гр. pais – ребенок) – воспитание, культура как способ формирования самостоятельной, развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному выбору в политической борьбе и при голосовании в народном собрании. Греческий термин «пайдейя» включает как непосредственное воспитание, обучение, так и в более широком смысле – образование, образованность, просвещение, культуру.
Пайдейя
Пайдейя
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ПАЙДЕЙЯ
(греч. Pais — ребенок) — понятие, которым древние греки обозначали процесс воспитания, инкультурации как способа формирования самостоятельной, развитой личности, готовой к осуществлению гражданских обязанностей. Оно означало формирование человека, умевшего равно владеть своим телом и духом. Гармония телесного и духовного, реализация всех способностей и, подобным богам. Поэтому осо-бенностью греческого воспитания (пайдейи) являлось созидательное формирование человека в соответствии с идеальным образом. Для этого греки создали систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а возможностей человека, де-лала его, по мнению древних греков человек как личность, с определившимися ценностными ориентация-ми.
Пайдейя
(греч. pais — ребенок), в первую очередь воспитание и образование детей, затем вообще образование: гармонич. телесное и духовное формирование человека, реализующее все его способности и возможности. Аристотель считал отличительными признаками аристократии высокое происхождение, богатство и П., характерным для демократии, напротив, низкое происхождение, бедность и занятие ручным трудом. С понятием П. всегда связано представление об общем образовании и занятиях, пользующихся уважением в среде свободных людей. Рим. представление о humanitas (достигнутой посредством воспитания «культурного» человека) соотносится с развившимся в эллинистич. период значением П. Это понятие, возникшее в условиях античного рабовладельч. общества, В. Йегер избрал в качестве назв. для своего осн. труда («Пайдейя», 1934 — 1947); оно имеет программное значение для последователей т. н. третьего гуманизма.
Источник: Словарь античности. 1989