ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ПОЛИТИКА
"ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ" ПОЛИТИКА
доктрина "открытых дверей" (Д. "о. д."), - выдвинута в нотах гос. секретаря США Дж. Хея в 1899 с целью прикрытия амер. империалистич. политики, направленной к утверждению экономич. и политич. господства США в Китае, в т. ч. в р-нах, являвшихся "сферами влияния" других империалистич. держав. Выдвижению этой доктрины предшествовало создание США цепи баз в Тихом ок. на подступах к Китаю. Особое значение имел захват США Филиппинских о-вов в 1898 в результате испано-амер. войны 1898, первой, по определению В. И. Ленина, империалистич. войны за передел мира. Монополии США рассматривали Филиппины как ключ к рынкам Вост. Азии. В июне 1898 в США представителями амер. капитала была создана т. н. Американо-Азиатская ассоциация с целью выработки требований, предъявляемых пр-ву США, по обеспечению интересов амер. капитала в Китае. В 1898-99 амер. монополисты усилили свое давление на пр-во, требуя проведения эффективных мер для обеспечения амер. капиталу благоприятных условий эксплуатации всего кит. рынка. Не отказываясь от попыток приобретения для США в Китае к.-л. гавани или создания амер. "сферы влияния", правящие круги США стремились найти такое решение вопроса, к-рое помогло бы проникновению США в "сферы влияния" др. держав, расширило бы и укрепило их влияние на всей терр. Китая и дало бы возможность воздействовать на политику цинского пр-ва. В этих условиях пр-во США в авг. 1899 решило выступить с доктриной "открытых дверей". Подготовка соответствующего док-та была поручена Хеем советнику Госдепартамента Рокхиллу (являвшемуся, по словам Т. Рузвельта, "автором и крестным отцом" дальневосточной политики США). Рокхиллом был составлен проект обращения к великим державам. Этот проект был одобрен президентом США У. Мак-Кинли (1897-1901), и в сент. 1899 Хей обратился к пр-вам Великобритании, Германии, России, а в ноябре - Италии, Франции и Японии с нотой, в к-рой говорилось о стремлении "коммерч. орг-ций" США сохранить "открытые двери" в Китае, в т. ч. в "сферах влияния" держав. Т. о., США признавали наличие раздела Китая на "сферы влияния", но требовали для амер. капиталистов равных прав и возможностей, равных льгот и тарифов, к-рыми пользовалась в своих "сферах влияния" та или иная держава. Ответные ноты носили уклончивый характер. Не возражая прямо против доктрины "открытых дверей", державы, особенно Великобритания и Россия, сделали различные оговорки в отношении возможности ее применения в своих "сферах влияния". Тем не менее в марте 1900 Госдепартамент США объявил, что запрошенные им гос-ва присоединились к Д. "о. д." и что США считают их согласие "окончательным и бесповоротным" (это заявление не было опровергнуто державами). Амер. империализм широко использовал Д. "о. д." в своих политич. и экономич. целях. Д. "о. д." стала прикрытием агрессивных целей США в Китае - установления амер. контроля над кит. пр-вом. Участвуя в интервенции в Китае в 1900, во время подавления Ихэтуаньского восстания, США усиленно подчеркивали, что они стоят за сохранение территориальной целостности Китая, желая тем самым продемонстрировать свою особую, отличную от др. держав, политику в Китае. Такая тактика была рассчитана на завоевание США все большего политич. влияния. На Вашингтонской конференции 1921-22 США в договоре 9 держав добились официального признания империалистич. державами Д. "о. д.". В годы гоминьдановской диктатуры (1927-49), особенно с конца 2-й мировой войны 1939-45, США добились наибольших успехов в своей политике: они установили свой полный контроль над гоминьдановской политикой, экономикой и вооруж. силами. Крах гоминьдановского режима в Китае в 1949 означал полное банкротство амер. империалистич. политики в Китае. Бурж. историография, прежде всего американская, посвятила много трудов Д. "о. д.". Наиболее характерной тенденцией этих трудов является всемерное восхваление Д. "о. д.", стремление доказать якобы принципиальное отличие амер. политики от политики большинства (или всех) империалистич. держав, даже захват Филиппин интерпретируется при этом как продиктованный защитой Азии от европ. агрессии (Н. В. Morse and H. F. Mac Nair, Far Eastern international relations, Boston, 1931; F. R. Dulles, China and America, Princeton, 1946); усиленно пропагандируется положение о том, что Д. "о. д." будто бы преследовала цели защиты независимости и суверенитета Китая (М. J. Bau, The open door doctrine in relations to China, N. Y., 1923; Pan Shii-lun, The trade of the United States with China, N. Y., 1924; A. Dennis, Adventures in American diplomacy 1896-1906, N. Y., 1928; H. M. Vinacke, A history of the Far East in modern times, 5 ed., N. Y., 1950). Полное несоответствие ист. действительности этим концепциям побудило нек-рых исследователей пытаться дать несколько измененную концепцию Д. "о. д.". Амер. историк Т. Деннетт отвергает версию о бескорыстной политике США: "осью американской политики была не филантропия, но требование применения принципа наибольшего благоприятствования" (Dennett Т., Americans in Eastern Asia, N. Y., 1941, p. VII). Признавая, что Д. "о. д." была продиктована интересами амер. империализма, Деннетт вместе с тем пытается доказать, будто доктрина Хея предотвратила расчленение Китая. Одно из наиболее фундаментальных исследований дальневосточной политики США - работа А. Грисуолда - довольно основательно показывает роль т. н. деловых кругов, монополий в выдвижении Д. "о. д.", но решающую все же роль Грисуолд отводит не амер. капиталу, а "маленькой, но политически влиятельной группе экспансионистов" (Griswold A. W., The Far Eastern policy of the United States, N. Y., 1938, p. 34). Грисуолд не разделяет утверждения бурж. историографии о том, что нота Хея предотвратила расчленение Китая, он указывает на ряд других причин, которые привели к "мертвой точке" в Китае и задержали полный раздел страны. Дж. Фэрбенк рассматривает Д. "о. д." как "оборонительное мероприятие" Англии и США против политики др. держав "без какой бы то ни было мысли о защите кит. гос-ва", считая при этом, что Д. "о. д." была "больше антирусской, чем прокитайской"; вместе с тем Фэрбенк полностью замалчивает агрессивную природу Д. "о. д." (J. К. Fairbank, The United States and China, Camb., Mass., 1949, 1958). В книге Кэмпбелла (Ch. S. Campbell, Special business interests and the open door policy, New Haven, 1951) впервые в зап. литературе обстоятельно показаны подлинные творцы внешней политики США в Китае - капиталистич. монополии. Бурж. историография стремится завуалировать империалистич., агрессивную сущность Д. "о. д.". В трудах сов. историков глубоко и всесторонне показана подлинная сущность Д. "о. д.", ее фактич. направленность на утверждение в Китае монопольного господства США. Публ.: Гримм Э. Д., Сборник договоров и др. док-тов по истории междунар. отношений на Дальнем Востоке (1842-1925), М., 1927. Лит. (кроме указ. в ст.): Гримм Э. Д., Доктрина "открытых дверей" и амер. политика в Китае (от 1899 до 1921-1922 гг.), "МЖ", 1924, No 4-5; Ефимов Г. В., Происхождение и империалистич. сущность доктрины "открытых дверей", "Уч. зап. ЛГУ. Сер. востоковедческих наук", в. 5, Л., 1955; Фурсенко A. A., Борьба за раздел Китая и амер. доктрина открытых дверей 1895-1900, М.-Л., 1956; Горелик С. Б., Политика США в Маньчжурии в 1898-1903 гг. и доктрина "открытых дверей", М., 1960; Лю Да-нянь, История амер. агрессии в Китае, пер. с кит., М., 1953; Цин Жу-цзи, Мэйго цинь хуа ши (История амер. агрессии в Китае), т. 2, Пекин, 1956; Varg P., Open door diplomat. The life of W. W. Rockhill, Urbana, 1952. Г. B. Ефимов. Ленинград.