ОСТРАНЕНИЕ

Найдено 1 определение
ОСТРАНЕНИЕ
художественный принцип изображения любого явления или предмета как впервые увиденного, выпавшего из привычного контекста, представленного в новой, неожиданной перспективе. Эффект остранения предполагает дистанцию между изображаемой реальностью и воспринимающим сознанием, которое видит в привычном и обыденном нечто странное, привлекающее внимание новизной и необычностью. Так, цирковое помещение, увиденное глазами испуганной Каштанки, предстает как зловещее место, полное «чудовищ»: «Из-за перегородок и решеток, которые тянулись по обе стороны комнаты, выглядывали страшные рожи: лошадиные, рогатые, длинноухие, и какая-то одна толстая, громадная рожа с хвостом вместо носа и с двумя длинными обглоданными костями, торчащими изо рта» (А. П. Чехов, «Каштанка»).
Согласно В. Б. Шкловскому, автору термина, остранение является одним из главных принципов художественного освоения действительности, нарушающим автоматизм восприятия и преодолевающим литературные стереотипы.
Нередко остранение используется как средство комического снижения и сатирического развенчания тех или иных социальных и культурных явлений. Так, в комически-остраненном свете представлена оперная постановка в «Войне и мире» Л. Н. Толстого (т. 2, ч. 5, гл 9).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Адаптация и остранение как переводческие стратегии (на примере перевода поэмы Н. В. Гоголя «Мертвых

Нестеренко Олег Владимирович
Рассматривается соотношение адаптивной и остраняющей стратегий перевода на современном этапе переводческой рецепции поэмы «Мертвые души».
Читать PDF
0.00 байт

Роман Татьяны Толстой «Кысь»: остранение форм повествования

Ли Ли
Статья посвящена роману Т. Толстой «Кысь».
Читать PDF
0.00 байт

Баевский В. С. Остранение: к поэтике Бориса Пастернака. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2013

Мальцева Оксана Анатольевна, Павлова Лариса Викторовна, Романова Ирина Викторовна
Читать PDF
0.00 байт

Троллинг как новая форма остранения в молодежной культуре

Мельникова А.Ю.
Виртуальная коммуникация предполагает наличие возможности анонимного взаимодействия пользователей посредством вымышленных «никнеймов», «аватаров».
Читать PDF
0.00 байт

Л. Н. Толстой: принцип «Остранения» в политике

Прокудин Борис Александрович
В статье предпринимается попытка интерпретации политического творчества Льва Николаевича Толстого с помощью его художественного приема, получившего название «остранение».
Читать PDF
0.00 байт

2007. 01. 003. Холквист М. , Клигер И. Помня о разрыве: к исторической поэтике остранения. Holquist

Юрченко Т. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Мир как «Дочка зрения»: опыты «Остранения» Сигизмунда Кржижановского

Трубецкова Елена Геннадиевна
В статье рассматриваются особенности визуальной поэтики Сигизмунда Кржижановского. Прослеживается реализация в прозе писателя приема «остранения», описанного русскими формалистами.
Читать PDF
0.00 байт

Автобиографические мотивы в свете приема остранения (на материале творчества Ч. Диккенса и Ф. М. Дос

Бабук А. В.
В статье раскрывается сущность таких понятий, как биография и автобиография, а также их художественно осмысление помощью литературного приема остранения на примере произведений Ч.Диккенса и Ф.М.Достоевского
Читать PDF
0.00 байт

Анализ образа Бенедикта в аспекте остранения на материале романа «Кысь» Т. Толстой

Ли Цзюнь
Выявляется использование приема остранения сквозь призму образа Бенедикта, который является центральным и важнейшим в образной системы романа «Кысь» Т. Толстой
Читать PDF
0.00 байт

«Что не нравится - я просто отменяю: остранения Д. А. Пригова

Подлубнова Юлия Сергеевна
Статья рассматривает функционирование приема остранения, традиционно соотносящегося с практиками модернизма и авангарда, в рамках постмодернизма и художественного опыта конструктивизма.
Читать PDF
0.00 байт

Анализ образа Оленьки Кудеяровой в аспекте остранения на материале романа «Кысь» Т. Толстой

Ли Цзюнь
Статья посвящена остранению женских образов в романе «Кысь» Т. Толстой.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности использования приема остранения в «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса

Норина Наталья Викторовна
Исследуется специфика приема остранения как особого приема сюжетосложения и организации системы образов в повести Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе».