(Paleček) [6(18).9. (в нек-рых источ. 28 сент.). 1842, Естржаби-Лота, близ г. Колин, Чехия — 11 (24).2.1915, Петроград] — арт. оперы (бас-кантанте), камерный певец, педагог. По национальности чех. Род. в семье учителя. Муз. образование получил в Праге, где вначале обучался в органной школе. Работал учителем в одной из пражских женских школ. Позднее брал уроки пения у проф. Ф. Тиводи, пел в церковном хоре, в оперном хоре пражского Временного т-ра (также выступал и в драм. спектаклях). В 1864 дебютировал в партии Зарастро и стал одним из ведущих солистов т-ра, на сцене к-рого выступал до 1869 в 55 партиях, в т. ч. Кецала ("Проданная невеста", 1-й исп., 30 мая 1866, п/у Б. Сметаны), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофеля ("Фауст"), Кардинала ("Жидовка"), Фальстафа ("Виндзорские кумушки"), Сусанина ("Жизнь за царя" М. Глинки, 1-й исп. на чешской сцене, 16 февр. 1867, п/у М. Балакирева). В 1869 выступал в моск. Итал. опере, а также концертировал вместе с певицей Г. Роубаловой и скрипачом Ф. Лаубом. В 1870 по приглашению Балакирева дебютировал в партии Мефистофеля ("Фауст") в петерб. Мариинском т-ре, где выступал до 1882. С 1870 вся творческая деят-сть певца была связана с рус. оперным т-ром. Ежегодно (в летние месяцы) гастролировал в Одесском оперном т-ре и Праге. В февр. 1899 выступил в "Проданной невесте" в Петерб. муз.-драм. кружке любителей.
Обладал сильным, звучным голосом "бархатного" тембра, чувством стиля и драм. дарованием. Наиболее ярко талант арт. проявился в характерных партиях.
1-й исп. партий: Грозного ("Ермак"), Белезиса ("Сарданапал"), Анджело ("Анджело", 1-я ред.), Рангони ("Борис Годунов", 2-я ред.), Сергея ("Купец Калашников"), Янкеля ("Тарас Бульба" В. Кюнера); на рус. сцене — Антиоха ("Маккавеи"), Кецала ("Проданная невеста"), Царя Египта ("Аида"), Германа ("Тангейзер"). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Фарлаф, Старик-странник, Мефистофель ("Фауст", критики считали его лучшим исп. этой партии после К. Эверарди), Бертрам ("Роберт-Дьявол"), Кардинал ("Жидовка"), Марсель ("Гугеноты"), Сен-Бри, Каспар, Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Леопорелло ("Дон Жуан"). Г. Ларош писал об исп. певцом партии Сусанина: "Удерживаясь от простонародного реализма, г. Палечек чрезвычайно счастливо и талантливо разработал общечеловеческую, идеальную сторону своей задачи: энтузиазм, самопожертвование, героизм — это все было в его Сусанине... После г. Петрова и, если хотите, на большом расстоянии от него — г. Палечек лучший Сусанин, какого имела русская сцена"*.
Др. партии: Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Беппо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Амонасро, Генрих-Птицелов, Раймондо, Вальтер ("Тангейзер"). Партнеры: М. Каменская, Ф. Комиссаржевский, Б. Корсов, П. Лодий, И. Мельников, Д. Орлов, О. Петров, Ю. Платонова, Ф. Стравинский. Пел п/у М. Балакирева, Э. Направника, А. Рубинштейна, Б. Сметаны.
Ежегодно выступал в симф. концертах РМО п/у Э. Направника, в к-рых исп. сольные партии в Мессе C-dur Л. Бетховена (1871), ораториях "Рай и Пери" Р. Шумана (1873), "Легенде о св. Елизавете" Ф. Листа (1872), "Венгерской коронационной мессе" Ф. Листа (1874), 9-й симфонии Л. Бетховена (1874), а также в Реквиеме В. А. Моцарта п/у М. Балакирева (1869, в ансамбле с В. Рааб, А. Барцалом, А. Крутиковой). По приглашению А. Бородина участвовал в концертах Медико-хирургич. академии.
Сцен. деят-сть арт. высоко ценили П. Чайковский, М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, А. Рубинштейн, А. Глазунов.
Оставив в 1882 сцену, продолжал работать в Мариинском т-ре учителем сцены, репетитором вокалистов и рук. хора, а в 1900—15 — штатным режиссером. 1-й постановщик опер: "Иоланта" (1892), "Млада" (1892), "Ночь перед Рождеством" (1895), "Орестея" (1895), "Корделия" (2-я ред., 1898.), "Сервилия" (1902), "Цыганы" К. Галкаускаса (1908), "Капнтанская дочка" (1911); на сцене Мариинского т-ра — "Паяцы" (1893), "Сельская честь" (1893), "Сказки Гофмана" (1899), "Богема" (1900), "Зигфрид" (1902), "Лакме" (1903); на рус. сцене — "Проданная невеста" (1870), "Эврианта" (1885), "Джамиле" (1893), "Фальстаф" (1894), "Вертер" (1896), "Геновева" (1896), "Далибор" (1899), "Валькирия" (1900), "Гибель богов" (1903), "Золото Рейна" (1905). Др. постановки: "Хованщина", "Князь Игорь", "Снегурочка", "Садко", "Царская невеста", "Пиковая дама", "Юдифь" А. Серова, "Кавказский пленник", "Лоэнгрин", "Тангейзер", "Эврианта", "Король Манфред" Г. Рейнеке. Также ставил оперы в Обществе муз. собраний ("Псковитянка", "Геновева"), в т-ре Имп. Эрмитажа ("Месть амура", 1902), в Большом зале Петерб. конс. ("Цыганы" К. Галкаускаса). В 1905 получил звание "Засл. артист имп. театров".
С 1884 преподавал в муз. школе К. Даннемана и Н. Кривошеина, с 1888 — в Петерб. конс. (по приглашению А. Рубинштейна), где был зав. оперным классом (с 1912 проф.). Здесь поставил "Опричник", "Фераморс", "Дон Жуан", "Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро", "Тайный брак", "Так поступают все", "Пуритане". С 1913 преподавал в Общедоступных муз. кл. Педагогического музея (Соляной Городок). Ввел в учебную программу отрывки из "Бориса Годунова", "Псковитянки"; впервые в России поставил здесь оперу Р. Шумана "Геновев а"; в 1909 организовал оперный т-р для окончивших конс. молодых певцов. В режиссерской деят-сти П. нашли выражение прогрессивные тенденции в искусстве того времени, Он первым начал разрабатывать постановочные планы и мизансцены, придавал большое значение массовым сценам, в работе с певцом выявлял его творческую индивидуальность. Дирижер Д. Похитонов в своих мемуарах писал: "При работе с солистами Палечек считался с индивидуальностью каждого певца и, показывая игровые куски роли, не насиловал сценических способностей исполнителя". Под его рук. проходили сцен. мастерство И. Алчевский, Н. Асатурова, М. Генджян, Г. и Э. Кристман, А. М. Лабинский, А. Маклецкая, Г. Морской, С. Преображенский, М. Резунов, И. Томарс, Н. Унковский, В. Харитонова, В. Шаронов.
Один из первых в России записал 6 произв. на грампластинки в Петербурге ("Граммофон", 1899).
Композитор В. Главач посвятил П. романс "Под густой листвой".
Автор оперных либретто, среди к-рых "Франческа да Римини" Э. Направника (совместно с Е. П. Пономаревым).
Лит.: М. И[ванов]. И. И. Палечек // Ежегодник имп. театров: Сезон 1894—1895. — СПб., 1896. С. 358—362; Ник. Финдейзен]. 35-летний юбилей О. О. Палечека. (1870—1905) // РМГ. 1905. № 18; Тимофеев Г. Памяти И. И. Палечека // Речь. 1915. 13 февр.; Zelеny V. V. J. Paleček // Divadilni listy. 1881. № 2; Plaček V. Celkovy Zivotopis // Dalibor. 1913. № 35; Шкафep В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936; Воспоминания о П. И. Чайковском: Сб. статей / Сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. — М., 1973. С. 456; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1857—1872. — Л., 1971. С. 331; Его же. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 90, 225; Его же. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890—1904. — Л., 1974. С. 9—10, 31—37, 72—73; Ларош Г. А.* Избранные статьи. — Л., 1974. Вып. 1. С. 167—168.