Овца

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ОВЦА
предполагают, что одомашнивание О. началось в Зап. Азии. Гомер описывает крупных баранов, зацепивш. за длинную шерсть к-рых Одиссей и его спутники спасались из пещеры циклопа. У римлян наибольшим спросом пользовалась апулийская шерсть, из к-рой изготовлялась верх. одежда. В нек-рых обл. Италии О. не стригли ножницами, а ощипывали.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Овца
(греч. ois, лат. ovis). Предполагают, что одомашнивание О. началось в Зап. Азии. Гомер описывает крупных баранов, зацепившись за длинную шерсть которых Одиссей и его спутники спасались из пещеры циклопа. У римлян наибольшим спросом пользовалась апулийская шерсть, из которой изготовлялась верхняя одежда. В некоторых областях Италии О. не стригли ножницами, а ощипывали.

Источник: Словарь античности. 1989

овца
известное домашнее животное, очень ценимое на востоке. Овцы составляли в древности главное богатство евреев-кочевников и скотоводов, поэтому труд пастуха хоть и был трудным, считался почетным. Многие великие люди, о которых говорит Священное Писание (Иаков, Моисей, Давид, пророк Амос и др.), были пастухами. Овца проста в содержании, послушна, обладает кротким нравом. Господь уподобил праведников овцам (Мф 25.32-33).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ОВЦА
(англ. sheep), три диких вида являются предками современной О. Муфлон(лат. ovis orientalis) Ирака, Сирии, Турции был первым прирученным животным промыслового значения. Остеологический материал Зави-Чеми-Шанидар показывает, что скот был одомашнен здесь в 9000 г. до н.э. Уриал(лат. ovis vignei) живет восточнее, между Каспийским морем и Тибетом. Кости его обнаружены в Анау (4000 г. до н.э.), в Европе он появляется в период палеолита и становится предком многих пород. Аргали(лат. ovis ammon) Центральной Азии вне своей родины имел меньшее значение.

Источник: Археологический словарь. 1990

Овца
главным занятием ветхозаветных патриархов было разведение мелкого скота, в том числе и овец, которые составляли их главное богатство. В связи с этим у иудеев уход за этими животными считался занятием весьма почетным. Кротость, боязливость и беспомощность овец часто употребляется в Священном Писании в переносном смысле. Заблудшая овца является прообразом отступившего от веры: такой человек «оставил стадо» и никогда не вернется, если Великий Пастырь не найдет его и не водворит снова «на зеленые пастбища при тихих водах». Словом же «пастырь» в Священном Писании неоднократно называют Самого Бога Отца (Иегову). В Новом Завете словом «пастырь» названы Иисус Христос и все служащие Евангелию, а верующие – стадом словесным. На пастыре лежит обязанность заботиться об овцах, ежедневно считать их и отвечать пред Богом за каждую пропавшую овцу. Он должен быть достаточно сильным, чтобы защитить стадо от хищников. У пророка Исайи есть слова, характеризующие Мессию, как заботливого Пастыря по отношению к верующим в Него: «Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных» (Книга пророка Исайи, 40, 11).

Источник: Православная энциклопедия.

Овца
евр. кивса. Овца. Уже в Быт. 4:2 упоминаются овцы, которые составляют главное имущество жителей Востока. При перечислении скота патриархов на первом месте всегда стоят овцы (Быт. 12:16; 30:43). Это кроткое по природе животное требует менее всех других ухода за собою, и нет другого скота, который так легко можно было бы гонять огромными стадами; к тому же никакое животное не приносит столько пользы, как овца. Поэтому Священное Писание и начинает исчисление имущества с овец. Навал имел 3.000 овец и 1.000 коз (1 Цар. 25:2): Иов имел к концу своей жизни 14.000 овец (Иов. 42:12). В мадианитянской добыче было 675.000 овец (Чис. 31:32). Соломон принес в жертву при освящении храма 120.000 овец (3 Цар. 8:63). Царь Меса присылал царю израильскому по 100.000 овец и по 100.000 нестриженных баранов (4 Цар. 3:4). Многочисленные горные пастбища в Ханаане содействовали разведению овец. Евреи имели различные названия для овец разного пола и возраста. Надзор за овцами считался почетным занятием, которого никто не стыдился (Исх. 3:1; 1 Цар. 16:11). Указываемая в Лев. 3:9 овца для жертвоприношения, вероятно, до сих пор еще существующая порода в Сирии, отличающаяся большим, тяжелым — до 30 фунтов — хвостом (курдюком), жир из которого считается самым ценным. Поэтому закон и повелел сжигать его на жертвеннике целиком.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ОВЦА
Быт 4:2). Древние Израильские патриархи были пастырями и занимался преимущественно разведением овец и другого мелкого скота. Стада овец у них были так многочисленны во времена патриархов, что составляли главное их богатство. Вот почему у Евреев уход за овцами считался самым древним и самым почетным занятием (Исх 3:1, 1Цар 16:11). Ревекка, Рахиль и все семь дочерей священника Иофора занимались овцеводством (Исх 3:16). Патриарх Иаков пас стада овец Лавана; Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. “Меса, царя Моавитский, был богат скотом, и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец” (4Цар 3:4). Овцы Сирии отличались длинными широкими хвостами (курдюк), нараставшими вследствие обилия и избытка жира. Овцы и козлы, как то было в древние времена, паслись на одном пастбище (Быт 30:35), и этот обычай несколько объясняет знаменательные слова Спасителя в беседе о Страшном Суде (Мф 25:32-33). Боязливость, кротость и беспомощность овец в то время, когда они отстают от стада, равным образом опасность, которая тогда окружает их, кратко, все то, что служит отличительною чертою этого животного, очень нередко упоминается иносказательно свящ. писателями, как например 2Пар 18:16, Пс 118:176, Ис 11:6, 53:6,7, Мих 5:8, Мф 9:36. Заблудшая овца служит образом человека, отступившего от веры: он оставил стадо, и отступил от Бога, удалился в страну пустынь и сени смертной, лишился возможности возвратиться и никогда не возвратится, доколе Великий Пастырь не обрящет его, и не водворит его снова на зеленых пастбищах и на водах тихих. Пастырь или пастух постоянно находился с своими стадами днем и ночью для того, чтобы считать, собирать, вести и охранять их (Быт 31:39, Лк 2:8), и при нем часто находились собаки (Иов 30:1). Забота пастырей о своих овцах отличалась постоянством и особенною нежностью, и его влияние над ними было очень сильно (Ис 40:11, Ин 10:1-16). В В.З. слово пастырь употребляется иносказательно для означения Иеговы (Пс 79:2) и царей (Иез 34:10), но в Н.З. оно означает собственно Господа Иисуса Христа (Ин 10:11 и Евр 13:20, 1Пет 5:4). Впоследствии словом пастырь стали называться служители Евангелия, а пасомые ими — словесным стадом. На пастырях лежала обязанность ежедневно считать овец, и может быть не раз и они отвечали за каждую пропавшую овцу (Быт 31:38-39, Исх 22:12). Они необходимо должны быть достаточно внимательными и сильными, чтобы защищать стадо от нападения хищных зверей. Пример Иакова пастыря в этом отношении не служит единственным примером: “я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих” (на страже при стаде овец; Быт 31:40). Козел обыкновенно шел впереди стада в качестве главного руководителя. Так мы читаем в Иер 50:8 о козлах, идущих впереди стада овец. Отсюда выражение у Иер 25:35-36: “И не будет убежища пастырям и спасения вождям стада. Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил Господь пажить их.” Иногда только что родившегося ягненка приносили в палатку и кормили его там как щенка. Этот обычай неподражаемо трогательно описан в притче пр. Нафана: “У бедного не было ничего, кроме одной овечки, которую от купил маленькой, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его, от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него как дочь” (2Цар 12:3). В Армении нередко приходилось видеть пастухов, несущих за пазухой ягнят из своих стад. Эти овечки были еще слишком слабы, чтобы пастись вместе с прочими овцами, и вот несут их к молодым овцам для кормления их овечьим молоком. Такое нежное отношение к ягнятам сопоставлено пр. Исаиею в отношении Мессии к верующим: “Как пастырь Он будет пасти стадо Свое, агнцев будет брать на руки и носит на груди Своей, и водить дойных” (40:11). Сезон стрижки овец был временем великого торжества, так сказать наградою за весь труд и опасность протекшего года (1Цар 25:8-11, 2Цар 13:23). Стада овец собирались тогда в непокрытую ограду, называемую овчим двором (Чис 32:16, Ин 10:16). Здесь связывали овцам ноги и затем стригли их. В соседстве пасущихся стад нередко воздвигалось сторожевое здание, с которого легко можно было видеть и оповестить наступающую для стад опасность. Оно называлось башнею стада (Мих 4:8). Шерсть овец на Востоке, большею частью цветом белая, вероятно употреблялась женщинами на одежду (Лев 13:47, Прит 31:13). Она составляла часть подати, платимой Моавитянами Израилю (4Цар 3:4), и составляла общий предмет торговли (Иез 27:18). Мясо овец, особенно баранье и ягнят было, как и доселе, самым любимым кушаньем у Бедуинов. Оно подавалось и на важных боярских столах (3Цар 4:23). Молоко овечье также было в употреблении (Вт 32:14). Что овцы, особенно барашки, и овцы приносились в жертву это известно, и для этого при Иерусалимском храме их выставляли на продажу (Ин 2:14). Земли, особенно благоприятствовавшие овцеводству, были: равнина Саронская (Ис 65:10), гора Кармил и Галаад (Мих 7:14), Васан (Иез 39:18).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990