• Pales,
см. Palilia, Палилии.
ПАЛЕС
ПАЛЕС
Палес
рим. пастушеское божество, мыслимое в женском и мужском облике. Его праздник, парилии или палилии, сельский праздник очищения, справлялся 21 апреля, в день основания Рима.
Источник: Словарь античности. 1989
Палес
в римской мифологии пастушеское божество, покровитель коз и овец. Сохранились посвящения Палес как женскому и мужскому божеству, но чаще выступал как божество женского рода. По преданию, Рим был основан в день праздника в честь Палес — палилии, или парилии (21 апреля). В этой связи Палес считали тайной покровительницей Рима, другие причисляли ее к пенатам Рима. Ее отождествляли с Матерью-землей. Пастухи поклонялись Палес, просили ее защитить людей, скот, собак, снять с них скверну, навлеченную невольной провинностью против сельских святилищ, могил, вод, дать плодовитость скоту и изобилие растительности. Завершался обряд веселым пиром. Палес с эпитетом Матута («дающая созревание») консул Регул посвятил храм во время первой Пунической войны (264–241 гг. до н. э.).
ПАЛЕС
в рим. миф. пастушеское божество, покровитель коз и овец. Сохран. посвящения П. и как жен., и как муж. божеству, но чаще выступает как божество жен. рода. Видимо, в процессе синойкизма общин П. слилась с почитавшейся на Палатине Палатуей, имевшей своего фламина. По преданию, Рим был основан в день праздника в честь П. — палилии или парилии (21 апреля), поэтому одни считали П. тайной покровит. Рима, др. причисляли ее к пенатам Рима. Ее отожд. также с Матерью-землей, Вестой, Венерой. В палилии богине приносили мед и молоко, убирали и украшали венками и гирляндами стойла, разжигали из серы и разных трав костры, между к-рыми проводили для очищения стада, а пастухи трижды через них прыгали и просили П. защитить людей, скот, собак, снять с пастухов и животных скверну, навлечен. невольной провинностью против сел. святилищ, рощ, могил и вод, дать плодовитость скоту и изобилие растительности, защитить от вредных фавнов и нимф. Заканчивался обряд веселым пиром. П. с эпитетом Матута («утренняя» или «дающая созревание») консул М. Атилий Регул посвятил во время 1-й Пунической войны (264 — 341 до н.э.) храм. Палилии впослед., в период империи, справлялись и как день рожд. Рима; в связи с культом богини Ромы приобрели особое значение.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998