Падение Византии

Найдено 1 определение
Падение Византии

Экономический упадок Византии и его причины
В XIV—XV вв. на основе дальнейшего, хотя и замедленного, развития производительных сил в экономике Византии все более значительную роль стали играть товарно-денежные отношения. В отдельных крупных экономических центрах и прежде всего в Константинополе появились первые ростки новых, капиталистических отношений в виде мануфактур.
Однако зарождение элементов новых производственных отношений, как и в других странах этого времени, происходило в Византии лишь спорадически, в условиях продолжавшегося повсеместного господства феодального строя. Больше того, в конце XIV и в XV в. в Византии все явственней стал проявляться упадок ремесла и торговли. Важной причиной замедленного развития элементов капиталистических отношений в городах и упадка ремесла и торговли являлись относительная слабость внутреннего рынка в Византии, а также проникновение чужеземных предпринимателей, в первую очередь итальянских купцов и владельцев ремесленных мастерских. Со времени крестовых походов, подорвавших экономику Византии, ее купцы должны были уступить свои позиции венецианским и генуэзским купцам.
Крупное феодальное землевладение к этому времени почти полностью вытеснило свободную крестьянскую общину. Произошло расширение экскуссии (иммунитета): кроме права сбора налогов, феодалы приобрели широкие административные и судебные права по отношению к зависимому населению. Формы зависимости крестьян в поздней Византии были весьма многообразны. Основную массу крестьянства по-прежнему составляли парики, т. е. феодально зависимые наследственные держатели. Часть зависимых крестьян находилась на положении дворовых. Имелись в Византии и крестьяне-издольщики, обрабатывавшие участки земли, сдававшиеся им в аренду феодалами за определенную долю урожая.
Вместе с тем в византийской деревне XIV—XV вв. значительно усилилась имущественная дифференциация. Основной причиной, порождавшей дальнейший рост имущественного неравенства, явилось постепенное проникновение товарно-денежных отношений в деревню и развитие производства хлеба на рынок. Такие города, как Фессалоника, Родосто, Монемвасия, стали в XIV в. довольно крупными центрами хлебной торговли. Важным следствием развития товарного производства хлеба явилось образование зажиточной прослойки крестьян, добившихся замены отработочных и натуральных повинностей денежными. В то же время в документах XIV—XV вв. часто упоминаются так называемые актимоны — неимущие. Это было обезземеленное крестьянство, уже лишенное средств производства. Из его среды выходили наемные работники — мистии, обрабатывавшие домениальные земли феодалов. Разорению части крестьянства способствовало также и ростовщичество, о развитии которого в XIV—XV вв. сообщали многие современники, называвшие ростовщиков, которые «обращают соплеменников в рабство» не иначе, как «дикими зверями».
Классовая борьба
Изменения в социально-экономическом строе империи XIII— XV вв. наложили свой отпечаток и на классовую борьбу. Антифеодальные народные движения в деревне и городе объединились в единые грозные выступления против феодалов и правительства. Ярким примером совместной борьбы крестьянства и народных масс города явились восстания, охватившие в 40-х годах XIV в. почти всю Фракию и Македонию. Народное движение вспыхнуло в обстановке кровопролитной борьбы за престол двух клик феодальной знати, одна из которых защищала представителя правившей династии — Иоанна V Палеолога, а другая провозгласила императором Иоанна VI Кантакузина. Движение началось в 1341 г. в Адрианополе. Ремесленная беднота города совместно с крестьянами окрестных деревень подняла восстание против знати, поддерживавшей Кантакузина. Во главе восстания стал Вран, по свидельству современников, — «человек из народа, землекоп, едва добывающий средства к жизни». Одержав победу, восставшие беспощадно расправились с ненавистными динатами. Восстание в Адрианополе получило поддержку в других городах и селениях Фракии и Македонии.
С особой силой народное движение развернулось в крупнейшем городе Македонии — Фессалонике в следующем, 1342 г. Восстание здесь возглавили представители трудящихся масс, так называемые зилоты («ревнители»), откуда оно и получило название восстания зилотов. Восставшие одержали победу, и Фессалоника была провозглашена независимой республикой. В этом восстании первоначально приняли участие разнородные социальные элементы — плебейские массы города, поддержанные крестьянством окрестных деревень, торгово-ремесленная верхушка, боровшаяся против власти динатов, и даже мелкие феодалы, примкнувшие к движению в расчете на то, что они смогут поживиться за счет конфискованных у знати земель. Эта пестрота социального состава восставших скоро сказалась. Напуганные радикальными требованиями зилотов и размахом народного движения, торгово-ремесленная верхушка Фессалоники и мелкие феодалы пошли на тайное соглашение со знатью и составили в 1345 г. заговор против зилотов. Однако заговор был раскрыт, и вновь поднявшие оружие народные массы выступили против заговорщиков под руководством своих вождей Андрея Палеолога и Георгия Кокала. Вся полнота власти в городе перешла к зилотам.
Зилоты в упорных боях с феодалами отстаивали независимость своей республики вплоть до 1349 г. За время своего правления они выдвинули и отчасти осуществили весьма радикальную для того времени социально-экономическую и политическую программу. Зилоты провели освобождение крепостных крестьян, конфискацию земель и имущества церквей, монастырей и крупных феодалов в Фессалонике и ее округе. Конфискованные земли раздавались беднейшему крестьянству и городскому плебсу. По словам хронистов, зилоты заявляли: «Мы отнимаем земли у монастырей и кормим бедняков». Зилоты провели податную реформу и отменили все долги бедняков ростовщикам.
Мероприятия зилотов вызывали страх и ненависть со стороны византийских феодалов, которые в борьбе со своим классовым противником, не колеблясь, обратились за помощью к опаснейшему внешнему врагу Византии—Османскому государству. Несмотря на героическое сопротивление зилотов, Фессалоника пала под ударами объединенных сил ее врагов. Разгром зилотов и полная победа феодалов имели тяжелые последствия для судеб Византийского государства, обеспечив в нем торжество феодальных клик, которые неуклонно вели страну к гибели.
Внешнеполитическое положение Византии. Борьба с турками-османами
В конце XIV — начале XV в. Византийское государство переживало глубокий упадок. Постоянные феодальные междоусобицы и борьба за престол, ослабление центральной власти, полное разорение народа, расстройство финансов и ослабление армии характеризовали в этот период внутреннее положение империи. Крайне ухудшилась и внешнеполитическая обстановка. На этот раз основная опасность грозила Византии с востока, где у нее появился сильный враг в лице турок-османов. В XIV в. Византия потеряла большую часть своих владений, и императоры фактически превратились в вассалов турецких завоевателей.
К началу XV в. владения Византии сводились к Константинополю с несколькими близлежащими восточнофракийскими городами, Фессалонике и Пелопоннесу, фактически отрезанному турецкими владениями от столицы. Вскоре была окончательно потеряна и Фессалоника, захваченная турецкими войсками в 1430 г. В этой обстановке византийское правительство решило любой ценой получить помощь Запада. Император Иоанн VIII лично направился в Италию в сопровождении константинопольского патриарха и епископов, и в 1439 г. на Ферраро-Флорентийском церковном соборе была заключена уния между католической и православной церквами на условии признания главенства папского престола. Купленная такой ценой уния никакой реальной помощи Византии не принесла. Вся эта «объединительная комедия» нужна была папству лишь для укрепления его положения. Несмотря на сговор верхов, уния с католической церковью была отвергнута византийским народом и потерпела полный провал.
Взятие турецкими войсками Константинополя
Осенью 1452 г. османская Турция начала непосредственную подготовку к захвату Константинополя и заняла последние, еще находившиеся под властью византийского императора Константина XI (1449—1453) города. В начале апреля 1453 г. султан Мехмед II с большими сухопутными и морскими силами осадил византийскую столицу. Константин XI располагал только 9—10 тыс. бойцов, из которых 4—5 тыс. были наемниками (генуэзцы и др.). Именно им была поручена защита наиболее важных укреплений. Султан же располагал самое меньшее 100-тысячной армией. Предательскую политику вели правители генуэзской колонии Галаты, расположенной на северном берегу залива Золотой Рог, напротив Константинополя (Михаил VIII Палеолог вынужден был уступить Галату Генуе в 1261 г. за помощь, оказанную ему генуэзцами при восстановлении Византийской империи. ). Они еще до осады вступили в переговоры с Мехмедом II о сохранении их торговых привилегий и оказывали тайную помощь войскам турецкого султана. Все это привело к тому, что, несмотря на упорное сопротивление населения Константинополя, турецкие войска ворвались в город на рассвете 29 мая 1453 г. и, овладев им после уличного боя, подвергли его трехдневному погрому. Картина разоренного города была ужасна. По словам очевидца, во многих местах не было видно земли из-за множества трупов. Около 60 тыс. жителей было обращено в рабство. Великолепные храмы и дворцы были разграблены и сожжены, а многие прекрасные памятники искусства уничтожены. С гибелью Константинополя прекратила свое существование и Византийская империя.
Гибель Византийского государства была обусловлена не одним только внешним завоеванием. Важную роль в ослаблении, а затем и гибели Византийской империи сыграли внутренние причины. Главнейшими из этих причин являлись экономический упадок Византии и обнищание народных масс, обострение классовых противоречий в византийском обществе и предательская политика значительной части феодальной знати, а также проникновение в империю чужеземных купцов и предпринимателей, подорвавших ее экономическое развитие.
Турецкое завоевание Византии и других стран Балканского полуострова имело глубоко отрицательные последствия для судьбы населявших их народов. Оно надолго задержало дальнейшее экономическое развитие стран Юго-Восточной Европы, привело к упадку и разрушению их производительных сил, задушило те ростки новых производственных отношений, которые уже начинали там пробиваться.
Культура
Византийская культура конца XIII—XV в. продолжала сохранять присущее ей своеобразие. Как своего рода реакция против «латинского» влияния во время владычества крестоносцев в Византии в ХIII в., в ней усилился интерес к греческой античности. В области философии XIV—XV века были временем ожесточенной борьбы двух направлений — передового, рационалистического течения и реакционно-мистического, получившего широкое распространение в Византии в последние века ее существования в связи с внутренним упадком и внешнеполитическими неудачами. Мистическое направление поддерживалось господствующей церковью и наиболее реакционной частью феодальной знати. В конце XIII и в начале XIV в. его представлял Григорий Палама, проповедовавший исихазм, т. е. полный уход от жизни и «общение с божеством» путем особой молитвы, так называемой исихии. Политический смысл этого учения заключался в стремлении отвлечь народные массы от активной социальной борьбы. Против этого реакционного учения начали борьбу представители рационалистического направления и прежде всего видный ученый и философ XIV в. Варлаам. Варлаам ставил авторитет церковного учения ниже разума и считал, по словам современников, что «нет ничего выше и больше эллинской мудрости...», ибо «ничто другое не в состоянии привести к знанию причин всего сущего». Церковь подвергла Варлаама жестоким гонениям.
В связи с зарождением элементов буржуазных отношений в Византии XIV—XV вв. появилось новое направление в науке, философии и литературе, социально и идейно родственное гуманизму. Наиболее ярко гуманистическое направление проявилось в трудах выдающегося мыслителя XV в. Мануила Хрисолора и философа-неоплатоника Георгия Гемиста Плифона. Горячая любовь к античной культуре, преклонение перед силой разума, внимание к человеческой личности и стремление к преобразованию существующего социально-экономического строя — таковы характерные черты визашийских гуманистов XV в.
В народном творчестве этого времени большое распространение получил особый жанр сатирических басен на бытовые темы. Особым успехом пользовался «эпос о животных». В начале XIV в. появилась сатирическая повесть из жизни птиц («Пулолог»), высмеивавшая нравы византийского феодального общества. Народные басни носили ярко выраженный демократический характер. Так, например, в популярной басне «Поучительная повесть о четвероногих» рассказывается о том, как хищные звери притесняли мирных зверей и как те, не выдержав их бесчинств, восстали и перебили хищников. Эта басня отражала стремление народа к активной борьбе против угнетателей. От этого времени сохранился и ряд лирических произведений, прекрасным образцом которых являются так называемые «Родосские песни любви» (XIV—XV вв.).
К XIV — началу XV в. относится яркий расцвет византийского искусства. Новые гуманистические черты проявились в нем в ломке старыхсхем церковного искусства, в переходе к реалистическому изображению человека с его страстями, радостями и печалями. Сильнее всего черты нового направления сказались в живописи. Замечательными памятниками этого времени являлись мозаики церкви монастыря Хора (ныне мечеть Кахрие Джами) в Константинополе (около 1303 г.). В них с большой силой проявились реалистические тенденции, живость и лиричность образов. Выдающимися произведениями начала XV в. были фрески церквей Перивлептос и Пантанассы в Мистре на Пелопоннесском полуострове. В зодчестве этого времени все богаче становилась орнаментация, живописней композиция ансамблей и утонченное их пропорции. Однако усиление мистических настроений и распространение реакционно-мистических учений, вроде учения исихастов, не могли не наложить отпечатка и на искусство. Постепенно в нем вновь получили преобладание черты схематизма, сухости и подчинения живописных форм определенному канону.
Турецкое завоевание нанесло тяжелый удар развитию культуры народов, населявших Византийскую империю. Однако, несмотря на жестокое подавление турецкими феодалами этой высокой и своеобразной культуры, она продолжала развиваться среди греков и не потеряла своей самобытности даже в условиях господства Османского государства.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. 1958