Илья Семенович (1858, Москва – 1929, там же), русский художник-пейзажист, коллекционер, общественный и музейный деятель. Родился в купеческой семье. Окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. В 1880–82 гг. брал частные уроки живописи у художников А. А. Киселева и И. Е. Репина. С 1880 г. – активный участникАбрамцевского художественного кружка. В 1882–84 гг. обучался в Петербургской академии художеств у П. П. Чистякова. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1891 г.), Союза русских художников (с 1903 г.). С 1906 г. – действительный член АХ.
Остроухов сформировался как живописец в творческой атмосфере Абрамцевского художественного кружка. Его лучшие работы («Золотая осень», 1886–87, «Первая зелень», 1887–88) близки «пейзажу настроения», представленному в русской живописи И. И. Левитаном и А. К. Саврасовым. Эпический пейзаж «Сиверко» (1890) был высоко оценен современниками и приобретен П. М. Третьяковым. В 1889 г. Остроухов женился на Н. П. Боткиной, дочери одного из богатейших московских купцов. Получив в качестве приданого огромное состояние, увлекся коллекционированием. В его собрании находились пейзажи С. Ф. Щедрина, этюды А. А. Иванова, портреты О. А. Кипренского, картины И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, В. М. Васнецова, В. Г. Перова, И. Н. Крамского. Остроухов одним из первых в России осознал огромное художественное значение иконописи. В его собрании были ныне знаменитые византийские и русские иконы, а также множество предметов древнерусской мелкой пластики. В особняке Остроухова в Трубниковском переулке в Москве (ныне – филиал Государственного литературного музея) был создан частный художественный музей. Остроухов был другом П. М. Третьякова, который часто пользовался его советами по формированию коллекции русской живописи. После смерти Третьякова (1898) Остроухова избрали в Совет Третьяковской галереи, он стал фактически ее руководителем, а в 1905 г. был назначен главным попечителем галереи. В 1913 г. ушел в отставку. Кроме икон и живописи, Остроухов увлеченно собирал рисунки русских художников, одним из первых оценив специфическую выразительность графики как вида искусства. После октября 1917 г. коллекция была национализирована; Музей иконописи и живописи И. С. Остроухова функционировал как филиал Третьяковской галереи, а коллекционер был назначен ее пожизненным хранителем. После его смерти коллекция, включавшая более 200 картин русских мастеров, 40 полотен западноевропейских художников (Э. Дега, О. Ренуара, Э. Мане, А. Матисса и др.), свыше 650 рисунков и акварелей, 250 предметов русскогодекоративно-прикладного искусства, более 100 икон, образцы древнеегипетского и древнегреческого искусства, была распределена по разным музеям России. Лучшие картины, иконы и произведения графики из собрания Остроухова выставлены сегодня в залах Государственной Третьяковской галереи.