, Пеладжио (Palagi, Pelagio) 1775, Болонья — 1860, Турин. Итальянский живописец-декоратор, художник-орнаменталист переходного периода от неоклассицизма к романтизму. Родом из Болоньи, где сначала учился у падре Лодоли, затем в Академии художеств. С 1806 был пенсионером в Риме. Испытал влияние В. Камуччини, Л. Сабателли, Ф. Джани, увлекался античностью, археологией, посещал дом известного мецената и коллекционера Филиппо Альдрованди, изучал гравюры Пиранези в его собрании. В 1812—1813 участвовал в украшении Квиринальского дворца для встречи в Риме Наполеона. Предполагалось, что работа в кабинете императора будет поручена В. Камуччини, но потом была предоставлена молодому художнику. Он написал здесь полотно Цезарь, провозглашающий законы в духе Камуччини. Велеречивый сюжет, торжественно-статичная композиция отвечали духу искусства империи. В 1813 вместе с В. Камуччини и Г. Ланди участвовал в росписи дворца банкира Дж. Торлония в Риме, исполнив фрески на сюжеты Истории Тезея для Браччо ди Канова — специальной галереи, где предполагалось разместить приобретенную владельцем дома скульптуру А. Кановы Геракл и Лихас. Крупные, уподобленные скульптуре фигуры, их четкое композиционное размещение, сильная моделировка светом и тенью — вот характерные черты живописной манеры Паладжи, которая проявилась и во фреске Зевс на Олимпе, двух росписях октагональной формы Римские игры (1822) в королевском дворце Милана (не сохранились, но известны по эскизам в Гор. музее Болоньи). Помимо фресковой живописи Паладжи работал как художник-орнаменталист, выполняя проекты украшения интерьеров, исполняя эскизы мебели, каминов, осветительных приборов, рисунка полов, тканей. Он стал столь же известен в этой области, как Ф. Джани и Дж. Альбертолли. В 1830—1840-е орнаменты были собраны в издании, опубликованном гравером Дж. Борсато, в котором воспроизводились рисунки Персье и Фонтена (1843), а также в увраже Д. Молья Собрание орнаментальных мотивов (1831), по которым работали мастера. Они отвечали вкусам европейской буржуазии эпохи бидермайера, так как содержали элементы декорации в стиле империи, все еще пользовавшейся успехом. Талант Паладжи в этой области был замечен королем Карлом Альбертом Савойским, который пригласил его в 1834 в Турин в качестве художника-декоратора королевских дворцов. В Кастелло ди Ракониджи он хотел иметь резиденцию в стиле империи в духе созданных Л. фон Кленце и Ф. Шинкелем апартаментов для Людвига I Баварского в Берлине. По проекту П. Паладжи были украшены интерьеры не только Кастелло ди Ракониджи, но и Королевского дворца в Турине. От короля он получил титул "живописец королевских дворцов" и возглавил школу художников-декораторов при Академии художеств. Данью вкусам романтической эпохи явились рисунки Паладжи к сборнику Песен Оссиана Джеймса Макферсона (Мальвина, Венеция, Музей Коррер). Сохранившийся лишь в эскизе Портрет Пьетро Латтуада (1819, Милан, Музей Ла Скала) свидетельствует о нераскрывшемся даровании Паладжи в портретной живописи.
Лит.: De Rinaldis A. L’arte a Roma dal Seicento al Novecento. Bologna, 1949; Pelagio Palagi, artista e collezionista. Catalogo della mostra omonima. Bologna, 1976; Vannugli A. Un affresco di P. Palagi da Palazzo Torlonia e una ricostruzione della Galleria di Teseo // Bollettino d’Arte. 1992. № 74—75. P. 155—156.
Е. Федотова