Остроумов Михаил Андреевич
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
— писатель. Сын священника, род. в 1847 г. Учился на историко-филологическом факультете спб. университета. По окончании курса московской духовной академии, преподавал в тамбовской духовной семинарии церковную историю, учение о русском расколе и логику. В качестве члена совета тамбовского Богородичноказанского миссионерского братства он представил реферат "О полемических собеседованиях с отступившими от православной веры" (напечатан в "Тамбовских Епархиальных Ведомостях" за 1876 г.). Перейдя в вифанскую духовную семинарию (Московской губернии) преподавателем психологии, обзора философских учений и педагогики, он руководил воскресной школой при семинарии, был помощником инспектора и написал "Обзор философских учений" (второе изд., Москва, 1879—80). В 1881 г. сделался наблюдателем по хозяйственной части за начальными училищами в Козловском уезде (Тамбовской губернии), по найму от козловского земства, а в 1882 г. перемещен на должность инспектора народных училищ Козловского уезда. Здесь О. положил начало той организации начальных училищ, которая, будучи развиваема последующими инспекторами, его родными братьями, Алексеем (теперь директор народных училищ в Донской области) и Андреем (теперь директор учительской семинарии в Пензе), привела народное образование в Козловском уезде в нынешнее цветущее состояние. С 1884 г. занимал кафедру истории философии в московской духовной академии. Защитив диссертацию на степень магистра богословия ("История философии в отношении к откровению", Харьков, 1886), он был назначен профессором харьковского университета по кафедре церковного права. Получил степень доктора церковного права за сочинение "Введение в православное церковное право" (т. I, Харьков, 1893; история греческих источников церковного права, начало большого курса). Написал еще: "О необходимости преподавания философии права в духовных академиях" ("Православное Обозрение", 1880), "Значение Сократа в истории древней философии" ("Вера и Разум", 1884), "О религиозных верованиях первобытных народов" ("Миссионер", 1879), "О Фалесе" ("Вера и Разум", 1887), "Граф Л. Н. Толстой" (разбор его "Исповеди" с точки зрения христианского теизма, Харьков, 1887), "О физиологическом методе в психологии" (Харьков, 1888).
{Брокгауз}
Остроумов, Михаил Андреевич
(1847—1920?) — дух. писатель, богослов. Учился на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та. Окончил Моск. Дух. академию. Магистерская дисс. — "История философии в ее отношении к откровению. Взгляд на условия исторического развития философии" (Харьков, 1886). Докт. дисс. — "Введение в православное церковное право" (Т. 1. Харьков, 1893). Преподавал в Тамбовской и Вифан-ской дух. семинариях. С 1884 — проф. филос. в Моск. Дух. академии. С 1887 — проф. церковного права в Харьковском ун-те.
Соч.
: Обзор философских учений. Ч.1, 2. М., 1879—1920; О необходимости преподавания философии права в духовных академиях // Православное обозрение. М., 1880; Значение Сократа в истории древней философии. Харьков, 1884; Граф Л.Н.Толстой. Разбор его "Исповеди" с точки зрения христианского теизма. Харьков, 1887; Фалес Милетский. Первый греческий философ. Харьков, 1902.В 1879–1880 опубликовал книгу «Обзор философских учений», признанную Св. Синодом учебником по предмету и удостоенную полной Макариевской премии. С 1884 преподаватель истории философии и основного богословия Московской ДА. Его книга о богословских воззрениях Л. Н. Толстого явилась первым опытом подобных сочинений и была высоко оценена свт. Феофаном Затворником, К. П. Победоносцевым и др. С 1887 первый штатный проф. церковного права в Харьковском ун-те, с 1889 начал работу над капитальным трудом «Очерк православного церковного права» (первый том «Введение в церковное право» вышел в 1893 и получил высокую оценку рецензентов). Кроме церковного права читал логику, историю философии. По отзывам коллег иногда на его лекции собиралось до 800 студентов разных факультетов и даже других учебных заведений. Остроумов стал одним из инициаторов учреждения ХОРС, и хотя из-за своей занятости нечасто посещал заседания Отдела, но, по словам проф. Я. А. Денисова, «всегда проявлял к его делам большое внимание и энергично отстаивал его интересы». В частности, в периодической печати. С марта 1903 по апр. 1906 являлся редактором «Харьковских губернских ведомостей», которым, по его же словам, «придал строго консервативный характер». С этого времени газета круто изменила свое направление. Начались угрозы и клевета со стороны представителей «освободительного движения», либеральной профессуры. Так, даже в частной переписке доктор медицины, проф. В. Я. Данилевский безапелляционно утверждал, что Остроумову «очевидно, лавры кн. Мещерского, Грингмута, Крушевана, Ярмонкина и др. не дают спать». Остроумов был твердо убежден, что «на пути уступок нет спасения, потому что уступки неминуемо ведут ко всеобщему разложению». А потому «не на пути уступок нужно искать оздоровления общества, а, напротив, в непреклонной твердости и последовательном проведении политики, согласной с историческими и национальными началами, создавшими наше великое Русское государство».
Ближайшая задача в развитии общественного самосознания, по его мнению, должна была состоять не в том, «чтобы народ превратить по образу интеллигенции, а в том, чтобы интеллигенцию претворить по образу народа». Неудивительно, что на одной из студенческих сходок 1906 студентами-революционерами было принято решение бойкотировать проф. Остроумова и они пытались срывать его лекции. Иначе к деятельности Остроумова относился Император Николай II, который «Высочайше соизволил на назначение проф. Остроумова в число членов Высочайше утвержденного для разработки и подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению Поместного собора Всероссийской Церкви, Особого Присутствия». За время, когда Остроумов редактировал «Харьковские губернские ведомости», им было опубликовано боле 230 статей и Я. А. Денисов был уверен, что за этот своеобразный сборник «будет благодарен и будущий историк нашего смутного времени, так как найдет здесь руководящие идеи для своего труда». От Русского Собрания входил и в список кандидатов в выборщики от Харькова в I Государственную Думу. До 1917 состоял (с 1914 — вне штата) заслуженным ординарным профессором по кафедре церковного права юридического ф-та Харьковского ун-та. В период временного освобождения Харькова от большевиков (1919) его имя среди активных деятелей не встречается. В «Скорбной летописи», опубликованной в предпоследнем номере «Русского исторического журнала» (1921. № 7) сообщалось, что он умер в 1920.
Соч.: Обзор философских учений. В 2-х ч. М., 1879–1880; История философии в отношении к Откровению. Взгляд на условия исторического развития философии. Харьков, 1886; О физиологическом методе в психологии. Харьков, 1888; Очерк православного церковного права. Харьков, 1893; Краткие ответы на вопросы министерской программы по церковному праву. Харьков, 1899; Фалес Милетский. Первый греческий философ. Харьков, 1902; Остроумов М. А., Глубоковский Н. Н. О реформе духовной школы. СПб., 1908; Современное положение народного образования в отношении религии. СПб., 1908.
Лит.: Харьковские губернские ведомости. 1903–1906; Денисов Я. А. Профессор Харьковского университета М. А. Остроумов. Харьков, 1906; Весь Харьков. 1917; Остроумов Михаил Андреевич // Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1992; Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1995. А. Каплин
Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008