Овербек

Найдено 1 определение
Овербек
, Иоганн Фридрих Overbeck, Johann Friedrich) 1789, Любек — 1869, Рим. Немецкий живописец, рисовальщик. Занимался сначала рисунком у Й. Пероу. Испытал влияние братьев Ф. и Й. Рипенхаузен и в манере их силуэтного рисунка копировал произведения старых мастеров. В 1806—1809 учился в венской Академии художеств. В 1809 вместе со своим другом Ф. Пфорром основал группу художников-назарейцев — Братство Св. Луки (Lucasbund), считался в дальнейшем его главой. С начала 1810 постоянно работал в Риме. Жил, как и другие назарейцы, в кельях монастыря Сан Исидоро в Риме. В 1813 принял католичество. В 1816 участвовал в создании "Манифеста" назарейцев. Согласно романтическим устремлениям художников, отвергающих академическую практику, в нем была провозглашена цель создания новогерманского религиозно-патриотического искусства, способного передать глубокое и искреннее религиозное чувство; значительную роль в его воспитании назарейцы отводили монументальным росписям, воскрешению старой классической техники фрески. Следование программе назарейцев обнаруживают уже ранние произведения Овербека: Суламифь и Мария (1812, Любек, Художественный музей), Въезд Христа в Иерусалим (1809—1829, Любек, Мариенкирхе), Италия и Германия (1811—1828, Мюнхен, Новая пинакотека). Согласно эстетическим взглядам художника, в искусстве существуют три направления: путь приближения к натуре (Дюрер), к идеалу (Рафаэль) и фантазии (Микеланджело). Плавный контур, яркие, но приведенные к единой гармонии цвета, воздушные дали пейзажей в фонах свидетельствуют о поиске живописных идеалов в классическом немецком и итальянском искусстве. В полотне Италия и Германия два женских образа в старонемецком и ренессансном одеяниях на фоне пейзажа олицетворяют традиции, идущие от Дюрера и Рафаэля. В первом воплощались для него как романтика национальное прошлое, старонемецкая культура, культ второго сложился под влиянием легенд Вакенродера и эссе Ф. Шлегеля. В этом произведении проявилось стремление назарейцев к утверждению своего национального пути в европейской культуре. В портретах Овербека присутствует заданный взгляд на модель. В рамках классицистической эстетики художник пытался соединить в них следование идеалу и натуре; его любимым изречением было "модель убивает идею". Портреты Овербека всегда строго классичны по композиции и живописному решению. Изображенные в них предстают в старонемецких костюмах (Ф. Пфорр, Мюнхен, Новая пинакотека) или в виде персонажей Св. Семейства (Автопортрет с женой и сыном, 1820, Любек, Художественный музей) на фоне ренессансной арки или у готического окна, сквозь которые открывается вид на пейзаж с тонкими изящными деревцами и воздушной дымкой, окутывающей горы. Излюбленный романтиками прием изображения модели в пейзаже обретает у Овербека характер стилизации, но в самой трактовке внутреннего мира портретируемого ощутимы романтические черты. В 1816—1817 художник наряду с другими назарейцами принимает участие в росписях палаццо Дзуккари (или Каза Бартольди) прусского консула С. Бартольди в Риме (все фрески с 1887 находятся в Берлине, в Гос. музеях, а картоны к ним — во Франкфурте-на-Майне, в Штеделевском институте искусств). В сценах из жизни св. Иосифа библейский сюжет призван играть морализаторскую роль. В отличие от предполагавших более драматическое развитие действия фресок Корнелиуса Овербек выбирает сцену сентиментального содержания. Художник трактует ее повествовательно, выделяет положительных и отрицательных персонажей, наделяя образ праведника Иосифа рафаэлевски мягкой грацией и подчеркивая достоверность исторического колорита. Как и в исполненных в палаццо Дзуккари росписях П. Корнелиуса, Шадова, Ф. Вейта, Ф. Кателя, тематика фресок Овербека полностью согласовывалась с эстетическими воззрениями назарейцев, мечтавших создать "новое религиозно-патриотическое искусство", возродить национальную классическую традицию. В 1818—1828 вместе с другими художниками (П. Корнелиус, Ф. Хорни, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, Й. А. Кох, И. фон Фюрих) Овербек принял участие в украшении росписями на сюжеты из произведений Тассо, Ариосто и Данте трех залов казино в парке виллы принца К. Массимо. В пяти фресках Овербека на сюжеты из Освобожденного Иерусалима Тассо сказалось влияние росписей Пинтуриккио и Перуджино в Ватикане. Поэтичные виды умбрийского пейзажа тонко согласуются с рыцарской фантастической тематикой сцен, естественным окружением парка, панорама которого открывается сквозь окна садового павильона. Поздние произведения художника — цикл полотен Семь таинств (Таинство крещения, Мюнхен, Новая пинакотека), Таинство покаяния (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) были исполнены в 1857—1862 и предназначались, по-видимому, для перенесения в монументальную живопись или для шпалер. Призванные передать глубокое религиозное чувство, сцены лишены непосредственности ранних работ художника, тяготея к более поверхностному толкованию в духе бытовой живописи середины века. В программном для позднего творчества художника полотне Торжество религии в искусстве (1840, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств) композиция уподоблена ренессансному алтарному образу. С присущей полотнам Рафаэля четкой симметрией в размещении фигур Овербек помещает в центре Мадонну и коленопреклоненные фигуры Дюрера и Рафаэля. Два художественных кумира назарейцев почтительно, подобно самому Овербеку, приносят в дар Мадонне свое полное высоких духовных идеалов искусство. Метод реконструкции классического идеала, жанризация исторической живописи в творчестве художника отразили характерные тенденции европейского искусства (1830—1840-х). Выразив эстетические взгляды ранних немецких романтиков, творчество Овербека оказало влияние на многих немецких (В. Каульбах, Э. фон Гебхардт, Э. Дегер, Э. Бендеман, А. Мюллер) и европейских мастеров XIX в.
Лит.: Heise C. G. Overbeck und sein Kreis. Munchen, 1928; Keith A. Nazareni. Milano, 1967; I Nazareni a Roma. Galleria Nazionale d’arte moderna: Catalogo. Roma, 1981; Johann Friedrich Overbeck. 1789—1869. Zur Geburtstages Ausstellung. Lubeck, 1989.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

Заветный вензель: к биографии Е. Овербек

Богомолов Н.А., Соболев А.Л.
Баронесса Е. фон Овербек была видной фигурой культурной жизни Петербурга на стыке XIX и XX веков, однако ее ранняя биография была известна только по изложениям З.Н.
Читать PDF
0.00 байт

«Дело Овербека» в жизни Санкт-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения

Копылова Елена Анатольевна
ВXIX в. представители англиканской церкви проявили исключительный интерес к Православной Церкви. Англикане пытались решать как богословские, так и практические вопросы. В 1870 г.
Читать PDF
0.00 байт

Литургические аспекты проекта возрождения православия западного обряда Ю. Й. Овербека

Чумичёв Алексей Алексеевич
Данная статья посвящена малоизученной странице истории межконфессиональных отношений второй половины XIX в. проекту возрождения западного православия, предложенному немецким богословом, жившим в Англии, Ю. Й. Овербеком.
Читать PDF
0.00 байт

Роль Российской Церкви в истории формирования проекта возрождения Западного православия Ю. Й. Овербе

Алексей Алексеевич Чумичёв
Данная статья посвящена одному из загадочных и малоизвестных явлений в истории Российской Церкви — проекту создания в Европе православных общин, практикующих западный литургический обряд.

Похожие термины:

  • Овербери, сэр Томас

    Овербери, сэр Томас (Overbury, Sir Thomas) (1581— 1613), англ, придворный, эссеист и поэт. Близкий друг Роберта Карра, фаворита англ, короля Якова I, О. был противником усиления семейства "Говардов. Однако Карр, став