(псевдоним Шаповалова) [1905—] — пролетарский писатель, журналист. Сын учителя. В течение 3 лет с 14-летнего возраста работал в типографии. Во время гражданской войны участвовал в подпольной партийной работе. Член ВКП(б) с 1920.
Центральная тема творчества О. — показ производственно-политической жизни завода, быта рядового рабочего, постепенно осознающего себя хозяином производства. В "Болтовне" О. сумел дать яркое реалистическое изображение производственной жизни типографии, убедительно раскрыл психологию старого рабочего. Но цельность пролетарского миропонимания О. нарушается наличием абстрактно-сентиментального гуманизма, что является выражением мелкобуржуазных влияний. Гуманистические воззрения О. сказались в изображении колоритной фигуры старого наборщика Морозова в повести "Болтовня". Позже в произведении "Ловцы сомнений", разрабатывая проблемы громадной важности — вопросы партийной оппозиции и разоблачения единой сущности правого и левого уклонов, — О. дал политически неверный ответ. Троцкисты представлены людьми ошибающимися, но сохранившими лучшие традиции революционной борьбы. Вскрыть социальные корни и обстановку действия троцкизма Овалов не сумел и смазал контрреволюционную сущность троцкизма. Герои действуют изолированно, вне коллектива. Положительный персонаж — рабочий-активист — получился на этот раз у О. слабой, политически пассивной фигурой. Ультрапсихологическая трактовка персонажей сопровождается сценами, бьющими на внешний эффект, — бегства, самоубийства и т. п. Отрицательное отношение к "Ловцам сомнений" партийной и литературной общественности убедило О. в необходимости решительного преодоления ошибочных и политически и творчески воззрений (письмо О., напечатанное в "Комсомольской правде" за 28/I 1931).
От повестей с производственной и партийно-политической проблематикой О. переключился на очерковое творчество. Острая борьба вокруг хлебозаготовок в Сибири, строительство керченского металлургического завода составили содержание двух книг его очерков: "Красное и черное" и "Путь в завтрашний день". Непосредственное соприкосновение с жизнью помогает О. в преодолении ошибочных воззрений прошлого этапа его творчества.
Библиография
: I. Болтовня, Повесть, изд. "Московский рабочий", М., 1930 (первоначально печаталось в журн. "Октябрь", 1928); То же, изд. "Федерация", М., 1932; Красное и черное. Из записной книжки журналиста, изд. "Московский рабочий", М., 1930; То же, ГИХЛ, М., 1931; Ловцы сомнений, Роман, журн. "Октябрь", 1930, №№ 5—6, 7; Путь в завтрашний день, изд. "Молодая гвардия", М., 1931; Две повести [Болтовня. Красное и черное], изд. "Молодая гвардия", Москва, 1933.II. Селивановский А., Л. Овалов, "На литературном посту", 1930, № 9 (перепеч. в сб. "Борьба за метод", ГИХЛ, М. — Л., 1931); Бочачер М., Овалов, "Литература и искусство", 1930, № 2. Отзывы о "Болтовне": "Октябрь", 1930, № 4 (без подписи); Виленская П., "Новый мир", 1930, № 7; Е. В., "Звезда", 1930, № 3; Белугина Л., "Пролетарский авангард", 1930, № 4; Селивановский А., "Правда", 1930, 17 февр.; Мессер Раиса, "Стройка", 1930, № 24, и др. Отзывы о "Красном и черном": Борисов Л., "Книга и революция", 1930, № 19; "Книга — строителям социализма", 1931, № 15, и др. Отзывы о "Ловцах сомнений": Макарьев И., Игривая самокритика. Из речи на критич. совещании РАПП 29 янв. 1931 г., "На литературном посту", 1931, № 7; Федотов П., Три романа о партии, там же, 1931, № 30; Гринберг И., О политических романах, "Резец", 1931, № 13. Отзывы о "Пути в завтрашний день": Шушканов И., По литфронтовской дороге, "Литературная газета", 1931, 17 ноября; М. Я., "Подъем" (Воронеж), 1932, № 5; "Книга — строителям социализма", 1931, № 35.
Л. Бать.
{Лит. энц.}