Остроумов, Сергей Михайлович

Найдено 1 определение
Остроумов, Сергей Михайлович

[13(25). 2.1888, Москва — 3.5.1943, там же] — арт. оперы (лирич. тенор), оперетты, режиссер и педагог. Засл. арт. РСФСР (1935). Муж певицы А. А. Полозовой-Остроумовой. Род. в семье служащего и учительницы. Образование получил в Моск. ун-те (юридич. ф-т, 1906—12). Музыке обучался в моск. частной муз. школе Зограф-Плаксиной. Уроки пения брал у А. Додонова и С. Гарденина. С 1908 преподавал хоровое пение в моск. гор. школах. В 1912—15 работал адвокатом в Москве. С 1913 пел в моск. частных оперных т-рах. С 1919 выступал в моск. Малой гос. опере (до 1920), Муз. драме (1920—22), "Свободной опере С. Зимина" (1922— 24, здесь же был зав. худож. частью), моск. Большом т-ре (1924—25 и 1935—43), Муз. т-ре им. В. И. Немировича-Данченко (1925—35, солист, режиссер-постановщик, режиссер-педагог, зав. лит. частью). В 1925—26 с труппой этого т-ра гастролировал в Германии, Франции и Сев. Америке.


1-й исп. партий: Горояна ("Северный ветер"), Иакова ("Плач Рахили"), Афанасия Ивановича ("Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского, ред. П. Ламма и В. Шебалина); в Москве — Рыжего ("Мать" В. Желобинского). Др. партии: Самозванец, Мисаил, Шуйский, Андрей Хованский, Подъячий, Попович, Синодал, Сакус, Индийский гость, Бомелий ("Царская невеста"), Герман ("Пиковая дама"), Ленский, Трике, Чекалинский, Пьяный казак, Эрекле, Мури, Владимир Дубровский, Джиджи; Пантелей Мелехов, Котэ, Билли, Сергей ("Леди Макбет Мценского уезда", один из 1-х исп.), Флавий ("Клеопатра", Р. Глиэра, один из 1-х исп.); Дон Базилио ("Свадьба Фигаро"), Фауст ("Фауст"), Тебальдо ("Ромео и Джульетта"), Хозе ("Кармен"), Альфред ("Травиата"), Макс ("Джонни наигрывает"), Пинкертон, Гофман, Арлекин, Нарробот, Адриано. Партнеры: В. Канделаки, Н. Кемарская, М. Максакова, А. Нежданова, Н. Обухова, Л. Савранский. Пел п/у В. Бакалейникова, А. Мелик-Пашаева, О. Брона, Н. Голованова, В. Небольсина, А. Орлова, Г. Столярова, М. Штеймана. Партии в опереттах: Анж Питу ("Дочь Анго" Ш. Лекока), Вильер ("Корневильские колокола" Р. Планкета), Эдвин ("Сильва" И. Кальмана), Синяя Борода ("Синяя Борода" Ж. Оффенбаха).


В 1932 совместно с Б. Мордвиновым и В. Станицыным поставил в Муз. т-ре им. В. И. Немировича-Данченко оперу "Сорочинская ярмарка".


Преподавал в ГИТИСе (1933—38, и. о. проф. и худож. рук. нац. студий; здесь поставил "Русалку" А. Даргомыжского и "Риголетто") и Моск. конс. (в 1937—38 худож. рук. Казах. оперного отд., с 1938 проф. кафедры актер. мастерства).


В 1937—38 снимался в роли Ломова в кинофильме "Победа" "Самый счастливый") (режиссеры Вс. Пудовкин и М. Доллер).


Соч.: О технике вокального исполнения "Катерины Измайловой" // Сов. искусство. 1934. № 14. С. 2; "Рубашечный" герой // Рабис. 1934. № 2. С. 24.


Лит.: С. М. Остроумов. (Некролог) // Волжская коммуна (Куйбышев). 1943. № 94.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008