, Михаэль (Pacher, Michael) Ок. 1430—1435, Брунек, ныне Брунико, Южный Тироль — 1498, Зальцбург. Немецкий скульптор и живописец австрийской школы. Годы учения (1445—1450) провел в Южном Тироле. Ок. 1453 посетил Италию (Падуя). В 1465—1471 путешествовал по Рейну и Нидерландам. После 1475 вновь побывал в Италии, где познакомился с произведениями Мантеньи и Антонелло да Мессины. В 1467—1496 работал в Брунеке, где у него была большая мастерская, в последние годы жизни — в Зальцбурге (1496—1498). Основная часть творческого наследия Пахера — большие алтари традиционного для Германии типа с позолоченными деревянными скульптурами в центральной части, исполненными живописью боковыми створками и сложным архитектурно-орнаментальным готическим завершением — надстройкой. Известны и несколько монументальных росписей, фрагменты которых сохранились в церквах тирольских городков Нейштифт и Иннихен. Главное создание мастера — огромный (высота — 11 м) алтарь церкви Св. Вольфганга (1471—1481, Верхняя Австрия, Санкт-Вольфганг). Центральное место здесь занимает резная золоченая скульптурная группа с изображением Коронования Девы Марии. В отличие от традиционного решения подобной сцены Пахер отказывается от симметрии и уравновешенности масс. Головы коленопреклоненной Марии и возвышающегося над ней Христа расположены на разном уровне, что сообщает этой композиции определенную динамику и создает впечатление движения группы. Чтобы достичь большей свободы и объемности в изображении фигур, мастер углубляет пространство за центральной сценой. По бокам же ее фланкируют две величественные статуи — св. Вольфганга и св. Бенедикта, патронов церкви и заказчика алтаря. Художник создал здесь индивидуально-выразительные образы людей, проникнутых чувством собственного достоинства. Живописный декор алтаря посвящен сценам из жизни Девы Марии, Христа и св. Вольфганга. Они размещены на внутренних и наружных боковых створках, а также в пределле. Это первый в истории немецкой живописи цикл, в котором художник следует ряду новых для Германии изобразительных принципов, почерпнутых в искусстве Северной Италии. Данные крупным планом, жестко и твердо написанные фигуры персонажей предстают у Пахера на фоне уходящего в глубину пространства, они умело и даже эффектно изображены в резком перспективном сокращении архитектурных декораций. Столь же уверенно передает художник и сложные ракурсы фигур (Чудо в Кане Галилейской, Воскрешение Лазаря и др.). Некоторая суховатость, присущая этим композициям, смягченная лишь в отдельных сценах (Рождество), сохраняется и в другой значительной живописной работе — Алтаре отцов церкви, созданном для монастыря Нейштифт (1475—1479, Мюнхен, Старая пинакотека). В четырех створках его центральной части изображены главные вероучители раннего христианства — св. Августин, Иероним, Григорий и Амвросий. Уверенное владение пространственными построениями, ракурсами, иллюзионистическими эффектами сочетается здесь с острой эмоциональной экспрессией. Крупные, больше человеческого роста фигуры вероучителей, чью монументальность подчеркивают и легкий ракурс снизу, и теснота ниш, в которых они находятся, предстают в момент духовного озарения, взволнованного общения со Св. Духом, слетающим к ним в виде голубя. Их резкие выразительные жесты, оживленная мимика выдают не только духовную мощь, но и яркость, неповторимость личностей. Творчество Пахера, который органично ввел в немецкую живопись некоторые принципы североитальянского искусства, предвосхитило ряд характерных тенденций немецкого Возрождения.
Лит.: Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980; Rasmo N. Michael Pacher. Munchen, 1969.
Л. Алешина