ПАГ
ПАГ
1) У племен италиков и кельтов низшая организация общества с хуторами, отдельными поселениями и крепостями для защиты от воен. нападений. 2) На 3. Рим. госуд. — часть принадлежащей городской общине терр., несущая в первую очередь сакральную функцию и управл. магистратами. Надо отметить, что не только в древности, но и позже в П. сохран. черты общины, каковой они были первонач. Жители П. имели не только общий культ, но свою казну, совместно осуществляли разные работы, в поздней Империи были связаны совместной ответств. за подати и повинности. 3) Обозначение преобразованных в гос. образования кельт. племен.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Паг
1. У племен италиков и кельтов низшая организация общества с хуторами, отдельными поселениями и крепостями для защиты от военных нападений.
2. На 3. Римского государства — часть принадлежащей городской общине терр., несущая в первую очередь сакральную функцию и управляемая магистру ми (magistri). Надо отметить, что не только в древности, но и позже в П. сохранялись черты общины, каковой они были первоначально. Жители П. имели не только общий культ, но свою казну, совместно осуществляли разные работы, в поздней Империи были связаны совместной ответственностью за подати и повинности.
3. Обозначение преобразованных в civitates (государств, образования) кельтских племен.
2. На 3. Римского государства — часть принадлежащей городской общине терр., несущая в первую очередь сакральную функцию и управляемая магистру ми (magistri). Надо отметить, что не только в древности, но и позже в П. сохранялись черты общины, каковой они были первоначально. Жители П. имели не только общий культ, но свою казну, совместно осуществляли разные работы, в поздней Империи были связаны совместной ответственностью за подати и повинности.
3. Обозначение преобразованных в civitates (государств, образования) кельтских племен.
Источник: Словарь античности. 1989
Паг
• Pag?ni, Pagus.
П. называлась волость, крестьянская община, в противоположность к vicus, отдельному крестьянскому двору, хутору. Pagas или принадлежал к какому-нибудь большoму городу, как к общему центру для нескольких pagi (в таком случае можно его сравнивать с нашими «пригородными селениями» или «деревнями»), или (как наш «уезд») он составлял самостоятельное подразделение страны, напр., pagi марсов. Жители такого П. назывались паганами и составляли маленькую общину (res publica) с общественной собственностью и общими святынями. Старшины назывались magistri; они созывали сходки общины, должны были приводить в исполнение их приговоры и вообще пеклись о делах общества. Когда идет речь о П. в Риме, то разумеются не жители деревень, а граждане, живущее в частях города, которые в первобытные времена Рима были П. вне самого города (охватывавшего собой montes). Остатки древней общинной связи сохранились и в позднейшие времена, хотя П. в конце концов представляли собой просто плебейские корпорации, совершавшие свои sacra (paganalia, см. Паганалии) каждая в своем древнем религиозном центре. По причине мирного характера этих П. это слово употребляется как противоположное к milites. Veg. 2, 23. Suet. Oct. 27. Suet. Galb. 19. Tac. hist. 1, 53. 2, 4. В позднейшие времена Империи слово П. означало «не христиан», потому что таковые удалялись из городов в деревни.
П. называлась волость, крестьянская община, в противоположность к vicus, отдельному крестьянскому двору, хутору. Pagas или принадлежал к какому-нибудь большoму городу, как к общему центру для нескольких pagi (в таком случае можно его сравнивать с нашими «пригородными селениями» или «деревнями»), или (как наш «уезд») он составлял самостоятельное подразделение страны, напр., pagi марсов. Жители такого П. назывались паганами и составляли маленькую общину (res publica) с общественной собственностью и общими святынями. Старшины назывались magistri; они созывали сходки общины, должны были приводить в исполнение их приговоры и вообще пеклись о делах общества. Когда идет речь о П. в Риме, то разумеются не жители деревень, а граждане, живущее в частях города, которые в первобытные времена Рима были П. вне самого города (охватывавшего собой montes). Остатки древней общинной связи сохранились и в позднейшие времена, хотя П. в конце концов представляли собой просто плебейские корпорации, совершавшие свои sacra (paganalia, см. Паганалии) каждая в своем древнем религиозном центре. По причине мирного характера этих П. это слово употребляется как противоположное к milites. Veg. 2, 23. Suet. Oct. 27. Suet. Galb. 19. Tac. hist. 1, 53. 2, 4. В позднейшие времена Империи слово П. означало «не христиан», потому что таковые удалялись из городов в деревни.