П е т р Алексеевич Алексеев
П е т р Алексеевич Алексеев
Московского Архангельского Собора Протоиерей, Московского Университета Катихизатор, Член Российской Академии и бывшего при Московском Университете Вольного Российского Ученого Собрания, Ордена Св. Анны II степени Кавалер, родился в Москве, обучался в Московской Духовной Академии, а по окончании наук проходил Священнические должности при Московских Соборах и Ключарскую при Успенском; скончался в Москве 1801 году. Из сочинений его наипаче известны: 1) Церковный Словарь Славенский, который он в 1771 г. при открытии Вольного Российского Собрания поднес оному, и от сего Собрания напечатан в 1773 г. В дополнение к тому сочинитель издал еще два Прибавления, первое напечатанное в 1776 г., а другое в 1779 г. К сему последнему присовокупил он Русский стихотворный перевод Ирмосов Церковных на Рождество Христово, Богоявление и Пятидесятницу и Степенных первого гласа. В 1794 г. он, приведши все сии книги в один общий порядок и дополнив, издал в 3 частях в С.-Петербурге, но много статей включил и таких, которые ни к Церкви, ни к Церковному Словарю не принадлежат. В 1815 и 1816 гг. вышло в Москве 3-е издание сей книги со многими сочинителевыми дополнениями и также излишками. Оно однакож Цензурою поправлено, по крайней мере, в слишком вольных Авторских изъяснениях многих Церковных статей. Сие издание в 4-х частях; а с 1817 г. напечатано в С.-Петербурге уже 4-е издание в 5 частях. Над умножением оного излишками больше, нежели каково было последнее издание самого Автора, трудился покойный Коллежский Советник Дм. Мих. Соколов, Казначей Росс. Академии. Но он издал только до буквы "С" и умер 1819 г., а доканчивал, уже сокращеннее, Дейст. Стат. Советник П.И.Соколов, Непременный Секретарь Росс. Академии. Все сие издание в 8 долю листа; 2) В VI части Опыта Трудов Вольного Российского Собрания напечатано его Описание книги Апостола Русского, с поправками изданного Полотским Доктором Франциском Скориною в Вильне 1505 г. в 8 долю листа; 3) Краткое решение на задачу, предложенную от Вольного Российского Собрания, о Соборе Киевском, бывшем на Мартина Еретика в 1157 г., но оно не напечатано; 4) Решение на задачу Князя Потемкина Таврического, для чего в Церковных обыкновенных Канонах не полагается второй Песни Ирмосов, но оно также нигде не напечатано; 5) Способ, как преподавать Катихизис, также не напечатан; 6) В 1769 г. он издал гражданскими буквами для Университетских учеников книгу Митрополита Петра Могилы, известную под именем Православного Исповедания с Историческими, Географическими, Догматическими и Словесными изъяснениями и примечаниями, выбранными им из Гофманнова греко-латино-немецкого издания сей книги; а с 1781 г. начал было печатать в Москве полное Гофманново треязычное издание с прибавлением славенского текста, однакож не дозволено было оное кончить (см. ст. Петр Могила); 7) Около 1795 г. он собрал Исторический Словарь всех Еретиков и Раскольников с показанием их учения, но книга сия не издана и сохраняется в библиотеке Александро-невской Академии. Из Гомилетических его сочинений изданы в Москве: Речь о достоинстве и пользе Катихизиса, говоренная в Московском Университете 1759 г. при вступлении в должность Катихизатора, напечатано в 4 долю листа; Надгробное Слово С.П.Муравьевой, напечатано 1768 г. в 8 долю листа; Слово Благодарственное Императрице Екатерине II, говоренное при освящении обновленного Моск. Архангельского Собора 1772 г., напечатано в 4 долю листа. Из переводов его известна только Гроциева книга de veritate Religionis (О Религиозной истине, – лат.***), которую он издал под названием Благочестие Христианское, доказанное против Безбожников, Язычников, Жидов и Магометан и прибавил к оной многие Гроциевы же и свои примечания, и несколько стихов своих; напечатана она в первый раз в Москве 1768 г., а вторично 1801 г. в 8 долю листа.