Озерецковский, Павел Яковлевич - обер-священник армии и флота (1758 - 1807). Пользовался большим благоволением императора Павла , который, назначив его членом Синода, дал ему право личного доклада и поставил во главе всего военного духовенства, создав для того должность главного священника армии и флота. Представляя свои проекты непосредственно на утверждение императора, Озерецковский создал совершенно самостоятельную организацию военного духовенства и учредил для подготовки военных священников особую семинарию. Со смертью Павла влияние Озерецковского пало, и компетенция обер-священника была заключена в строго определенные рамки. - См. А. Боголюбов ""Очерки из истории управления военным и морским духовенством"".
Озерецковский Павел Яковлевич
— протоиерей, первый по времени обер-священник армии и флота, сын священника (впоследствии игумена Лукиановской пустыни Суздальской епархии — Макария, умершего 3-го июня 1798 г.). Род. в 1758 г., в с. Озерецком, Дмитровского уезда Московской губ.; ум. 12-го мая 1807 г. в Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище. Образование Озерецковский получил в духовной семинарии Троицко-Сергиевской лавры. По блестящем окончании курса он был назначен профессором философии и префектом в Переяславскую семинарию, по упразднении которой (в 1788 г.), был переведен на ту же должность в Коломенскую духовную семинарию. В Коломне Озерецковский вскоре был рукоположен "о священники и определен присутствующим в Коломенской консистории, в каковой должности состоял до 1795 г., когда, возведенный в сан протоиерея, он был назначен настоятелем Троицкого собора в г. Серпухове. Около этого времени открылась вакансия священника при церкви св. митрополита Петра в Академии Наук, и Озерецковский, при содействии своего брата, тогда уже академика, был определен к означенной церкви 16-го января 1797 г., а через два месяца и присутствующим С.-Петербургской Духовной Консистории. В том же 1797 году он был назначен голевым обер-священником и вскоре обратил на себя внимание императора, который приблизил его к себе, и Озерецковский, во все время царствования Павла, пользовался исключительным положением при Дворе. В день представления избранных полевых обер-священников и подчиненных им полковых священников императору Павлу последний посвятил Озерецковского в свои планы об устройстве особого самостоятельного управления военным духовенством, под непосредственным Высочайшим наблюдением, вверил ему это дело, наградил званием обер-священника армии и флота, камилавкой, крестом мальтийского ордена и предоставил ему право доступа к государю во всякое время дня и ночи. Потом, 6-го апр. 1799 г. Озерецковский, по Высочайшему повелению, был назначен присутствующим в Синоде, 4-го декабря того же года награжден митрой и крестом, а 9-го апреля 1800 г. был назначен главным и единственным обер-священником всей армии, чем управление всем духовенством военного ведомства было сосредоточено в руках его одного полевого обер-священника.
Таким образом, состоялось отделение в управлении военного духовенства от епархиального, постепенно слагавшееся под влиянием условий военно-походной жизни. Озерецковский дал этому духовенству прочную организацию и довольно значительную самостоятельность даже в ущерб значению Синода. Обладая выдающимся умом, энергией в достижении намеченных целей и практическим тактом, он составлял один за другим проекты по различным вопросам, без посредства Синода представлял их к одобрению государя, и уже в первый год сделал много для улучшения условий жизни подчиненного ему духовенства, в особенности материального его положения. С именем Озерецковского связывается также учреждение армейской духовной семинарии и судьбы ее на первых порах. В целях приготовлений достойных кандидатов на места военных священников и во избежание сношений по этому вопросу с епархиями, что сопровождалось неизбежной волокитой, а также желая, чтобы дети военного духовенства не поступали в другие ведомства, Озерецковский задумал учредить армейскую семинарию, в которой бы воспитывались, под его ближайшим наблюдением, кандидаты на священнические места, по окончании курса поступавшие в его непосредственное распоряжение и подчинение. Озерецковский составил проект учреждения семинарии, который императором Павлом был утвержден и даже удостоен похвального отзыва. Для семинарии было назначено здание Тверского подворья (на Васильевском острове); на содержание семинаристов были назначены суммы; дети духовенства, неспособные к занятиям в семинарии, должны быть определяемы на причетнические места в епархии или отдаваемы в военную службу; был определен круг предметов преподавания в семинарии, избраны преподаватели. 4-го июля 1801 г. Семинария была открыта. Озерецковский очень внимательно и заботливо относился к своему детищу. Он непосредственно наблюдал как за учебной, так и за воспитательной частью. Учителя каждый месяц представляли ему конспекты пройденного и сведения об успехах семинаристов. Многое и другое было сделано Озерецковским в отношении самостоятельности военного духовенства и независимости его от начальства епархиального. Он с возможной полнотой воспользовался расположением к нему Государя и предоставленными ему правами. Но такое положение Озерецковского продолжалось до тех пор, пока был жив император Павел, и с его смертью изменилось. Лица, стоявшие во главе высшего церковного управления, сознавали ненормальность расширения власти обер-священника и позаботились о сокращении этой власти. Многие последующие ходатайства Озерецковского оставались без удовлетворения; компетенция обер-священника была в скором времени строго определена Синодом. Но падение Озерецковского не сломило его энергии, и он все-таки много еще сделал и потом в интересах военного духовенства. 18-го ноября 1806 г. Озерецковский был пожалован орденом св. Анны 1-й степ., 24-го декабря того же года шитой жемчугом митрой. 12 мая 1807 г. П. Я. Озерецковский скончался.
А. Боголюбов: "Очерки из истории управления военным и морским духовенством, в биографиях главных священников его, за время с 1800 по 1901 г.", СПб. 1901 г., стр. 5—27; Н. Горемыкин: "Павел Озерецковский, первый по времени обер-свящ. Из дней Павла I-го" ("Русская Старина" 1887 г., т. LVI, стр. 843—846); "Из бумаг митрополита Новгородского и С.-Петербургского Гавриила" ("Русский Архив", 1869 г., стр. 1644); "Выдержки из дружеских писем Евгения, впоследствии митрополита Киевского, к воронежскому приятелю его В. И. Македонцу" (ibid, 1870 г., стр. 773); К. Лавров: "Из времен давно минувших" (ibid, 1899 г., № 11, стр. 409); "Русская Старина", т. XLI, стр. 610; т. LXXXI, февр., стр. 223; т. XCVI, окт., стр. 133.
И. Давидович.
{Половцов}