1) требование к историку в процессе его исследовательской работы учитывать не только те факты, которые оказали воздействие на реализацию тенденций общественного развития, но и те, которые имеют значение для современных эстетических, этических, правовых, идеологических, политических ценностей [С. П. Рамазанов]. О. к ц. п. - один из основных принципов неклассической модели исторического исследования, которая сформировалась в русле антипозитивизма, неокантианской теории познания и неклассической рациональности.
С позиций неклассической рациональности познавательная деятельность в исторической науке представляет собой субъектно-субъектное отношение, в котором движение мысли определяется обращением к ценностям, из которых исходит мыслящий субъект.
В связи с этим историческое мышление приобретает последовательно аксиологическую природу, а само историческое исследование становится возможным только как диалог культур. В рамках неокантианской методологии истории О. к ц. п. был разработан Г. Риккертом и М. Вебером. Г. Риккерт считал, что историческая наука должна изучать исключительно то, что есть, и поэтому требовал точного установления исторических фактов. Однако при этом особое внимание он уделял чрезвычайно важной для историка проблеме критерия отбора исторических фактов, который, по его мнению, должен лежать в аксиологической сфере. Благодаря наличию у историков индивидуальных ценностей, они, как полагал Г. Риккерт, отличают важное от незначительного, замечают одни процессы и отодвигают на второй план другие. М. Вебер также считал, что благодаря «отнесению к ценности», удерживаются именно те моменты из необозримого многообразия эмпирических данных, которые имеют значение с точки зрения определенных ценностей. В отличие от Г. Риккерта, М. Вебер указывал, что эти ценности носят не индивидуальный, а общезначимый для всех изучающих субъектов характер, т. е. они имеют абсолютное значение в рамках определенной исторической эпохи. «Отнесение к ценности», по М. Веберу, является тем актом, который конституирует общезначимое суждение.
«Отнесение к ценности» выступает в рамках неокантианской методологии исторического познания только в качестве критерия отбора исторических фактов, но не как их оценка, от которой историк, по мнению Г. Риккерта и М. Вебера, должен воздерживаться. Если история и имеет дело с ценностями, то она все же не является оцени вающей наукой, поэтому история должна быть свободна от оценочных суждений, как и другие науки. История, считали неокантианцы, дает нам объективные знания, понимая под «объективностью» знаний их «общезначимость» [Г. Риккерт].
Лит.: Г удков Л. Д. Есть ли основания у теоретической социологии в России? // Вестник общественного мнения. 2009. № 1. С. 101-116; Риккерт Г. О понятии философии // Логос. Кн. 1. М, 1910. С. 33, 41; Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1997. С. 550; Рамазанов С. П. Проблема ценности в истории: историографические и методологические аспекты. Волгоград, 2006; Weber М. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tubingen. 1968. S. 146-214, 489-540. А. В. ЛУБСКИЙ
ОТНЕСЕНИЯ К ЦЕННОСТИ ПРИНЦИП
ОТНЕСЕНИЯ К ЦЕННОСТИ ПРИНЦИП
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.