Пахомий (XVI в.) – монах, автор Жития ярославских князей Василия и Константина. Житие, или Повесть о князьях Василии и Константине, написано было им при митрополите Данииле и великом князе Василии III Ивановиче, значит, между 1526 и 1533 гг., по благословению архиепископа Ростовского и Ярославского Кирилла. Из сопровождающего Житие рассказа следует, что в 1501 г. после пожара в Ярославле под полом сгоревшего собора были обнаружены нетленные в неистлевшей же одежде тела князей Василия и Константина (XIII в.); их имена установили по надписям на плитах; около тел стали совершаться чудеса, что и послужило причиной прославления князей. Сведение, что князья – братья, сыновья Всеволода Константиновича, почерпнуто было, по-видимому, из местного предания. Как установил В. О. Ключевский, при выполнении заказа архиепископа П. воспользовался созданным в 1471–1473 гг. иеромонахом Спасо-Ярославского монастыря Антонием Житием Феодора Ярославского. Антоний, в свою очередь, опирался на произведения Пахомия Серба (Житие митрополита Алексея, Повесть о смерти Батыя). Вследствие этого Житие Василия и Константина оказалось близким к произведениям Пахомия Серба. Антониеву характеристику князя Феодора Черного П. применил к своим героям. Кроме того, он воспользовался летописью, откуда взял сообщение об основании церкви Успения во Владимире в 1215 г. князем Константином Всеволодовичем, но не тем, которого он прославлял, а дедом того. Также ошибочно в Житии сообщается, что князья-братья Василий и Константин погибли при взятии Батыем Ярославля: по летописи известно, что Василий умер в 1249 г., оказавшись случайно во Владимире; оттуда перенесен в Ярославль; о судьбе Константина летописных известий нет. В некоторых списках Жития попутно говорится, что Батый стоял под Ярославлем два года, отыскивая своего отца, «бяше бо той окаянный царь Батый родом града Ярославля от веси Череможския», и что погиб Батый в Болгарии, – как у Пахомия Серба и Антония. Кроме рассказа об обретении мощей Житие сопровождает рассказ о совершившихся около них пятнадцати чудесах. Сверх того, по-видимому, тем же автором была написана «Служба святым страстотерпцам благоверным князем Василию и Константину, Ярославским чудотворцем», состоящая из стихир, чтений, тропарей, седальнов, двух канонов, первый из которых с азбучным акростихом, кондака и светильное, и отдельные стихиры 6-го гласа на день убиения Василия и Константина 3 июля. Князья воспеваются во всех этих произведениях как «пролиявшия крови своя за божественныя церкви и за свое отечество» и потопившие «Батыя зломысленнаго» «течением кровей». И Житие, и весь комплекс посвященных Василию и Константину произведений не имеют в рукописях широкого распространения; встречаются в списках XVI–XVIII вв., например: ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 698, 677; собр. Ундольского, № 582, 294; ГПБ, собр. Вяземского, № 191. Не изданы.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. C. 175–177; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 95–97.
Г. М. Прохоров