Жемчугова (с 1801 жена Н.П. Шереметева); в репертуаре - св. 100 опер, балетов. В парадных залах и гостиных дворца представлена коллекция мебели, хрустальных люстр, фонарей, жирандолей, часов, ваз работы русских и иностранных мастеров. В картинной галерее - живопись и скульптура западноевропейских и русских мастеров XVII-XVIII вв., коллекция гравюр. Частично сохранились регулярный и пейзажный парки; партер с мраморными гермами и вазами.
Центральную часть дворца занимает театр с машинным отделением (сохранилось частично), гримировочными и др. подсобными помещениями. В труппе театра было 200 крепостных актеров, в т. ч. знаменитая певица П.И. Жемчугова (с 1801 жена Н.П. Шереметева); в репертуаре - св. 100 опер, балетов. В парадных залах и гостиных дворца представлена коллекция мебели, хрустальных люстр, фонарей, жирандолей, часов, ваз работы русских и иностранных мастеров. В картинной галерее - живопись и скульптура западноевропейских и русских мастеров XVII-XVIII вв., коллекция гравюр. Частично сохранились регулярный и пейзажный парки; партер с мраморными гермами и вазами.
ОСТАНКИНО
бывшая подмоск. усадьба Н. П. Шереметева; знаменита дворцом, представляющим собой памятник рус. архитектуры и декоративного иск-ва конца 18 в. В архит. ансамбль О. входит также кам. церковь, построенная крепостным кам. дел мастером Потехиным в 1693, парк, спланированный в конце 18 в. крепостным арх. А. Ф. Мироновым. Первые упоминания об О. относятся к 1558, когда владельцем этих земель был боярин А. Сатин. В конце 16 в. О. переходит к дьяку В. Я. Шелкалову. В нач. 17 в. деревянный боярский дом, церковь и др. постройки были сожжены польскими интервентами. После вступления на престол Михаила Романова О. переходит к его родственнику кн. И. Б. Черкасскому. По описи 1678 в О. числилось 55 дворов кабальных людей с населением ок. 300 чел. С 1743 усадьба переходит к П. Б. Шереметеву. Новое строительство в О. развертывается при его сыне Н. П. Шереметеве. Проекты дворца разрабатывались при участии архитекторов Дж. Кваренги, Ф. Кампорези, Е. С. Назарова. Строительство осуществлено крепостными зодчими П. И. Аргуновым, А. Ф. Мироновым и Г. Е. Дикушиным в 1792-97. Рельефы на фасадах работы скульптора Ф. Г. Гордеева. Центр. часть дворца занимает театр. По оборудованию и технич. оснащенности - один из лучших театров того времени (оборудование сцены и зала крепостного Ф. И. Пряхина). Художеств. оформление дворца: резьба по дереву, наборный паркет, росписи стен и потолков, лепные украшения - выполнены крепостными и вольнонаемными нар. мастерами. В кон. 18 в. на сцене театра силами крепостной труппы ставились оперы, балеты и комедии. В историю рус. театра вошли артистки останкинской труппы П. И. Жемчугова, Т. В. Шлыкова, А. Т. Буянова и др. После переезда Шереметева в Петербург (1801) усадьба приходит в запустение. В 1812 французы занимали дворец под штаб одной из своих частей; при отступлении разграбили его, разрушили театр, сожгли декорации. В 1817 дворец был отремонтирован в связи с посещением его Александром I. В послереформенные годы здание дворца не раз перестраивалось, причем в оформление и убранство комнат вносились перемены, уничтожавшие творения крепостных мастеров. В 1917 усадьба была национализирована, и дворец превращен в музей. В ходе реставрационных работ ансамбль О. был освобожден от наслоений, возникших за последние 100 лет. В 1948 решением Моссовета дворец и прилегающая к нему часть парка объявлены заповедником - дворцом-музеем творчества крепостных. Лит.: Виноградов К., Останкино... (Исторический очерк), М., 1929; Соловьев К. A., Останкино (Путеводитель), М., 1944; Путеводитель по Останкинскому дворцу-музею творчества крепостных, М., 1952. В. В. Познанский. Москва.