ОСВЕЩЕНИЕ
ОСВЕЩЕНИЕ
домаш. и ремесл. быт как в Греции, так и в Риме почти не требовал искусств. О. Антич. подвальные постройки были неглубокими, что устраняло необходимость в их дополнительном О. Практич. оно ограничивалось в силу необходимости О. рабочих мест в рудниках. Быстро вошедший у знати в моду в 6 — 5 вв. до н.э. обычай вести ночную жизнь потребовал создания комфортабел. условий и тем самым привел к О. внутр. помещений. Для О. немногочисл. ночных празд-ников, проводивш. на открытом воздухе, разводились костры и использовались факелы. В отдельных случаях (болезнь, роды, мистерии, обход водопроводных каналов) в кач-ве источ. О. применялись огонь в очаге, сосновые лучины, факелы и лампады, реже сальные или восковые свечи. Объективной потребности в увеличении кол-ва горелок на светильнике не было. В виде исключ. более яркое О., даваемое свечами, находило использование на приемах у врачей и во время ночных заседаний сената. Дифференциация осветит. приборов на факелы — подвесной и настольный светильники, а также подсвечник — произошла очень рано. Из элементов искусств. О. греки заимствовали факел, фитиль, горючее растител. масло, сало и воск. Так, уже в Новом царстве в Египте были известны свечи. В греч. мире свечи упоминаются сравнит. редко и не ранее 1 в. н.э. Одной из любопытных конструкций явл. светильник с автоматич. доливом горюч. масла. В осн. вся деятельность людей в эпоху античности протекала при естеств. солнеч. и лунном О. Это продолжалось до тех пор, пока развитие городов не привело к появл. искусств. О. Древ. улицы освещались только в особых случаях, в осн. из опасения перед возможными волнениями. По праздничным дням улицы больших городов освещались факелами в целях поддержания порядка и безопасности. Регулярное О. улиц отсутствовало. В портах О. улиц осуществлялось благодаря свету маяка. Тот, кто выходил на улицу ночью, должен был иметь при себе фонарь или факел.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Освещение
Домашний и ремесл. быт как в Греции, так и в Риме почти не требовал искусств. О. Античные подвальные постройки были неглубокими, что устраняло необходимость в их дополнительном О. Практически оно ограничивалось в силу необходимости О. рабочих мест в рудниках. Быстро вошедший у знати в моду в 6–5 вв. до н. э. обычай вести ночную жизнь потребовал создания комфортабельных условий и тем самым привел к О. внутр. помещений. Для О. немногочисл. ночных праздников, проводившихся на открытом воздухе, разводились костры и использовались факелы. В отдельных случаях (болезнь, роды, мистерии, обход водопроводных каналов) в качестве источников О. применялись огонь в очаге, сосновые лучины, факелы и лампады, реже сальные или восковые свечи. Объективной потребности в увеличении количества горелок на светильнике не было. В виде исключения более яркое О., да ваемое свечами, находило использование на приемах у врачей и во время ночных заседаний сената. Дифференциация осветительных приборов на факелы подвесной и настольный светильники, а также подсвечник — произошла очень рано. Из элементов искусств. О. греки заимствовали факел, фитиль, горючее растительное масло, сало и воск. Так, уже в Новом царстве в Египте были известны свечи. В греч. мире свечи упоминаются сравнительно редко и не ранее 1 в. н. э. Одной из любопытных конструкций являлся светильник с автоматич. доливом горючего масла. В осн. вся деятельность людей в эпоху античности протекала при естеств. солнечном и лунном О. Это продолжалось до тех пор, пока развитие городов не привело к появлению искусств. О. Др. улицы освещались только в особых случаях, в осн. из опасения перед возможными волнениями.
рис. Свешльник с авюматическим доливом жидкого юплива. При понижении уровня масла в горелке (1) открывается отверстие воздухозаборной трубки (2) и из питающей трубки (3) масло начинает поступать в горелку до тех пор, пока отверстие воздухозаборной трубки вновь не закроется (реконструкция по Филону Визатийскому. ок. 230 до н. э.).
рис. Свешльник с авюматическим доливом жидкого юплива. При понижении уровня масла в горелке (1) открывается отверстие воздухозаборной трубки (2) и из питающей трубки (3) масло начинает поступать в горелку до тех пор, пока отверстие воздухозаборной трубки вновь не закроется (реконструкция по Филону Визатийскому. ок. 230 до н. э.).
Источник: Словарь античности. 1989