Овидий Назон, Публий
Овидий Назон, Публий
43 г. до н. э.-18 (или 17) г. н. э., римский поэт. Родился в Сульмоне у подножия Аппенин. Происходил из состоятельной всаднической семьи. В соответствии с желанием отца, он был послан учиться в Рим, чтобы посвятить себя карьере политика и юриста. В дополнение к учебе совершил путешествие в Афины, Малую Азию и на Сицилию. После возвращения в Рим быстро отказался от карьеры чиновника и целиком посвятил себя поэзии. — Первые произведения сразу принесли О. громкую славу. Он был связан с поэтическим кружком Мессалы. Знал Горация, восхищался Вергилием, дружил с Проперцием, а памяти Тибулла посвятил одну из прекраснейших своих элегий. О. был трижды женат, имел дочь. В 8 г. н. э., на вершине известности и славы, О. неожиданно был приговорен Августом к изгнанию на Черное море в Тому (совр. Констанца). Причина высылки неизвестна. Сам О. говорит, что единственной его виной были кармины (песни) (Наука любви?) и ошибка. Но нам неизвестно, в чем эта ошибка заключалась. Однако Август был сильно задет, ибо несмотря на многочисленные просьбы о помиловании, которые поэт слал в Рим, приговор так и не был отменен. О. умер в Томе после 10 лет изгнания. Все произведения О., кроме Метаморфоз и не сохранившейся трагедии Медея, были написаны элегическим дистихом. Ранний период творчества О. посвящен произведениям на любовные темы. Ок. 20 г. до н. э. О. издал первый сборник Любовные элегии (Amores) в 5 книгах. Сохранилось только 3 книги из второго издания. Это любовные произведения (исключение составляет одна элегия, описывающая процессию в честь Юноны и упомянутая ранее элегия на смерть Тибулла), посвященные Коринне. Коринна — вымышленный образ, фикцией являются и описываемые чувства и переживания поэта. Черпая из архаической и эллинистической греческой лирики, а также используя упражнения, которые он выполнял в риторической школе, О. представил известные из литературы любовные сюжеты, ситуации, переживания: ожидание у дверей возлюбленной, ссоры, радость, измены, ревность. Стихи О. исполнены очарования и юмора, а порой — цинизма и иронии. Между первым и вторым изданием любовных элегий появилась на свет первая часть сборника Героиды (Heroides или Epistulae Heroidum) — 15 посланий мифических героинь: Пенелопы, Медеи, Дидоны, Ариадны и др., адресованных неверным мужьям или возлюбленным. Вторая часть, по-видимому, была создана позднее, она включает три пары писем, написанных любовниками друг другу. В этих элегиях чувствуется влияние риторической школы, они скорее напоминают монологи, иллюстрирующие переживания героинь. Из дидактических поэм, представляющих собой как бы пародийный вариант эллинистических дидактических поэм (Арат, Никандр) самой старой является поэма О раскрашивании женщинами лица (De medicamine faciei femineae), от которой сохранилось 50 дистихов; в ней О. рассказывал девушкам о том, как надо заботиться о своей внешности. В Науке любви (Ars amatoria), изданной, видимо, в 1 г. до н. э., О. изложил науку соблазнения. Вначале он составил только 2 книги советов мужчинам, потом добавил кн. III, предназначенную для девушек. О. дал точные указания, где нужно искать прекрасных девушек, как их обольщать (кн. I), как продлить связь (кн. II). Часть, адресованная женщинам, тоже содержит подобные советы. Поэма исполнена юмора, полна забавных оборотов и сентенций, комических ситуаций. Ее реализм отличают изысканность и культура, чувствительность и утонченность. Прекрасно написанная картина римского общества эпохи Августа иллюстрируется многочисленными примерами из мифологии, в поэме множество сравнений и отступлений. Продолжением Науки любви стала поэма Лекарство от любви (Remedia amoris) в 1 книге, изданная ок. 2 г. н. э.. Она выдержана в том же тоне, что и Наука любви, и учит читателя, как нужно поступать, чтобы излечиться от несчастной любви. Зрелое творчество О. представлено двумя большими поэмами: Метаморфозы (Metamorphoseon libri XV) в 15 книгах и Фасты (Fasti); оба написаны после 1 г. н. э. В Метаморфозах О. ориентировался на греческих поэтов: Каллимаха, Эратосфена, Никандра, Парфения Никейского, а также на римских — Катулла, Цинну, Мацера. Сюжеты он взял из неисчерпаемой сокровищницы греко-римских мифов, выбирая прежде всего те, что рассказывали о каких-либо превращениях. О. замыслил представить мифы в хронологическом порядке от начала мира до своей эпохи. Поэма начинается рождением мира из Хаоса и заканчивается апофеозом Цезаря. Книги I-V включают самые древние мифы о потопе, о четырех веках человечества, о мировом пожаре — до эпохи Фив; кн. VI-X содержат предания, касающиеся Геркулеса, с кн. XI начинаются легенды троянские, италийские и римские. В пределах всей эпопеи О. рассказывает или упоминает 250 мифов о превращениях. Стремясь придать повествованию связность, он использует принцип хронологической и генеалогической последовательности, группирует локальные мифы, предания, связанные единой темой или контрастирующие между собой, включает множество эпизодов. Разнообразие содержания порождает разнообразие стиля и настроения: начало и конец Метаморфоз написаны в философском тоне, а, например, ухаживания Циклопа напоминают идиллию. Целое, однако, выдержано в эпическом стиле, что подчеркивают многочисленные гомеровские сравнения, описания природы и произведений искусства, большие эпические сцены, каталоги, а прежде всего размер — гекзаметр. В то же время, что Метаморфозы, О. создает Фасты (dies fasti — это дни, в которые были дозволены публичные выступления и деятельность, в отличие от запретных дней — dies nefasti) При создании этого поэтического календаря, рассказывающего об учреждении римских праздников, рождении обычаев и обрядов, О. вдохновлялся произведениями Арата и Каллимаха, а по некоторым сведениям, также сочинениями Варрона, Катона, Веррия, Флакка. Изгнание помешало О. закончить произведение. Ему удалось написать только 6 книг, каждая из которых посвящена одному месяцу, от до . Изгнание надломило О. Произведения, созданные в этот период, характеризует монотонность содержания и интонации. Тристии (Скорбные элегии) в 5 книгах включают элегии к жене, друзьям и императору с просьбой о заступничестве и помиловании. Они дышат тоской по Риму, полны воспоминаний, рисуют грустную картину жизни изгнанника. Вторую книгу составляет только одна элегия, адресованная Августу, в которой поэт объясняется по поводу обвинений в адрес Науки любви. Элегия 10 в книге IV представляет собой автобиографию поэта. Письма с Понта (Epistulae ex Ponto) в 4 книгах были изданы позднее, кн. IV, по-видимому, уже после смерти поэта. Их содержание напоминает Тристии, но каждое послание адресовано конкретному человеку. В изгнании О., вероятно, выучил язык гетов и на нем написал хвалебную песнь в честь Августа. К этому же периоду принадлежат: ориентированный на произведение Каллимаха Ибис, полный проклятий врагам О., поэма о рыбах Halieutica (фр.) и элегия Орех (Nux), в которой звучат жалобы дерева. В отличие от Вергилия и Горация, О. не принял провозглашенной Августом программы оздоровления римского общества. О любви и о богах он всегда говорил свободно. Однако он восхвалял свое время, воспевал Рим и его красоту. Римская действительность просвечивает даже сквозь миф: Зевс в поэмах О. напоминает Августа, Олимп — Палатин, нимфы и богини — римских красавиц. О. — блестящий знаток человеческой психологии, в особенности женской. Его советы влюбленным удивляют своей меткостью, письма героинь дышат подлинным чувством. О. является также мастером повествования. Он захватывает живостью и красочностью описаний, фантазией, разнообразием настроений, чувством юмора. Влияние риторики проявляется в многочисленных сентенциях, шутливых оборотах, игре слов. Язык и стих О. совершенны, полны очарования и изысканной простоты. О. пользовался популярностью уже у своих современников. В средневековье читали прежде всего его любовные стихотворения, трактуя их аллегорически. Метаморфозы называли "Библией язычников" и "Библией поэтов". О. оказал огромное влияние не только на литературу: он предоставил материал для создания драм и опер, а также произведений живописи.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
Овидий, Назон Публий
лат. Publius Ovidius Naso)
(43 до н.э. - ок. 18 н.э.)
римский поэт эпохи принципата; родился в г. Сульмона в семье всадника; занимался у известных ораторов Рима, совершил путешествие в Грецию (Афины), Малую Азию и Сицилию. Расцвет его творческой деятельности пришелся на вторую половину правления Октавиана Августа, на т. наз. «золотой век» римской литературы. В 8 г. н.э. О. был сослан по приказу Августа в г. Томы (ныне Констанца) на берегу Черного моря, где и умер.
Из творческого наследия О. сохранились «Любовные элегии», «Героиды» (сборник любовных писем мифологических героинь к своим мужьям и возлюбленным), дидактическая поэма «Наука любви», дополняющий ее отрывок из поэмы «Косметические средства», небольшая дидактическая поэма «Средства от любви», «Фесты», «Метаморфозы», «Скорбные элегии», «Письма из Понта», поэма «Ибис» и фрагменты поэмы о рыболовстве. Вершиной творчества О. считаются «Метаморфозы», основной темой которых являются мифы о превращении богов и людей в растения, животных, камни и созвездия. Ценным источником сведений по истории Причерноморья являются «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».
Овидий Назон Публий. Любовные элегии / Пер. и вступ. ст. С. Шервинского. М., 1963; Овидий Назон Публий. Элегии и малые поэмы / Сост. и предисл. М. Гаспарова. М., 1973; Овидий Назон Публий. Скорбные элегии. Письма с Понта / Изд. подг. М.Л. Гаспаров, С.А. Ошеров. М., 1978; Овидий Назон Публий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии / Пер. С.В. Шервинского. М., 1983; Вулих Н.В. «Тристии» и «Послания с Понта» Овидия как исторический источник // ВДИ. 1974. № 1; Подосинов А.В. Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья. Тексты и перевод, комментарий. М., 1985; Сергеев А. Открытое небо. Из жизни Овидия. Спб., 1992.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Римский поэт. Овидий был видной фигурой в римском обществе вплоть до 8 года, когда император Август сослал его в Томы (совр. Констанца) - приграничный город на Черном море, подвергавшийся набегам скифов. В Томах Овидий продолжал работу над "Скорбными элегиями" и написал 4 книги "Посланий с Понта", все время надеясь, что он еще сможет вернуться в Рим. Однако надеждам не суждено было сбыться. Причина ссылки Овидия доподлинно неизвестна; сам же он утверждал, что предлогом послужили его стихи и "проступок". Книги Овидия были изъяты из римских общественных библиотек, после того как он написал свою поэму "Наука любви", а "проступок", вероятно, связан с дочерью Августа - Юлией, которая тоже была отправлена в ссылку.
Овидий был плодовитым поэтом, умевшим достигать отточенности стиха и яркости описаний. Он обладал редким для античности чувством цвета и любовью к видимым формам, создавая тем самым как бы руководство для художников последующих эпох. Кроме знаменитого "Искусства любви" (наставления юношам, как найти и удержать возлюбленных) Овидий написал также "Лекарство от любви", где учил, как следует заканчивать любовные истории; 3 книги "Любовных элегий" и "Героини" - любовные письма в стихах от мифологических и реальных женщин к их возлюбленным. "Фасты" были задуманы Овидием как календарь в стихах, однако до своего изгнания из Рима он успел написать стихи только к шести месяцам года. Некоторые ранние произведения Овидия и знаменитая "Медея" утеряны, однако до нас дошли 15 книг "Метаморфоз", представлявших собой энциклопедию античной мифологии, - Овидий приводит более 200 легенд, связав их в единое изложение.
Никакое другое произведение античной литературы не оказало такого сильного влияния на европейское искусство, как "Метаморфозы". Начиная с 15 в. античные сюжеты, почерпнутые из Овидиевых "Метаморфоз", изображались художниками и скульпторами великое множество раз.
"Метаморфозы" были любимой книгой юности таких разных людей, как Чосер, Монтень, Вордсворт и Гете. Овидий входит в четверку античных знаменитостей, приветствующую Данте с Вергилием у входа в Ад ("Божественная комедия", Ад, 4). В средние века Овидия почитали за колдуна - на его родине в Сульмоне до сих пор сохранились предания о волшебнике "Видии". В эпоху Возрождения Овидий считался, напротив, идеалом человека, и тогда же - в 1471 его стихи были впервые изданы.
В начале 14 в. неизвестный французский автор написал поэму "Морализованный Овидий", а в 1342 друг Петрарки Пьер Берсуир создал трактат с аналогичной целью - выявить в произведениях Овидия христианскую символику. Так, например, в Церере эти авторы видели Церковь, обращавшую души к Истине посредством евангельского света (ее факела). Над такими толкованиями смеялся Рабле в предисловии к "Гаргантюа и Пантагрюэлю", говоря, что у Гомера иносказаний не больше, чем у Овидия христианского духа. Тем не менее "Морализованный Овидий" оказал существенное влияние на трактовку Овидиевых образов в европейской литературе (см., например, интерпретации легенд о Персее, Геракле и Леде). Философы-гуманисты видели в превращениях персонажей "Метаморфоз" в растения или животных подтверждение концепции переселения душ (см. Ариадна, Психея). Овидием продолжали восхищаться и в 19 в., и знакомство с его поэзией было обязательным элементом классического образования, хотя содержание стихов Овидия не всегда устраивало преподавателей с моральной точки зрения.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
рим. поэт. Род. в Сульмоне (Ср. Италия) в состоятельной семье. Учился в Риме. Завершил образование традиц. поездкой в Грецию и М. Азию, возвратился в Рим; начал служебную карьеру, но скоро отказался от нее и полн. посвятил себя поэзии. В 8 н. э. в расцвете славы О. указом Августа был сослан в г. Томы (совр. Констанца в Румынии), где и умер. Непосредств. причина ссылки осталась неизвестной, но вся поэзия О. шла вразрез со стремлением Августа возродить строгие «нравы предков» и его законодательством, направл. на укрепление семьи и брака. В наибол. степени это относится к первому периоду твор-ва О. Изданные ок. 18 до н.э. «Любовные элегии» в 5 кн. (сохран. 2-я ред. в 3 кн.) сразу же сделали О. знаменитым. О. считал себя в этом жанре последователем Корнелия Галла, Тибулла и Проперция; несомненно также влияние на него Катулла. Одн., в отличие от этих поэтов, в стихах О. отсутствует подлинное чувство, его заменяет блестящая разработка (по всем правилам оратор, иск-ва) традиц. для любовной поэзии сюжетов, мотивов и типов. Героиня элегий, назв. Коринной по имени беотийской поэтессы, лишена индивидуальных черт и изображена как обобщ. тип возлюбленной. То же относится к содержанию элегий, в к-рых с исчерпывающей полнотой представлены всевозможные любовные ситуации и переживания, описанные с разных т. зр. и с нескончаемыми вариациями в блестящих по форме, остроумных и подчас ироничных стихах. Лишь две элегии выпадают из этой тематики: отличающаяся особым лиризмом и искренним чувством элегия на смерть Тибулла (III, 9) и описание праздника в честь Юноны (III, 13).
Декламационно-ритор. стиль, к-рый внес О. в трактовку любовной темы, особенно ярко проявился в след, его сб. - «Героини» («Героиды»), сост. из 2 ч. В 1-й- 15 писем-посланий, из к-рых 14 написаны миф. героинями и адресованы покинувшим их мужьям или возлюбленным; здесь представлены почти все известные из мифологии женские персонажи, оказавшиеся в подобной , ситуации. Одно послание (15-е) написано от лица реального персонажа - поэтессы Сапфо и основано на легенде, согласно к-рой она покончила с собой, бросившись со скалы в море из-за безответной любви к юному Фаону. Жанр любовного письма-послания был известен и раньше, но О. создал новую разновидность такого послания, сделав его содержанием миф, излагаемый в форме исповеди с глубоким проникновением в психологию персонажа. Материалом служил гомеровский эпос (Пенелопа, Брисеида), «Энеида» Вергилия (Дидо-на), гр. трагедия (Федра, Медея), Катулл (Ариадна). Но героини О. больше похожи не на лит. прототипы, а на его образов, современниц, владевших секретами ритор, иск-ва и щеголявших своей ученостью. Риторика здесь не составной элемент, а основа произв. Величайшее мастерство О. проявилось в том, что, разрабатывая одну и ту же тему, он ни разу не повторился и представил каждую из своих героинь как яркую индивидуальность. 2-я ч. сб. состоит из 3 парных посланий: письмо героя - ответ героини. Одна пара (Парис - Елена) имеет источником гомеровский эпос, две др. (Аконтий - Кидиппа, Леандр - Геро) базируются на эллин, поэзии. посл. пара посланий, проникнутая ощущением трагич. конца, по настроению близка к посланиям 1-й ч.; в двух др. парах появляется нов. мотив: изменения в психологии и намерениях героини под влиянием письма героя. Период любовной лирики в твор-ве О. завершается к 2 н. э. выходом в свет пародийно-дидакт. поэм «Наука любви» и «Лекарство от любви». Пародийность достигается соединением фривольного содержания с жанром и стилем дидакт. поэм, построенных по типу руководств по риторике. «Наука любви» состоит из 3 кн. В I и II даются наставления мужчинам: как и где найти предмет любви (ср. «нахождение» темы и материала для речи в ритор, трактатах), как завоевать любовь, как ее сохранить. В III кн. поэт дает аналог, советы женщинам, показывая при этом, что он прекрасно разбирается не только в тонкостях женской психологии, но и в тайнах жен. туалета, косметики, прически, походки и т. д. Поэма «Лекарство от любви» появилась, возм., как ответ тем, кто обвинял поэта в безнравственности. Обе поэмы - веселые, остроумные и ироничные, изобилующие бытовыми зарисовками и меткими наблюдениями, дают богатую деталями картину тогдашней рим. жизни. 2-й период твор-ва О. ознаменовался обращением к серьезной тематике. Он начал писать сразу два произв.: «Фасты» («Календарь», «Месяцеслов») и «Метаморфозы» («Превращения»). Поэма «Фасты» была задумана в 12 кн., написано - 6. В каждой кн. рассказывается о рим. праздниках и обрядах одного месяца: от января до июня. В них прославляется рим. старина с ее культами и обычаями, богами и героями, мифами и ист. событиями; неумеренно восхваляется Август и весь род Юлиев. Одн. и здесь О. остался верен себе: в поэме множ-во любовных приключений, связанных с различными датами рим. календаря. «Метаморфозы» - самое знаменитое произв. О. Это большая поэма в 15 кн., написанная гексаметром (все др. произв. написаны элегич. дистихом). Содержанием поэмы являются мифы о превращениях, изложенные как связное целое и даже с попыткой соблюдения хронолог, последовательности; в ней выделяются 2ч. - мифолог.: от превращения первонач. хаоса в упорядоченную Вселенную до Троянской войны; и ист.: от Троянской войны до эпохи Августа. Но т. к. болын-во мифов не имеют четкой временной соотнесенности, для их соединения в «непрерывную песнь» О. пользуется разл. композ. приемами: объединяет сказания по циклам (аргосский, фиванский, троянский), группирует вокруг одного события (поход Аргонавтов) или героя (Геракл, Эней), использует рамочную композицию, вплетая в осн. рассказ встав, эпизоды и т. п. Как и др. произв. О., в «Метаморфозах» господствуют любовные сюжеты самого разнообразного характера: от высокой трагедии до преступной любви. Мн. мифов о любви богов к смертным женщинам, ставшей причиной их страданий и горестных превращений. В заключ. излагается филос. обоснование превращений - учение Пифагора о метемпсихозе - переселении душ. Завершается поэма апофеозом Юлия Цезаря, превращенного в звезду, и похвалой Августу, после чего поэт оценивает свой труд почти буквальным повторением строк из горациевского «Памятника» (Мет., XV, 871-872).
Гл. произв. 3-го периода твор-ва О. - сб.: «Скорбные элегии» и «Письма с Понта». Их отличает искренность тона и глубокие душевные переживания. Болып-во элегий обоих сб. полны жалоб на судьбу, их пронизывает чувство тоски и одиночества. О. умоляет жену и друзей о заступничестве перед Августом, к-рому расточает лесть и неумеренные похвалы; обращается и к самому Августу, прося его о помиловании или хотя бы о смягчении наказания. Неподдельным страданием, горечью разлуки с любимой женой и со всем, что ему дорого, проникнута самая поэтичная элегия этого сб. (I, 8) - о последней ночи в Риме. Особый интерес представляет автобиогр. элегия (IV, 10). В отличие от «Скорбных элегий», в к-рых О. не называет адресатов, боясь повредить им, «Письма с Понта» обращены к конкретным лицам и носят поэтому более личный характер. Они написаны позже, в них заметно некоторое примирение поэта с судьбой, пробуждение интереса и симпатий к местным жителям; он даже написал поэму на гетском яз. К сожалению, она не сохран. Из др. несохран. произв. О. древние очень высоко оценивали трагедию «Медея». О. - последний крупный поэт «золотого века» рим. лит. Он был очень популярен в Риме даже в период ссылки; в средневековье ему подражали трубадуры и миннезингеры; в Новое вр. по «Метаморфозам» изучали греко-рим. мифологию, их сюжеты широко использовались и используются в живописи, лит., скульптуре, музыке.
Н. К.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
(43 до н.э. - ок. 18 н.э.)
римский поэт эпохи принципата; родился в г. Сульмона в семье всадника; занимался у известных ораторов Рима, совершил путешествие в Грецию (Афины), Малую Азию и Сицилию. Расцвет его творческой деятельности пришелся на вторую половину правления Октавиана Августа, на т. наз. «золотой век» римской литературы. В 8 г. н.э. О. был сослан по приказу Августа в г. Томы (ныне Констанца) на берегу Черного моря, где и умер.
Из творческого наследия О. сохранились «Любовные элегии», «Героиды» (сборник любовных писем мифологических героинь к своим мужьям и возлюбленным), дидактическая поэма «Наука любви», дополняющий ее отрывок из поэмы «Косметические средства», небольшая дидактическая поэма «Средства от любви», «Фесты», «Метаморфозы», «Скорбные элегии», «Письма из Понта», поэма «Ибис» и фрагменты поэмы о рыболовстве. Вершиной творчества О. считаются «Метаморфозы», основной темой которых являются мифы о превращении богов и людей в растения, животных, камни и созвездия. Ценным источником сведений по истории Причерноморья являются «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».
Овидий Назон Публий. Любовные элегии / Пер. и вступ. ст. С. Шервинского. М., 1963; Овидий Назон Публий. Элегии и малые поэмы / Сост. и предисл. М. Гаспарова. М., 1973; Овидий Назон Публий. Скорбные элегии. Письма с Понта / Изд. подг. М.Л. Гаспаров, С.А. Ошеров. М., 1978; Овидий Назон Публий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии / Пер. С.В. Шервинского. М., 1983; Вулих Н.В. «Тристии» и «Послания с Понта» Овидия как исторический источник // ВДИ. 1974. № 1; Подосинов А.В. Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья. Тексты и перевод, комментарий. М., 1985; Сергеев А. Открытое небо. Из жизни Овидия. Спб., 1992.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Римский поэт. Овидий был видной фигурой в римском обществе вплоть до 8 года, когда император Август сослал его в Томы (совр. Констанца) - приграничный город на Черном море, подвергавшийся набегам скифов. В Томах Овидий продолжал работу над "Скорбными элегиями" и написал 4 книги "Посланий с Понта", все время надеясь, что он еще сможет вернуться в Рим. Однако надеждам не суждено было сбыться. Причина ссылки Овидия доподлинно неизвестна; сам же он утверждал, что предлогом послужили его стихи и "проступок". Книги Овидия были изъяты из римских общественных библиотек, после того как он написал свою поэму "Наука любви", а "проступок", вероятно, связан с дочерью Августа - Юлией, которая тоже была отправлена в ссылку.
Овидий был плодовитым поэтом, умевшим достигать отточенности стиха и яркости описаний. Он обладал редким для античности чувством цвета и любовью к видимым формам, создавая тем самым как бы руководство для художников последующих эпох. Кроме знаменитого "Искусства любви" (наставления юношам, как найти и удержать возлюбленных) Овидий написал также "Лекарство от любви", где учил, как следует заканчивать любовные истории; 3 книги "Любовных элегий" и "Героини" - любовные письма в стихах от мифологических и реальных женщин к их возлюбленным. "Фасты" были задуманы Овидием как календарь в стихах, однако до своего изгнания из Рима он успел написать стихи только к шести месяцам года. Некоторые ранние произведения Овидия и знаменитая "Медея" утеряны, однако до нас дошли 15 книг "Метаморфоз", представлявших собой энциклопедию античной мифологии, - Овидий приводит более 200 легенд, связав их в единое изложение.
Никакое другое произведение античной литературы не оказало такого сильного влияния на европейское искусство, как "Метаморфозы". Начиная с 15 в. античные сюжеты, почерпнутые из Овидиевых "Метаморфоз", изображались художниками и скульпторами великое множество раз.
"Метаморфозы" были любимой книгой юности таких разных людей, как Чосер, Монтень, Вордсворт и Гете. Овидий входит в четверку античных знаменитостей, приветствующую Данте с Вергилием у входа в Ад ("Божественная комедия", Ад, 4). В средние века Овидия почитали за колдуна - на его родине в Сульмоне до сих пор сохранились предания о волшебнике "Видии". В эпоху Возрождения Овидий считался, напротив, идеалом человека, и тогда же - в 1471 его стихи были впервые изданы.
В начале 14 в. неизвестный французский автор написал поэму "Морализованный Овидий", а в 1342 друг Петрарки Пьер Берсуир создал трактат с аналогичной целью - выявить в произведениях Овидия христианскую символику. Так, например, в Церере эти авторы видели Церковь, обращавшую души к Истине посредством евангельского света (ее факела). Над такими толкованиями смеялся Рабле в предисловии к "Гаргантюа и Пантагрюэлю", говоря, что у Гомера иносказаний не больше, чем у Овидия христианского духа. Тем не менее "Морализованный Овидий" оказал существенное влияние на трактовку Овидиевых образов в европейской литературе (см., например, интерпретации легенд о Персее, Геракле и Леде). Философы-гуманисты видели в превращениях персонажей "Метаморфоз" в растения или животных подтверждение концепции переселения душ (см. Ариадна, Психея). Овидием продолжали восхищаться и в 19 в., и знакомство с его поэзией было обязательным элементом классического образования, хотя содержание стихов Овидия не всегда устраивало преподавателей с моральной точки зрения.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
рим. поэт. Род. в Сульмоне (Ср. Италия) в состоятельной семье. Учился в Риме. Завершил образование традиц. поездкой в Грецию и М. Азию, возвратился в Рим; начал служебную карьеру, но скоро отказался от нее и полн. посвятил себя поэзии. В 8 н. э. в расцвете славы О. указом Августа был сослан в г. Томы (совр. Констанца в Румынии), где и умер. Непосредств. причина ссылки осталась неизвестной, но вся поэзия О. шла вразрез со стремлением Августа возродить строгие «нравы предков» и его законодательством, направл. на укрепление семьи и брака. В наибол. степени это относится к первому периоду твор-ва О. Изданные ок. 18 до н.э. «Любовные элегии» в 5 кн. (сохран. 2-я ред. в 3 кн.) сразу же сделали О. знаменитым. О. считал себя в этом жанре последователем Корнелия Галла, Тибулла и Проперция; несомненно также влияние на него Катулла. Одн., в отличие от этих поэтов, в стихах О. отсутствует подлинное чувство, его заменяет блестящая разработка (по всем правилам оратор, иск-ва) традиц. для любовной поэзии сюжетов, мотивов и типов. Героиня элегий, назв. Коринной по имени беотийской поэтессы, лишена индивидуальных черт и изображена как обобщ. тип возлюбленной. То же относится к содержанию элегий, в к-рых с исчерпывающей полнотой представлены всевозможные любовные ситуации и переживания, описанные с разных т. зр. и с нескончаемыми вариациями в блестящих по форме, остроумных и подчас ироничных стихах. Лишь две элегии выпадают из этой тематики: отличающаяся особым лиризмом и искренним чувством элегия на смерть Тибулла (III, 9) и описание праздника в честь Юноны (III, 13).
Декламационно-ритор. стиль, к-рый внес О. в трактовку любовной темы, особенно ярко проявился в след, его сб. - «Героини» («Героиды»), сост. из 2 ч. В 1-й- 15 писем-посланий, из к-рых 14 написаны миф. героинями и адресованы покинувшим их мужьям или возлюбленным; здесь представлены почти все известные из мифологии женские персонажи, оказавшиеся в подобной , ситуации. Одно послание (15-е) написано от лица реального персонажа - поэтессы Сапфо и основано на легенде, согласно к-рой она покончила с собой, бросившись со скалы в море из-за безответной любви к юному Фаону. Жанр любовного письма-послания был известен и раньше, но О. создал новую разновидность такого послания, сделав его содержанием миф, излагаемый в форме исповеди с глубоким проникновением в психологию персонажа. Материалом служил гомеровский эпос (Пенелопа, Брисеида), «Энеида» Вергилия (Дидо-на), гр. трагедия (Федра, Медея), Катулл (Ариадна). Но героини О. больше похожи не на лит. прототипы, а на его образов, современниц, владевших секретами ритор, иск-ва и щеголявших своей ученостью. Риторика здесь не составной элемент, а основа произв. Величайшее мастерство О. проявилось в том, что, разрабатывая одну и ту же тему, он ни разу не повторился и представил каждую из своих героинь как яркую индивидуальность. 2-я ч. сб. состоит из 3 парных посланий: письмо героя - ответ героини. Одна пара (Парис - Елена) имеет источником гомеровский эпос, две др. (Аконтий - Кидиппа, Леандр - Геро) базируются на эллин, поэзии. посл. пара посланий, проникнутая ощущением трагич. конца, по настроению близка к посланиям 1-й ч.; в двух др. парах появляется нов. мотив: изменения в психологии и намерениях героини под влиянием письма героя. Период любовной лирики в твор-ве О. завершается к 2 н. э. выходом в свет пародийно-дидакт. поэм «Наука любви» и «Лекарство от любви». Пародийность достигается соединением фривольного содержания с жанром и стилем дидакт. поэм, построенных по типу руководств по риторике. «Наука любви» состоит из 3 кн. В I и II даются наставления мужчинам: как и где найти предмет любви (ср. «нахождение» темы и материала для речи в ритор, трактатах), как завоевать любовь, как ее сохранить. В III кн. поэт дает аналог, советы женщинам, показывая при этом, что он прекрасно разбирается не только в тонкостях женской психологии, но и в тайнах жен. туалета, косметики, прически, походки и т. д. Поэма «Лекарство от любви» появилась, возм., как ответ тем, кто обвинял поэта в безнравственности. Обе поэмы - веселые, остроумные и ироничные, изобилующие бытовыми зарисовками и меткими наблюдениями, дают богатую деталями картину тогдашней рим. жизни. 2-й период твор-ва О. ознаменовался обращением к серьезной тематике. Он начал писать сразу два произв.: «Фасты» («Календарь», «Месяцеслов») и «Метаморфозы» («Превращения»). Поэма «Фасты» была задумана в 12 кн., написано - 6. В каждой кн. рассказывается о рим. праздниках и обрядах одного месяца: от января до июня. В них прославляется рим. старина с ее культами и обычаями, богами и героями, мифами и ист. событиями; неумеренно восхваляется Август и весь род Юлиев. Одн. и здесь О. остался верен себе: в поэме множ-во любовных приключений, связанных с различными датами рим. календаря. «Метаморфозы» - самое знаменитое произв. О. Это большая поэма в 15 кн., написанная гексаметром (все др. произв. написаны элегич. дистихом). Содержанием поэмы являются мифы о превращениях, изложенные как связное целое и даже с попыткой соблюдения хронолог, последовательности; в ней выделяются 2ч. - мифолог.: от превращения первонач. хаоса в упорядоченную Вселенную до Троянской войны; и ист.: от Троянской войны до эпохи Августа. Но т. к. болын-во мифов не имеют четкой временной соотнесенности, для их соединения в «непрерывную песнь» О. пользуется разл. композ. приемами: объединяет сказания по циклам (аргосский, фиванский, троянский), группирует вокруг одного события (поход Аргонавтов) или героя (Геракл, Эней), использует рамочную композицию, вплетая в осн. рассказ встав, эпизоды и т. п. Как и др. произв. О., в «Метаморфозах» господствуют любовные сюжеты самого разнообразного характера: от высокой трагедии до преступной любви. Мн. мифов о любви богов к смертным женщинам, ставшей причиной их страданий и горестных превращений. В заключ. излагается филос. обоснование превращений - учение Пифагора о метемпсихозе - переселении душ. Завершается поэма апофеозом Юлия Цезаря, превращенного в звезду, и похвалой Августу, после чего поэт оценивает свой труд почти буквальным повторением строк из горациевского «Памятника» (Мет., XV, 871-872).
Гл. произв. 3-го периода твор-ва О. - сб.: «Скорбные элегии» и «Письма с Понта». Их отличает искренность тона и глубокие душевные переживания. Болып-во элегий обоих сб. полны жалоб на судьбу, их пронизывает чувство тоски и одиночества. О. умоляет жену и друзей о заступничестве перед Августом, к-рому расточает лесть и неумеренные похвалы; обращается и к самому Августу, прося его о помиловании или хотя бы о смягчении наказания. Неподдельным страданием, горечью разлуки с любимой женой и со всем, что ему дорого, проникнута самая поэтичная элегия этого сб. (I, 8) - о последней ночи в Риме. Особый интерес представляет автобиогр. элегия (IV, 10). В отличие от «Скорбных элегий», в к-рых О. не называет адресатов, боясь повредить им, «Письма с Понта» обращены к конкретным лицам и носят поэтому более личный характер. Они написаны позже, в них заметно некоторое примирение поэта с судьбой, пробуждение интереса и симпатий к местным жителям; он даже написал поэму на гетском яз. К сожалению, она не сохран. Из др. несохран. произв. О. древние очень высоко оценивали трагедию «Медея». О. - последний крупный поэт «золотого века» рим. лит. Он был очень популярен в Риме даже в период ссылки; в средневековье ему подражали трубадуры и миннезингеры; в Новое вр. по «Метаморфозам» изучали греко-рим. мифологию, их сюжеты широко использовались и используются в живописи, лит., скульптуре, музыке.
Н. К.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)