Откровение Иоанна Богослова - Апокалипсис

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

АПОKАЛИПСИС ОТKРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА
последняя по месту и завершающая по смыслу книга Нового Завета и всей Библии, написанная апостолом Иоанном Богословом на о. Патмос. Относительно времени написания Апокалипсиса среди исследователей нет единства мнений; книга датируется от 69 до 96 г. Апокалипсис состоит из 22 глав, основное содержание которых – пророчества и видения будущих судеб Церкви и человечества. Если Евангелие от Иоанна исполнено чувства любви, проникнуто духом созерцания, то Откровение Иоанна Богослова – свидетельство непримиримой борьбы, предвосхищение будущих катастроф. Богословское освещение истории в Апокалипсисе связано с учением о воинствующей Церкви и с эсхатологией и ею определяется. Апокалипсис отличается глубокой мистической насыщенностью и сложной символикой. Образы и события, описываемые Иоанном Богословом, не поддаются буквальному толкованию, но имеют глубокий символический смысл, что породило многочисленные и зачастую противоречивые богословские интерпретации Апокалипсиса.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Апокалипсис Откровение Иоанна Богослова
последняя по месту и завершающая по смыслу книга Нового Завета и всей Библии, написанная апостолом Иоанном Богословом на о. Патмос. Относительно времени написания А. среди исследователей нет единства мнений; книга датируется от 69 до 96. А. состоит из 22 глав, основное содержание которых – пророчества и видения будущих судеб Церкви и человечества, открытых Иисусом Христом своему возлюбленному ученику. Если Евангелие от Иоанна исполнено чувства любви, проникнуто духом созерцания, то Откровение Иоанна Богослова – свидетельство непримиримой борьбы, предвосхищение будущих катастроф. Богословское освещение истории в А. связано с учением о воинствующей Церкви и с эсхатологией и ею определяется. Перспектива истории человечества представлена Иоанном в трагическом свете – это перспектива страшных бедствий: голода, войн, болезней, наконец, великой битвы между армией сатаны и небесным воинством во главе с Христом. Победа небесного воинства приведет к тому, что сатана будет скован на тысячу лет и начнется тысячелетнее царство Христа и святых праведников, погибших в борьбе с сатаною, но воскресших ранее всеобщего воскресения мертвых (Откр. 20, 4–5). Спустя тысячелетие сатана вновь получит свободу, начнет снова собирать силы для борьбы против Христа и святых, но потерпит окончательное поражение и будет обречен на вечные муки. После этого наступят воскресение мертвых и Страшный суд (Откр. 20, 11–15). А. отличается глубокой мистической насыщенностью и сложной символикой. Образы и события, описываемые Иоанном Богословом, не поддаются буквальному толкованию, но имеют глубокий символический смысл, что породило многочисленные и зачастую противоречивые богословские интерпретации А.

Источник: Краткий православный словарь.

Откровение Иоанна Богослова - Апокалипсис
название последней книги Нового Завета (в Библии). Часто также упоминается как Апокалипсис (редк. Апока?липс, с прописной буквы, от греч. ?????????? — раскрытие).
В Книге описываются cобытия, которые произойдут перед Вторым пришествием Иисуса Христа на землю и будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мертвых, явление ангелов), поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба. От этого слова образовались термины апокалиптика и постапокалиптика, обозначающие жанры научной фантастики, в которых действия развиваются в мире во время или после какой-либо глобальной катастрофы, соответственно. Книга описывает также само Второе пришествие Иисуса Христа и события после него.
Авторство
Христианская традиция приписывает авторство этой книги апостолу Иоанну Богослову. Это мнение издавна подвергается сомнению, поскольку проблематика и стиль изложения Апокалипсиса разительно отличается от «Евангелия от Иоанна» и Иоанновых посланий. При этом следует иметь в виду, что в апостольской среде было несколько Иоаннов, которые позднейшей традицией были объединены в одну фигуру. Так, при перечислении своих учителей раннехристианский автор Папий различает «Иоанна ученика Господня» и другого ученика, «пресвитера Иоанна», которого он знал лично и многие рассказы которого передавал. По этому поводу Евсевий Кесарийский отмечает: «Если не считать автором Откровения, известного под именем Иоаннова, первого Иоанна, то, значит, все эти видения были второму» («Церковная история», кн. 3, гл. 39, 5).
Каноничность
Упоминания и цитаты из книги встречаются уже у христианских авторов II века, в том числе Иринея и Тертуллиана. Евсевий, излагая церковное предание по данному вопросу, относит написание Апокалипсиса к последним годам правления Домициана (81—96 гг.). Ириней Лионский (около 180 г.) говорит: «Оно было увидено не давно, а почти при жизни нашего поколения, в конце правления Домициана» («Против ересей», 5.30.3). Это свидетельство подтверждается Климентом Александрийским (который говорит о «тиране»), Оригеном и другими, более поздними авторами. Свидетельством в пользу подобной датировки являются упоминаемые в книге обстоятельства (упадок церквей, жестокие гонения). Кроме того, Иоанн сообщает, что откровение было получено им в ссылке на острове Патмос, а Домициан как раз был известен тем, что любил избавляться от неугодных ему людей именно таким способом.
Вопрос о каноничности долгое время оставался открытым. В IV веке некоторые авторы даже приписывали его еретику Керинфу. Среди Отцов Церкви, отрицавших каноничность Откровения, были свт. Кирилл Иерусалимский и, видимо, свт. Григорий Богослов, который вовсе не упоминает его в своем послании «О том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового завета». Отсутствует Апокалипсис и в списке канонических книг Библии, утвержденном Лаодикийским поместным собором 364 г. На рубеже V века, однако, возобладало мнение Афанасия Великого о каноничности Апокалипсиса; оно было подтверждено поместными соборами Иппонским (383 г.) и Карфагенским (419 г.)
Древнейшим из известных к настоящему времени греческих манускриптов Откровения является папирус, датируемый серединой или второй половиной III века (т. н. третий папирус Честера Битти, обозначаемый в литературе как *P47). Изучение показало, что исходно этот папирусный кодекс состоял из 32 листов, но до наших дней сохранилось в слегка поврежденном виде лишь 10 листов из середины кодекса. Несколько ранних унциальных рукописей, в том числе Синайский кодекс, также содержат текст Откровения. Но в целом следует отметить, что Апокалипсис — наименее хорошо засвидетельствованная в греческих рукописях книга Нового Завета. Она сохранилась примерно в 300 списках, из них лишь 10 рукописей — унциальные, причем не все полные (для сравнения, общее число известных на сегодняшний день манускриптов, содержащих те или иные новозаветные тексты на греческом языке, превышает пять с половиной тысяч).
Богослужебное использование
Одной из причин скудости ранних текстов может являться тот факт, что чтение из книги Откровения никогда не входило в богослужебную практику Восточной Церкви, возможно потому, что состав богослужения сформировался до окончательного включения книги в канон Нового Завета. Поэтому, в частности, отрывки из Откровения отсутствуют в греческих лекционариях (литургических книгах, содержащих отрывки из Священного Писания, читаемые во время богослужения), являющихся одним из важных рукописных источников.
Вместе с тем второй главой действующего Типикона (Иерусалимский устав) предписывается чтение Апокалипсиса Великим постом на «великом чтении» в составе всенощных бдений (между вечерней и утреней), отсутствовавшее в Студийском (ввиду отсутствий в нем бдений как таковых) и Евергетидском уставах. В Католической церкви сейчас читается на воскресных мессах в пасхальный период (в литургический год C), песни из него входят и в «Литургию часов».
Содержание
По содержанию и своему стилю «Апокалипсис» резко отличается от других текстов Нового завета, там излагается полученное Иоанном от Бога откровение. Посредством видений Иоанну открылось предстоящее рождение антихриста на Земле, второе пришествие Христа, конец света, Страшный суд. Книга Откровения заканчивается пророчеством о том, что победа Бога над грехом увенчает тяжелую борьбу. В обновленном творении («новое небо и новая земля») Бог будет пребывать среди людей в вечном Небесном Иерусалиме. Заканчивается книга Откровения словами «гряди, Господи Иисусе», навсегда ставшими для учеников Христа выражением горячего желания приблизить эту грядущую победу.
Данная Книга подводит итог всему, что было сказано об этом в библейской традиции. Иоанн прибегает в нем к образам, заимствованным из ветхозаветных пророчеств, подчеркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения.
Источники
1. Брюс М. Мецгер, Текстология Нового Завета. Москва, 1996, сс. 30-35.
2. Типико?н, си?речь, изображе?ние церко?внаго после?дования во Иерусали?ме святы?я ла?вры преподо?бнаго и богоно?снаго отца? на?шего Са?ввы
3. В. П, Виноградов. Уставные чтения (проповедь книги). Сергиев Посад, 1914

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002