Палатинская антология
Палатинская антология
сборник греческих эпиграмм различных периодов и на различные темы (также христианские эпиграммы) в 15 книгах, переписанный ок. 980 г., сохранившийся в единственном экземпляре в рукописи, открытой в конце XVI в. в библиотеке Палатината в Гейдельберге (отсюда название). А.Р. содержит около 3700 эпиграмм (ок. 23 000 стихов), неоднородной художественной ценности, среди них произведения таких поэтов, как Агафий, Асклепиад Самосский, Антипатр Сидонский, Антипатр с Фессалоники, Гедил, Каллимах, Леонид из Тарента, Мелеагр из Гадары, Носсис, Посейдипп, Феокрит. Сборники эпиграмм начали создаваться довольно рано, самое позднее в начале эллинистического периода, как о том свидетельствуют папирусные находки. Первую подлинную антологию, о которой нам известно, составил Мелеагр из Гадары ок. 70 г. до н. э. и назвал ее Венец (Stephanos). Он включил туда свои собственные эпиграммы и эпиграммы 47 поэтов, начиная с Архилоха и до своих современников. Ок. 40 г. до н. э. Филипп из Фессалоники издал новый Венец, охватывающий его эпиграммы и эпиграммы 13 других поэтов, более поздних, чем Мелеагр. Оба эти сборника были составлены в алфавитном порядке (согласно именам авторов). В последующие годы и века создавалось множество сборников эпиграмм. Самым значительным из них представляется сборник Агафия, прозванного Схоластом, середины IV в., называемый Круг (Kyklos). Эти три сборника эпиграмм, Мелеагра, Филиппа и Агафия, легли в основу большой антологии, которую составил ок. 900 г. в Византии Константин Кефалий, включив в нее также произведения из других источников. А.П. представляет собой позднейшую доработку произведения Кефалия, дополненную книгами I-III, VIII, XIII-XV.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
ПАЛАТИНСКАЯ АНТОЛОГИЯ
состоявшая из 15 книг, была составлена ок. 980 г. В ней содержалось приблизительно 3700 эпиграмм, посвятительных надписей, загадок, преамбул к сборникам произведений ранневизантийских и средневековых поэтов (Либания, Синесия Киренского, Григория Назианзина, Павла Силенциария, Агафия Македонского, Арефы Кесарийского, Константина Родосского и др.), включая сборник античных и византийских эпиграмм, составленных Константином Кефалой и распределенных по жанрам. Рукопись антологии XI в. была обнаружена в Палатинской библиотеке Гайдельберга французским ученым Клавдием Саллеазием в 1606 г. 1ая книга состояла из стихотворных обработок евангельских рассказов и христианских эпиграмм, посвященных великомученикам и принадлежавших Григорию Богослову, Анастасию Косноязычному (годы жизни неизвестны), Софронию патриарху и др. Во 2ой и в 3ей книгах содержались экфрасисы, описывавшие статуи в гимнасии Зевксиппа в Константинополе (сгорел в 322 г.) и рельефы храма Аполлона в Кизике на южном побережье Мраморного моря. В 4ой книге помещались стихотворные вступления к древнегреческим антологиям Мелеагра из Гадары (Сирия, 1 в. до н.э.) и Филиппа из Фессалоники, а также эпиграммы византийского поэта и историка Агафия Миринейского; в 5ой книге – эротические эпиграммы; в 6ой – посвятительные эпиграммы; в 7ой – надгробные надписи и эпиграммы; в 8ой – эпиграммы Григория Назианзина; в 9ой – декламационные и посвятительные эпиграммы; в 10ой – увещательные эпиграммы; в 11ой – застольные и сатирические эпиграммы; в 12ой – эпиграммы, собранные Стратоном Сардийским в конце XI в.; в 13ой – эпиграммы, написанные разными стихотворными размерами; в 14ой – загадки и задачи; в 15ой – разнообразные по тематике и размерам эпиграммы, начиная с IV в. (Паллад, Павел Силенциарий, Метродор, автор эпиграмматических задач, математик рубежа IV – V вв., и др.). Эпиграммы, представленные в Палатинской антологии, позволяют проследить не только дальнейшее развитие этого древнегреческого жанра, но и эволюцию мировоззрения византийских поэтов и мыслителей.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012