Остолопов, Николай Федорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ОСТОЛОПОВ НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ
(1782—1833) Николай Федорович Остолопов, поэт, переводчик, теоретик стиха, родился 3 ноября 1782 г. в Сольвычегодске, в большой семье небогатого вологодского помещика, служившего уездным судьей. Первоначальное образование получил в Горном кадетском корпусе, по окончании которого в 1801 г. поступил на службу в Коллегию иностранных дел, но с 1802 г. перешел в департамент министерства юстиции. На протяжении всей жизни до выхода на пенсию занимал достаточно высокие посты в различных министерствах и ведомствах; последним назначением стала должность директора Петербургских театров (1824—1826 гг.).
Все свободное время чиновник отдавал любимым занятиям словесностью. При жизни он опубликовал два сборника стихов, нравоучительную повесть, переводил Вольтера и других авторов, состоял членом обществ любителей российской словесности. Два раза принимался за издательскую деятельность. В 1806 г. он издавал ежемесячный журнал «Любитель словесности», в 1821 — 1824 гг. возглавлял «Журнал департамента народного просвещения».
Остолопов написал всего два филологических труда, но оба они оказались знаковыми вехами в истории отечественной словесности.
В 1822 г. он опубликовал «Ключ к сочинениям Державина с кратким описанием жизни сего знаменитого поэта* — первый в России научный комментарий, опирающийся к тому же на сведения, полученные от самого поэта. Примечательно глубокое понимание значимости такого рода деятельности, которое продемонстрировал его автор. «Чем более мы станем удаляться от времени существования Державина, — писал он в предисловии, — тем его сочинения будут казаться непроницаемее — и наконец не может ли с ними последовать того же, чему подверглись многие творения Горация, Пиндара и других Читая их, мы или смешиваем подобные между собой происшествия, или вымышленные имена принимаем за действительные, или, наконец, пленяясь остроумными и смелыми выражениями, нс знаем, по какому случаю они сказаны и к какому лицу относятся Имея счастье пользоваться благосклонностью Гавриила Романовича, я успел под его руководством собрать самые достоверные объяснения на большую и лучшую часть сю сочинений и решился ныне сообщить сии объяснения моим соотечественникам — надеясь, что не только они, даже самые отдаленнейшие потомки, до которых, без сомнения, достигнут творения Державина, примут услугу мою с благодарностью...»
«Ключ...» создан к изданию сочинений Державина 1808 г. и содержит почти 120 комментариев — от лаконичных {«Памятник. Подражание Горацию. Писано в 1796 г.») до весьма развернутых, как, например, к стихотворению «Водопад»: «Писано в С.-Петербурге в 1791 г. по случаю кончины князя Г. А. Погсмкина-Таврического. Здесь представлено точное изображение Кончезерского водопада в Олонецкой губернии. Автор, бывши олонецким губернатором в 1785 г., осматривал оный и, затвердив в уме сие чудное явление природы, воспользовался им при описании кончины сильного человека.
В 5, 6 и 7 куплетах под Волком, Ланью и Конем подразумеваются три свойства людей, а именно злых, кротких и надменных.
В 8, под Старцем, сидящим в пустыне на утлом пне, разумеет автор гр. П. А. Румянцева-Задунайского, жившего тогда в своей деревне. Далее — под Луною разумеется укрощенная им Оттоманская Порта, под Сном его — деяния и дарования вождя»...
Еше более значимым, можно сказать, главным трудом жизни Н. Ф. Остолопова стал «Словарь древней и новой поэзии» в 3 частях (1821), который он создавал в течение полутора десятков лет. Это фундаментальное издание стало первым в отечественной науке сводом знаний по истории и теории стиха, подводящим итоги классицистическому периоду русской литературы.
Предоставляя судить об успехе замысла читателям, автор без ложной скромности отметил: «Однако ж могу сказать, что ни в одной пиитике, ни в российской, ни в иностранной, не найдут они таких подробностей, которые здесь излагаются: все средства употреблены мною к тому, чтобы учащих и учащихся поэзии избавить от чтения множества писанных по сему предмету книг, которых не всегда отыскать можно, или, по крайней мере, па которые потребно весьма значительное иждивение».
В «Словаре» даны определения 422 поэтических терминов, их этимология, краткая история, сопровождаемая обширными цитатами и собственными рассуждениями. «При описании происхождения или истории значительнейших отраслей поэзии, — уведомлял автор, — показаны и прославившиеся в оных писатели с означением времени их существования»... Остолопов опирался в первую очередь на опыт теоретиков классицизма и отчасти французских просветителей, привлекая в качестве примеров образцы творчества в основном писателей XVIII — начала XIX в., вплоть до Пушкина. Втексте «Словаря» часты ссылки на признанных теоретиков старой «риторической» школы — Лагарпа, Батте, Бутервсрка, Эшенбурга. Так, поэзия определялась автором как «вымысел, основанный на подражании природе изящной и выраженный словами», цель поэзии — «нравиться, возбуждая страсти». В драме требовалось обязательное соблюдение трех единств, эпическая поэзия должна быть нравоучительной, добродетель должна всегда торжествовать... Допуская, например, в басне аллюзии, «надобно стараться, чтобы таковую аллюзию можно было всякому приметить, ибо в противном случае она не сделает никакой приятности». Давая определение «вольности пиитической», автор писал, что она «есть терпимая неправильность, погрешность против языка, которую делают иногда поэты для рифмы также под словом вольность разумеется употребление некоторых речений, кои только в стихе, а не в прозе — и то по крайней нужде написать можно; напр.: меж, иль, однак, хоть, коль — вместо между, или, однако, хотя, ежели».
Кстати, сам Н. Ф. Остолопов в своем поэтическом творчестве не был столь ортодоксален, тяготея скорее к «чувствительной* поэзии начала XIX в.
Написанный в традициях классицизма по духу и старинным даже для того времени слогом, «Словарь...» вызвал нарекания в «отставании» от реального развития русской поэзии, к тому времени преодолевавшей мертвенный схематизм классицистических догм, но тем не менее долгое время продолжал служить справочной настольной книгой, пособием для студентов и своего рода руководством для начинающих поэтов. В любом случае он имел большое познавательное значение.
В развитии же теоретико-литературного сознания в России этому во всех отношениях беспримерному сочинению Н. Ф. Остолопова суждено было сыграть исключительную роль. «Словарь» воочию показал слабые места «старой», «риторической» литературной теории и указал на настоятельную необходимость создания теории новой, которая могла бы реально обеспечить поступательное развитие русской литературы и искусства.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ТРУДОВ Н. Ф. 0СТ0Л0П0ВА
Ключ к сочинениям Державина, с кратким описанием жизни сего знаменитого поэта. СПб.: Тип. И. Глазунова, 1822. 6, 95 с.
Словарь древней и новой поэзии, составленный Николаем Остолоповым. Действительным и Почетным Членом разных Ученых Сообществ. СПб.: Тип. Имп. рос. академии, 1821. Ч. 1.2, III, 3, IV, 531 с.; Ч. 2. 2, III, 3, 489 с.; Ч. 3. 2, III, 3, 500, XXX с.
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
КЛЭ; РП 4.

Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.

Остолопов, Николай Федорович

— Вологодский вице-губернатор, директор петербургских театров, писатель. Н. Ф. Остолопов родился в Сольвычегодске в 1783 г., воспитывался в Петербурге, в Горном корпусе; службу начал в 1801 году "студентом" в коллегии иностранных дел, но уже в следующем году перешел в департамент министерства юстиции; с июля 1808 г. по апрель 1812 г. был Вологодским губернским прокурором и затем снова перевелся в департамент министерства юстиции, откуда, после кратковременной отставки, поступил в 1813 г. в министерство финансов и вскоре получил назначение состоять главным правителем комиссии, учрежденной в Вологодской губ. над питейными сборами; с марта 1814 г. по январь 1819 г. Остолопов был вице-губернатором в Вологде; уволенный, по прошению, от этой должности, он был причислен к департаменту герольдии; с 6-го ноября 1820 г. по 31 марта 1824 г. занимал должность редактора "Журнала департамента народного просвещения"; кроме того, с ноября 1820 г. по май следующего года был инспектором классов в Петербургском училище св. Екатерины; в 1824 г Остолопов перешел на службу в ведомство путей сообщения и был, между прочим, председателем Шоссейного экономического комитета. В октябре 1825 г., в чине статского советника, он занял должность директора петербургских театров (после А. А. Майкова), в которой состоял до времени изменения штатов, т. е. до декабря 1827 г. Из дальнейшей служебной карьеры Остолопова нам известно лишь, что в январе 1829 г. он, в качестве чиновника при министре финансов, был назначен управляющим Астраханской конторой коммерческого банка. В Астрахани он и умер 6-го марта 1833 года.


На литературное поприще Остолопов выступил, в качестве поэта, в 1801 г. в московском журнале "Иппокрена"; затем печатал свои литературные опыты в стихах и в прозе в "Вестнике Европы" и в изданиях "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств" (в "Свитке Муз" и "Периодическом Издании"); в это общество он вступил 3-го мая 1802 года и был одним из ревностных членов его до последних дней существования общества. Человек для своего времени достаточно образованный, хорошо знакомый с древними, а также французским, немецким и итальянским языками, он успел написать и перевести немало произведений, относящихся к области изящной словесности, равно как и теоретических рассуждений.


Сочинения Остолопова печатались, кроме указанных изданий, в "Московском Меркурии", "Северном Вестнике", "Друге Просвещения, "Журнале российской словесности", "Драм. Вестнике", "Цветнике", "С.-Петербургском Вестнике", "Благонамеренном", "Сыне Отечества", "Отечественных Записках" и некоторых альманахах ("Полярной Звезде", "Памятн. отеч. муз"). Остолопов и сам выступал в качестве издателя журнала, — так, в 1806 г. он издавал журнал "Любитель Словесности", состав сотрудников которого отличался большим разнообразием; главным образом в нем печатались молодые писатели, составлявшие упомянутое общество любителей словесности, наук и художеств, а также и такие лица, как Державин, митрополит Евгений, Херасков и др. Собрание стихов Остолопова было издано в Москве под заглавием "Прежние досуги" (1816 г.), в 1827 г. в Петербурге были напечатаны его "Апологические стихотворения", с присовокуплением поэмы "Привидение; кроме того, в 1808 г. он издал свой перевод "Тассовых ночей", повторенный в 1819 году под заглавием "Тассовы мечтания" (Le veglie di Tasso); в 1828 г. вышел его перевод Вольтеровой трагедии "Магомет"; еще ранее, в 1802 г. он перевел сочинение Вольтера "Опыт на поэзию эпическую с описанием жизни и творений Гомера, Вергилия, Лукана, Камоэнса, Тасса, Мильтона и проч.". Из сочинений Остолопова теоретического характера следует упомянуть его многолетний труд: "Словарь древней и новой поэзии" (3 части. СПб. 1821), содержащий объяснение поэтических терминов, риторических троп и фигур, с примерами и цитатами из древних и новых писателей. (Выдержки из него печатались в "Вестнике Европы", 1815 г. в "Трудах Общ. любит. рос. слов. при Московском университете", 1817 г., в "Санкт-Петербургском Вестнике", 1812 г.). Словарь этот был встречен весьма одобрительно и снискал автору почетную известность. Между прочим, митрополит Евгений, не отрицая компилятивного характера Словаря, находил, что он "достоин воззрения Академии и весьма полезен для русских словесников-пиитов". Не менее известен Остолопов и как автор "Ключа к сочинениям Державина, с кратким описанием жизни сего знаменитого поэта" (часть "Ключа" была напечатана сперва в "Журнале Департамента народного просвещения", а потом в "Сыне Отечества"; в 1822 г. "Ключ" был издан отдельно). Как разъяснил академик Грот, источником "Ключа" послужили собственноручные записки Державина, подученные Остолоповым от митрополита Евгения. Наконец, упомянем, что Остолопову принадлежит и оригинальная повесть "Евгения, или Нынешнее воспитание" (1803 г.), переделанная им из собственной же повести "Амалия".


Архив Вольного общ. любит. словесных наук и художеств, хранящийся в С.-Петербургском университете. — Послужной список. — Сочинения К. Н. Батюшкова (ред. Л. Н. Майкова и В. И. Саитова), т. III. — "Остафьевский архив кн. Вяземских", т. I. — Сочинения Державина (Академ. изд.), т. III, VI. — Полн. собрание сочинений кн. П. А. Вяземского, т. III, стр. 33—34. — Месяцеслов на 1834 г. — "Северная Пчела", 1833, № 83. — П. Арапов, "Летопись русского театра", СПб., 1861, стр. 376. — А. И. Вольф, "Хроника русских театров, СПб., 1877, стр. 14. — Сборник отд. рус. яз. и слов. Акад. наук, т. V, вып. I, с. 189—190. — Колюпанов, "Биография А. И. Кошелева", т. I. — Н. А. Белозерская, "Н. Т. Нарежный", СПб., 1886. — Кубасов, "А. Е. Измайлов", СПб., 1901. — "Русский Архив", 1867, стр. 1660; 1866, стр. 244—247 (стих. Остолопова "Дмитриеву"). — "Библиографические Записки", 1859, № 13 и 14. — "Дамский Журнал", 1829, ч. 25, № 2 и 12 (по поводу перевода Вольтеровой трагедии "Магомет"). — "Цветник", 1809, № 1. — "Благонамеренный", 1824, ч. 26, с. 18—37. — "St.-Petersb. Zeitschrift", 1822, № 28―30. — Стихи Остолопову: А. Е. Измайлова (Собр. сочин., т. I), гр. Д. И. Хвостова (Стихотворения, т. III), кн. И. М. Долгорукова ("Бытие сердца моего", изд. 1817, т. I), М. Даргомыжской ("Славянин", 1827, т. III, с. 420). — Словари: Крайя, Толля и Брокгауза и Ефрона.


Ив. Кубасов.


{Половцов}





Остолопов, Николай Федорович


— писатель (1782—1833); служил губернским прокурором, потом вице-губернатором в Вологде и, наконец, в министерстве народного просвещения. Писал исторические сочинения, стихотворения и повести, но более известен как издатель. Составил "Словарь древней и новой поэзии" (1821), "Ключ к сочинениям Державина" (1822), написал повесть: "Евгения" (1818), издавал журнал "Любитель Словесности" (1806) и "Журн. Департамента Нар. Просв." (1821—23), перевел с итальянского "Тассовы ночи" (1819) и с франц. трагедию "Магомет", Мельвиля (1829).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008