торжественное воодушевление, восхищение, выраженное в возвышенных тонах.
ПАФОС
Пафос
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ПАФОС
страдание, страсть, возбуждение, воодушевление. В общеупотребительном смысле — приподнятое и восторженное состояние духа.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Пафос
1. (греч. страдание), страсть, которая вызывает деяние, влекущее за собой страдание, a также и само испытываемое страдание осн. элемент тратич. в античности. Если П. находится в середине трагич. действия, то это патетич. трагедия (в отличие от этич., в которой важнее характер и его развитие). Действие П. в трагедии усиливается, когда П. возникает неожиданно. П. принадлежит к эмоциональным элементам трагедии и создает в ней, как и в патетич. музыке (игра на флейте), существ, предпосылку катарсиса. Действие П. в поэзии и в музыке направлено не на образование слушателя, но связано с наслаждением. Платон поэтому спорит с трагедией, в то время как Аристотель ее оправдывает.
2. город на затт. побережье Кипра, колонизованный в микенское время аркадцами. Место почитания Афродиты.
2. город на затт. побережье Кипра, колонизованный в микенское время аркадцами. Место почитания Афродиты.
Источник: Словарь античности. 1989
ПАФОС
• Paphus,
?????, два города на западном берегу Кипра, один вблизи другого, ?????????? и ????? ???; прозаиками последний, а поэтами первый называются просто ?????. Старый П. лежал в 10 стадиях от берега, на холме вблизи мыса Зефирия, при устье реки Бокара (где нынешняя Куклия); новый П. — на 3 часа пути внутрь страны, а по Страбону (14, 683) — лишь в 60 стадиях (у нынешнего Баффа). Старый П. был колонией финикиян и излюбленным местопребыванием Афродиты, которая вышла здесь из моря и весьма почиталась. Ноm. Od. 8, 362. Horat. Od. 1, 30, 1. 3, 28, 14. При храме ее, главный жрец которого имел духовную власть над всем островом, был также оракул. Tac. hist. 2, 3. Этот город часто страдал от землетрясений и во времена Августа был даже разрушен, но опять восстановлен; однако новое имя его Augusta, ???????, не могло уничтожить старого. Новый П., процветавший торговлей, имел тоже много храмов. Развалины того и другого города, особенно храмов, существуют до сих пор.
?????, два города на западном берегу Кипра, один вблизи другого, ?????????? и ????? ???; прозаиками последний, а поэтами первый называются просто ?????. Старый П. лежал в 10 стадиях от берега, на холме вблизи мыса Зефирия, при устье реки Бокара (где нынешняя Куклия); новый П. — на 3 часа пути внутрь страны, а по Страбону (14, 683) — лишь в 60 стадиях (у нынешнего Баффа). Старый П. был колонией финикиян и излюбленным местопребыванием Афродиты, которая вышла здесь из моря и весьма почиталась. Ноm. Od. 8, 362. Horat. Od. 1, 30, 1. 3, 28, 14. При храме ее, главный жрец которого имел духовную власть над всем островом, был также оракул. Tac. hist. 2, 3. Этот город часто страдал от землетрясений и во времена Августа был даже разрушен, но опять восстановлен; однако новое имя его Augusta, ???????, не могло уничтожить старого. Новый П., процветавший торговлей, имел тоже много храмов. Развалины того и другого города, особенно храмов, существуют до сих пор.
ПАФОС
от греч. pathos – страдание, воодушевление, страсть), эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя. В современном литературоведении термин употребляется в сочетании «пафос какого-либо произведения» – напр., пафос «Мертвых душ» и «Ревизора» Н. В. Гоголя (по словам самого автора) – «видный миру смех сквозь незримые ему слезы». В истории литературы термин «пафос» имел различные значения: в античной теории пафос – страсть как свойство души, ее способность чувствовать что-либо. В немецкой классической эстетике пафос – совокупность страстей, определяющая содержание человеческого поведения. Для немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля пафос – сущностное содержание человеческого «я» (напр., пафос Ромео – его любовь к Джульетте). В. Г. Белинский впервые переносит акцент со свойств человека на свойства текста: пафос характерен не для писателя или его героя, но для произведения или творчества в целом. Современное литературоведение близко к трактовке Белинского. Иногда встречается употребление слова «пафосный» в значении «чересчур эмоциональный, слишком трагический».
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006