— архиепископ Астраханский и Терский, духовный писатель XVII века. Достоверные биографические данные о Пахомии имеются только с 1638 года, когда он был определен архимандритом Новгородского Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря на место перешедшего на архиепископскую кафедру в Астрахани архимандрита Рафаила. О более раннем времени жизни Пахомия сохранились не вполне несомненные сведения, сообщающие, что до назначения архимандритом он жил в Вологде, по всей вероятности, при местном архиепископе Варлааме. По смерти архиепископа Рафаила (1640) Пахомий был рукоположен в епископы и в 1641 году назначен на его место, которое и занимал до самой смерти, последовавшей 31-го мая 1655 года во время жестокого морового поветрия, опустошившего край. Как администратор, Пахомий проявил много энергии при защите ногайских татар от притеснений астраханского воеводы Телятевского; указав царю Михаилу Федоровичу злоупотребления воеводы, он по приказу царя вместе с вторым воеводой Иваном Траханиотовым посадил Телятевского за приставы и управлял делами края, пока не прибыл в Астрахань новый воевода кн. Репнин. Как видно из этих сообщений, Пахомий пользовался доверием царя; деятельностью своей он снискал уважение вместе с тем и со стороны паствы, и со стороны иноверцев. В несколько ином виде его изображают показания, данные Косткой Конюховским, сторонником самозванца Тимофея Акундинова, выдававшего себя за сына царя Василия Шуйского; под пыткой на дыбе, батогами и огнем Костка сообщил, что архиепископ Пахомий был в заговоре с Акундиновым и обещал оказать ему содействие в предполагаемом им походе на Казань и Астрахань для добывания престола; донос, вероятно, не был признан заслуживающим внимания, так как Пахомий сохранил за собой кафедру, несмотря на то, что Акундинов был четвертован в 1653 году.
Пахомий известен, как составитель хронографа, дошедшего до нашего времени в поздних списках. Хронограф распадается на две части: 1) Летописчик вкратце от сотворения мира (доведенный до взятия Царьграда Турками) и 2) Летописчик вкратце о русской земли, от которого колена российские и словянские люди, и почему именуется Россия и Словяне, и откуда влечашеся род великих князей. Списки хронографа хранили интересное письмо Пахомия к иеромонаху Мисаилу (напечатано Поповым в "Обзоре хронографов") с просьбой о помощи в переписке его труда со столбцов, как он писался, в книгу; из того же письма видно, что хронограф был составлен в 1650 году (в некоторых списках он дополнен сообщениями о событиях, касающихся последующих лет). Источниками труду Пахомия послужило по преимуществу священное писание и хронографы; русские статьи заимствованы частью также из хронографов, частью из степенной книги; лишь небольшая доля летописчика представляет собой не компиляцию, а самостоятельный труд Пахомия; эта доля касается событий 1619—1650 годов и, по словам А. Попова, заслуживает внимания, благодаря отзывам составителя о патриархах Филарете и Иоасафе и по рассказу его о Смоленском походе Шеина.
H. Каменский, "Краткая история Астраханской иерархии" ("Астраханские епарх. ведомости", 1883, № 3; "Материалы для истории Астраханской епархии" (в "Астраханских епарх. вед.", 1880, № 10; П. Строев, "Списки иерархов" 1877 г., стр. 50, 310; С. Соловьев, "История России". 1894 г., т. 2, стр. 1648; А. Попов, "Обзор хронографов русской редакции", т. 2. M., 1869, стр. 236—242; П. Строев, "Рукописи славянские и российские, принадлежащие... Царскому" 1818 г., стр. 198—199; Отчет Имп. публичной библ. за 1867 год (1868), с. 98—99; "Акты исторические",т. 3. № 299; т. 4. № 32.
В. С—кий.
{Половцов}
Пахомий, архиепископ Астраханский
— архиепископ Астраханский и Терский.
Достоверные биографические данные о преосвященном Пахомии имеются только с 1638 года, когда он был определен архимандритом Новгородского Хутынского Спасо-Варлаамиева монастыря.
О более раннем времени жизни Пахомия сохранилось известие, будто до назначения в Новгород он жил в Вологде при местном архиепископе Варлааме.
17 июня 1641 года хиротонисан во епископа Астраханского и Терского с возведением в сан архиепископа.
Архиепископ Пахомий после смерти патриарха Иоасафа I был в числе кандидатов на патриаршество.
Скончался 31 мая 1655 года во время жестокого морового поветрия, опустошившего край.
Архиепископ Пахомий принимал активное участие в жизни своей епархии: защищал ногайских татар от притеснений астраханского воеводы Телятевского, по приказу царя вместе со вторым воеводой Иваном Траханиотовым посадил Телятевского "за приставы" и управлял делами края, пока не прибыл в Астрахань новый воевода Репнин. Своей деятельностью он снискал уважение паствы и иноверцев.
Архиепископ Пахомий упоминается в связи с делом самозванца Тимофея Акундинова, который выдавал себя за сына царя Василия Шуйского. Сторонник самозванца Костка Конюховский под пыткой показал, что владыка Пахомий и его дворовые люди хотели помочь Акундинову, "потому что архиепископ ему давно знаком и дружен, с тех пор как были на Вологде вместе". На этот донос не обратили внимания, так как владыка Пахомий сохранил за собой кафедру.
Двоюродным братом архиепископа Пахомия был Федор Злобин — известный книжник второй половины XVII века.
Архиепископ Пахомий — духовный писатель, известен как составитель "Хронографа". Владыка задумал писать свой труд в 1649 году и в течение года выписывал статьи "на столбцы" из Божественных книг и летописцев. Предполагается, что изложение событий 1619—1650 годов принадлежит самому архиепископу Пахомию. Интересны оценка владыки Пахомия деятельности патриархов Филарета и Иоасафа I и рассказ о смоленском походе боярина Шеина.
Труды:
Хронограф // Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции // Собр. и изд. А. Попов. — М., 1869, с. 315—321.
Литература:
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 2, с. 1648.
Попов А. Н. Обзор хронографов русской редакции: в 2 т. — М., 1866—1869. — Т. 2, с. 236—242.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1394. Каменский Н. Краткая история Астраханской иерархии // Астраханские епархиальные ведомости. — 1883, № 3.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 50, 310.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 52.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. — 3-е изд. — СПб., 1884, с. 232.
Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1841—1842. — Т. 3, № 299; т. 4, № 32. Отчет императорской публичной библиотеки за 1867 год. — Пг., 1868, с. 98—99. Материалы для истории Астраханской епархии // Астраханские епархиальные ведомости. — 1880, № 10.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911. — Т. 2, с. 105. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 1, с. 259. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907. — Т. 23 (кн. 45), с. 59.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 6, с. 326, 609, 610, 613.
Зиборов В. К. Пахомий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. — СПб., 1998. — Вып. 3, ч. 3, с. 25—26.