Озеров, Николай Николаевич
Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства
[3(15).4. 1887, с. Спас-Утешенье Рязан. у., ныне в черте Рязани — 4.12.1953, Москва] — арт. оперы (ли-рико-драм. тенор), камерный певец, педагог и муз.-общ. деятель. Нар. арт. РСФСР (1937). Род. в семье священника. С восьми лет обучался муз. грамоте под рук. отца. Учился в Рязан. духовном уч-ще, с 14 лет — в семинарии, где пел в хоре и играл на скрипке в семинарском, а позднее в местном любительском оркестре (брал уроки скрипки у Наватного). В 1905—07 учился на медицинском, затем юридич. ф-тах Казан. ун-та и одновременно обучался пению в местном Муз. уч-ще. В янв. 1907 его пригласил Ю. Закржевский в свой оперный кружок на вторые партии. В том же году перевелся в моск. ун-т (юридич. ф-т), одновременно брал уроки пения у А. Успенского (до 1910), затем у Г. Алчевского, а также посещал оперно-муз. классы РМО (1909—13). Окончив ун-т в 1910, совмещал службу в судебной палате с занятиями на курсах, выступал в концертах. В 1907—11 работал скрипачом в симф. и театр. оркестрах. В 1912 впервые выступил с сольным концертом в Малом Зале Моск. конс. В том же году дебютировал в партиях Германа ("Пиковая дама") и Синодала в передвижной оперной труппе. В 1914—17 жил во Владимире, где служил судьей. В 1917 выступал в основанном режиссером П. Олениным моск. оперном т-ре "Алтар" ("Малая опера"), где дебютировал в партии Рудольфа ("Богема"). В 1918 пел в т-ре Моск. Совета рабочих депутатов (быв. Опера С. Зимина), в 1919 — в т-ре. Худож.-просвет. союза рабочих организаций (ХПСРО). В этот период готовил партии Альмавивы ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Канио, Гофмана под рук. режиссера Ф. Ф. Комиссаржевского и вокального педагога В. Бернарди. В 1919-46 солист моск. Большого т-ра (дебютировал в партиях Альмавивы и Германа, в последней заменил заболевшего А. Боначича) и одновременно (до 1924) выступал в спектаклях "Муз. студии" при МХАТе (в частности, партия Анж Питу в оперетте "Дочь мадам Анго" Ш. Лекока), где работал под рук. B. Немировича-Данченко. Обладал гибким, сильным, хорошо обработанным голосом "бархатистого" тембра, высокой муз. культурой, сцен. дарованием. С легкостью преодолевал технические трудности. Репертуар певца включал 39 партий (в т. ч. лирич. и драм.). Создавая образ, следовал замыслу композитора, не выходил из авторского рисунка роли.
1-й исп. партий: Грицько ("Сорочинская ярмарка" М. Мусоргского, ред. и инструментовка Ю. Сахновского); в Большом т-ре — Вальтера Штольцинга ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Каварадосси ("Тоска"). Лучшие партии: Герман ("Пиковая дама", в исп. этой партии продолжил традиции И. Алчевского; выступил св. 450 раз), Садко, Гришка Кутерьма, Самозванец, Голицын ("Хованщина"), Фауст ("Фауст"), Отелло ("Отелло" Дж. Верди), Герцог ("Риголетто"), Радамес, Рауль, Самсон, Канио, Хозе ("Кармен"), Рудольф ("Богема"), Вальтер Штольцинг. Др. партии: Финн, Дон Жуан ("Каменный гость"), Левко ("Майская ночь"), Вакула ("Ночь перед Рождеством"), Лыков, Андрей ("Мазепа" П. Чайковского); Арлекин; Вертер, Пинкертон, Кавалер де Грие ("Манон"), Лоэнгрин, Зигмунд. Партнеры: А. Богданович, М. Максакова, С. Мигай, А. Минеев, А. Нежданова, Н. Обухова, Ф. Петрова, В. Политковский, В. Петров, П. Тихонов, Ф. Шаляпин. Высоко оценив талант арт., Шаляпин пригласил его в 1920 участвовать в "Севильском цирюльнике" Дж. Россини ("Зеркальный театр" сада "Эрмитаж"). Пел п/у Н. Голованова, C. Кусевицкого, А. Мелик-Пашаева, В. Небольсина, А. Пазовского, В. Сука, Л. Штейнберга.
Часто выступал с сольными программами в Большом зале Моск. конс., в симф. концертах (оратории, Реквием В. А. Моцарта, Реквием Дж. Верди; в 1928 п/у О. Фрида — 9-я симфония Л. Бетховена). Камерный репертуар певца включал произв. К. В. Глюка, Г. Ф. Генделя, Ф. Шуберта, Р. Шумана, М. Глинки, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Василенко, Ю. Шапорина, А. Давиденко. Гастролировал с концертами в Ленинграде, Казани, Тамбове, Туле, Орле, Харькове, Тбилиси, в Латвии (1929). В период Великой Отечественной войны был пред. военно-шеф. комиссии Большого т-ра, выступал перед бойцами Красной Армии.
С 1931 вел пед. деят-сть в Большом т-ре (с 1935 возглавлял Оперную студию, среди его учеников — С. Лемешев). В 1947—53 преподавал в Моск. конс. (с 1948 проф., 1948—49 декан нац. студий конс., 1949—52 декан вокального ф-та, 1950—52 и. о. зав. кафедрой сольного пения). Среди его учеников — Вл. Попов.
В 1939 был членом жюри 1-го Всесоюз. конкурса вокалистов в Москве. Вел активную муз.-общ. работу — член худож. совета Большого т-ра, квалификационной комиссии, комиссии по награждениям при ЦК профсоюзов. С 1940 зам. пред. экспертной комиссии (с 1946 пред. по вопросам муз. искусства при Мин-ве высшего образования СССР, с 1944 был пред. вокальной комиссии ВТО и директором Дома актера.
Записывался на грампластинки.
Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1937).
Создан диафильм "Династия Озеровых" (1977, автор Л. Вильвовская).
Соч.: Чувство художественной правды // Театр. 1938. № 12. С. 143—144; Учителя и ученики // Огонек. 1951. № 22. С. 5—6; Великий русский певец: К 80-летию Л. В. Собинова // Веч. Москва. 1952. № 133. С. 3; Уроки Шаляпина // Федор Иванович Шаляпин: Статьи. Высказывания. Воспоминания о Ф. И. Шаляпине. — М., 1980. Т. 2. С. 460—462; Оперы и певцы. — М., 1964; Вступ. статья к кн.: Назаренко И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия. — М., 1968; рукописи — Памяти Л. В. Собинова; О книге "Научные основы постановки голоса"; О работе К. С. Станиславского и Вл. И. Немеровича-Данченко в музыкальном театре. — в ЦГАЛИ, ф. 2579, оп. 1, ед. хр. 941; статьи по методике и вокальной педагогике — в РО ЦНБ СТД.
Лит.: Эpманс В. Путь певца / / Сов. искусство. 1940. 4 июля; Шевцов В. Путь русского певца // Веч. Москва. 1947. 19 апр.; Пирогов А. Многогранный артист, общественный деятель // Сов. артист. 1947. № 12; Слетов В. Н. Н. Озеров. — М.; Л., 1951; Денисов В. Дважды заслуженный // Моск. правда. 1964. 28 апр.; Он выступал с Шаляпиным // Веч. Москва. 1967. 18 апр; Тюрина М. Династия Озеровых // Сов. культура. 1977. № 33; Шпиллеp H. Николай Николаевич Озеров // Сов. артист. 1977. 15 апр.; Рябова И. Н. Н. Озеров // Ежегодник памятных музыкальных дат. 1987. — М., 1986. С. 41—42.
О
зеров, Николай НиколаевичРод. 1887, ум. 1953. Певец (драматический тенор). Дебютировал в театре в 1912 г. Пел на сцене ГАБТ (1920—46). Народный артист РСФСР (1937), с 1948 г. профессор Московской консерватории.
О
зеров, Николай НиколаевичРод. 1922, ум. 1997. Спортсмен, спортивный комментатор радио и телевидения, актер театра. Неоднократный чемпион СССР по теннису (1939—1958). Двадцатичетырехкратный чемпион СССР (1944—1946, 1951, 1953 гг. в одиночном, 1944—1953, 1955, 1957—1958 гг. — парном, 1940, 1944, 1949, 1953, 1955, 1957 гг. — смешанном разряде). Семикратный обладатель Кубка СССР. Пятнадцатикратный победитель Всесоюзных зимних соревнований. Заслуженный мастер спорта (1947). Выпускник ГИТИСа (1945). На театральной сцене сыграл более 20 ролей (Сахар в "Синей птице" (МХАТ) и др.). Народный артист РСФСР (1973). Воспитал плеяду известных спортивных комментаторов (А. Дмитриева, В. Маслаченко, В. Перетурин и др.). Художественный руководитель радиостудии "Николай Озеров" (1992).
Озеров, Николай Николаевич
Советский спортивный комментатор радио и телевидения (1950—1988), родился 11 декабря 1922 г.; окончил Государственный институт театрального искусства им А Луначарского (1945); заслуженный мастер спорта (1947), народный артист России (1973), неоднократный чемпион СССР по теннису (в 1939—1958). В 1935 стал чемпионом Москвы среди мальчиков в одиночном разряде. В 1936 и 1938 — чемпионом Москвы в одиночном и парном разрядах среди мальчиков и юношей. В 1939 завевал титул абсолютного победителя Всесоюзных юношеских соревнований и чемпионата Москвы среди юношей. Озеров 24 раза становился чемпионом СССР в одиночном (1944—1946, 1951, 1953), парном (1944—1953, 1955, 1957—1958) и смешанном (1940, 1944, 1949, 1953, 1955, 1957) разрядах. Он стал семикратным обладателем Кубка СССР, 15-кратным победителем Всесоюзных зимних соревнований. В 1940—1959 гг. входил в десятку сильнейших теннисистов СССР, при этом 5 раз (1944—1946, 1951, 1953) возглавлял ее. С 1992 художественный руководитель радиостудии "Николай Озеров" Лауреат Государственной премии СССР (1982). Сыграл в театре свыше 20 ролей, снялся в 13 художественных фильмах. Ученик известного советского спортивного комментатора В. Синявского. Вел репортажи из 49 стран по различным видам спорта, в том числе с 17-ти зимних и летних Олимпийских игр (1952—1992 гг.), 9-ти чемпионатов мира по футболу (1958—1990 гг.), 30 чемпионатов мира по хоккею (1954—1983). Автор книги многочисленных статей о спорте. Среди учеников Озерова — известные спортивные и телекомментаторы А. Дмитриева, А. Курашов, Е. Майоров, А. Малявин, В. Маслаченко, В. Перетурин. Умер 2 июня 1997 г.