ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА

Найдено 1 определение
ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА
обряд, которому подлежат все вновь построенные или оскверненные храмы (оскверненным считается храм, в котором произошло убийство человека или который использовался в качестве помещения для иных целей, помимо православного служения Богу, а также храмы с ранее поврежденным или перенесенным на другое место престолом. Право на освящение принадлежит архиерею. По благословению архиерея храм может быть освящен также священником при наличии освященного заранее архиереем антиминса.
В чинопоследовании освящения храма имеются элементы, сближающие его с Таинствами Крещения, Миропомазания, Брака и Священства.
Накануне освящения полагается всенощное бдение, во время которого священнослужители находятся только в средней части храма перед иконостасом, где ставится стол со священными предметами, необходимыми для нового храма. В день освящения сначала совершается молебен с водосвятием, затем архиерей и священнослужители надевают поверх священнических облачений запон. Если присутствует архиерей, то читаются архиерейские молитвы на освящение, в алтарь переносится стол со священными предметами. Затворяются Царские врата и начинается утверждение престола. На деревянное основание прибивается четырьмя гвоздями верхняя часть престола. После утверждения открываются Царские врата, совершается коленопреклоненная молитва о ниспослании Святого Духа на созданный храм. Затем совершается освящение престола. На него возливается трижды вода со словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь» (это связывается с Таинством Крещения), престол вытирается. Затем крестообразно возливаются смешанные вино и «родостамна» (вода с добавками ароматических веществ), символизирующие кровь, пролитую Христом на Кресте, и воду, истекшую из Его ребра (на престоле должна будет возобновляться Голгофская жертва). Затем престол вытирается насухо губкой, совершается помазание его святым миром. Если освящается антиминс, то то же самое проделывается и с ним. После этого следует облачение престола. На него надевается нижняя одежда, называемая «катасаркой» (греч. – «приполотие», т.е. ближайшая к телу одежда), или «срачицей» (сорочкой), затем престол обвязывается вервием (веревкой) и покрывается праздничной одеждой, называемой «индитией» (греч. – «одежда»).
Затем украшается жертвенник, но, т.к. на нем будет происходить лишь приготовление к Таинству Евхаристии, он не освящается подобно престолу, а лишь его одежды окропляются святой водой.
Затем снимаются запоны, открываются Царские врата и начинается освящение храма. Совершается крестный ход внутри храма, во время которого стены окропляются святой водой и помазываются святым миром. Архиерей возжигает первый свет в алтаре на горнем месте, от него зажигаются свечи по всему храму, архиерей берет на голову дискос со святыми мощами, лежавший до этого перед образом Спасителя, и совершается крестный ход вокруг храма (или, если мощи находятся в соседнем храме, крестный ход совершается сначала за ними, а затем – вокруг нового храма). Если служба совершается без архиерея, то предстоятель берет лежавший до этого перед образом Спасителя на дискосе антиминс, кладет его на голову и совершает крестный ход с ним. При этом поются тропари «Святии мученицы...» и «Слава Тебе, Христе Боже...», которые звучат также во время обхождения вокруг престола при совершении Таинства Священства и во время обхождения вокруг аналоя при совершении Таинства Брака. Затем, придя к западным вратам храма, певцы входят внутрь и затворяют двери. Архиерей или, при совершении чина освящения без архиерея, предстоятель возглашает: «Возмите, врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певчие спрашивают: «Кто есть Сей Царь Славы?» Вопрос и ответ повторяются, потом архиерей или предстоятель читает молитву, в которой просит Бога призреть на освящаемый храм и утвердить его «непоколебимым до скончания века» для приношения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице, затем про себя читает молитву входа, в которой просит, чтобы вместе с входом священнослужителей вошли в храм и Ангелы. После этого отвечает на ранее заданный вопрос хора: «Господь Сил, Той есть Царь Славы!», и все входят в храм. Архиерей идет в алтарь, часть святых мощей полагается в антиминс. При службе без архиерея предстоятель идет в алтарь и кладет на престол антиминс. Затем на антиминс кладется Святое Евангелие и совершается коленопреклоненная молитва, храм осеняется с четырех сторон троекратно крестом, и все прикладываются к кресту. После этого совершаются часы и Божественная литургия.

Источник: Православие. Словарь-справочник.