Палиашвили, Захарий Петрович
род. 16 авг. 1871 в Кутаиси, ум. 6 окт. 1933 в Тифлисе. Композитор. Нар. арт. ГССР (1925). В детстве учился у брата И. Палиашвили, брал уроки игры на ф-п. у Ф. Мизандари, пел в хоре. В 1895—1899 обучался в Тифлисском муз. училище по кл. валторны А. Моско, а также по кл. композиции Н. С. Кленовского. В 1900—1903 учился в Моск. конс. у С. И. Танеева. В 1889—1900 органист католич. церкви в Тифлисе. В 1903—1917 преподаватель Тифлисского муз. училища; тогда же рук. хора и струн. орк. в груз. гимназии. Один из организаторов Груз. филармонического об-ва (1905), в 1908—1917 возглавлял муз. школу при об-ве. С 1917 преподаватель Тбилисской конс., с 1919 проф., в 1919, 1923 и 1929—1932 также директор. В 1903—1918 участник фольклорных экспедиций. Имя П. присвоено Тбилисскому т-ру оперы и балета и Центр. муз. школе-десятилетке в Тбилиси.
Соч.: оперы — Абесалом и Этери (Тифлис, 1919), Даиси (Тифлис, 1923), Латавра (Тифлис, 1928); для солистов, хора, симф. и дух. орк. — Торжественная кантата (сл. С. Шаншиашвили, 1927); для симф. орк. — Грузинская сюита (на нар. темы, 1928); хоры на сл. А. Церетели; для голоса и ф-п. — романсы на сл. груз. поэтов, в т. ч. Грузинская колыбельная песня, Зачем люблю (сл. И. Чавчавадзе), Не искушай, Люблю я (сл. И. Гришашвили), Юной полюбив душой (сл. Д. Туманишвили); записи (ок. 300) и обр. груз. нар. песен (40 опубликованы в "Сборнике грузинских народных песен". Тбилиси, 1910).
Палиашвили, Захарий Петрович
(род. 16.VIII.1871 в Кутаиси, ум. 6.Х. 1933 в Тбилиси) — сов. композитор, педагог, дирижер-хормейстер, муз. деятель. В детстве обучался игре на фп., с 8 лет пел в церк. хоре, в 1887—89 служил хористом, овладел органом. В 1889—1900 органист в католической церкви. С 1895 по 1899 учился в Тифлисском муз. училище (композицию изучал у П. Кленовского, ученика П. Чайковского). Дальнейшее муз. образование получил в Московской консерватории, где занимался (1900—03) у С. Танеева. По возвращении в Тифлис — преподаватель теории музыки и хорового пения в муз. училище (1903—17), с 1917 — в консерватории (с 1919 проф., в 1919, 1923, 1929—32 также директор). В те же годы (до 1917) руководил хором и струнным орк. в груз. гимназии. Один из организаторов Груз. филармонического общества (1905) и многолетний рук. муз. школы при нем. Неоднократно выезжал в различные районы Грузии для изучения и записи нар. музыки. В 1925 был удостоен почетного звания нар. арт. ГССР. Имя П. присвоено Гос. театру оперы и балета и Центр, муз. школедесятилетке в Тбилиси. Творчество П. породнило груз. музыку с неувядающими традициями рус. муз. классики. Тесно связанное с народным муз. искусством Грузии, оно отмечено национальной определенностью языка, этической содержательностью, эмоциональной и психологической правдивостью, ясностью формы. Один из основоположников груз. профессиональной музыки и родоначальник национальной классической оперы, П. вошел в историю муз. искусства как классик груз. музыки.
Соч.: оперы "Абесалом и Этери" (1919), "Даиси" (1923), "Латавра" (1928); Торжественная кантата для сол., хора, дух. и симф. орк. (1927); Грузинская сюита (на нар. темы) для орк. (1928); хоры, романсы, записи (ок. 300), обр. груз. нар песен.
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
ПАЛИАШВИЛИ Захарий Петрович
(16 VIII 1871, Кутаиси - 6 X 1933, Тбилиси)
Великим классиком грузинской музыки называют З. Палиашвили, сравнивая его значение для грузинской культуры с ролью М. Глинки в русской музыке. В его произведениях воплощен дух грузинского народа, исполненный жизнелюбия и неукротимого стремления к свободе. Палиашвили заложил основы общенационального музыкального языка, органично соединив стилистику различных видов крестьянской народной песни (гурийской, мегрельской, имеретинской, сванской, карталино-кахетинской), городского фольклора и художественные средства грузинского хорового эпоса с композиционными приемами западноевропейской и русской музыки. Особенно плодотворным явилось для Палиашвили усвоение богатейших творческих традиций композиторов «Могучей кучки». Находясь у истоков грузинской профессиональной музыки, творчество Палиашвили осуществляет непосредственную и живую связь между нею и советским музыкальным искусством Грузии.
Палиашвили родился в Кутаиси в семье церковного певчего, 6 из 18 детей которого стали профессиональными музыкантами. С раннего детства Захарий пел в хоре, играл во время церковных служб на фисгармонии. Его первым музыкальным учителем был кутаисский музыкант Ф. Мизандари, а после переезда семьи в 1887 г. в Тифлис с ним занимался старший брат Иван, впоследствии известный дирижер. Музыкальная жизнь Тифлиса протекала в те годы очень интенсивно. Тифлисское отделение РМО и музыкальное училище в 1882-93 гг. возглавлял М. Ипполитов-Иванов, Часто приезжал с концертами П. Чайковский и другие русские музыканты. Интересную концертную деятельность вел Грузинский хор, организованный энтузиастом грузинской музыки Л. Агниашвили. Именно в эти годы происходит формирование национальной композиторской школы.
Ее яркие представители - молодые музыканты М. Баланчивадзе, Н. Сулханишвили, Д. Аракишвили, З. Палиашвили начинают свою деятельность с изучения музыкального фольклора. Палиашвили объездил самые отдаленные и труднодоступные уголки Грузии, записав на фонограф ок. 300 народных песен. Итогом этой работы явился опубликованный впоследствии (1910) сборник 40 грузинских народных песен в народной гармонизации.
Профессиональное образование Палиашвили получил вначале в Тифлисском музыкальном училище (1895-99) по классу валторны и теории музыки, затем в Московской консерватории у С. Танеева. Будучи в Москве, он организовал из грузинских студентов хор, исполнявший в концертах народные песни.
Вернувшись в Тифлис, Палиашвили развернул бурную деятельность. Он преподавал в музыкальном училище, в гимназии, где составил из учащихся хор и струнный оркестр. В 1905 г. он принимал участие в учреждении Грузинского филармонического общества, был директором музыкальной школы при этом обществе (1908-17), дирижировал впервые поставленными на грузинском языке операми европейских композиторов. Эта огромная работа продолжилась и после революции. Палиашвили был профессором и в разные годы директором Тбилисской консерватории (1919, 1923, 1929-32).
В 1910 г. Палиашвили начал работу над первой оперой «Абесалом и Этери», премьера которой 21 февраля 1919 г. стала событием общенационального значения. Основой для либретто, созданным известным грузинским педагогом и общественным деятелем П. Мирианашвили, послужил шедевр грузинского фольклора эпос «Этериани» - вдохновенная поэма о чистой и возвышенной любви. (К нему неоднократно обращалось грузинское искусство, в частности великий национальный поэт В. Пшавела.) Любовь - вечная и прекрасная тема! Палиашвили придает ей масштаб эпической драмы, взяв за основу музыкального воплощения монументальный карталино-кахетинский хоровой эпос и сванские мелодии. Развернутые хоровые сцены создают монолитную архитектонику, вызывая ассоциации с величественными памятниками древнегрузинского зодчества, а ритуальные зрелища напоминают о традициях старинных национальных празднеств. Грузинский мелос пронизывает не только музыку, создавая неповторимый колорит, но и принимает на себя основные драматургические функции в опере.
19 декабря 1923 г. в Тбилиси состоялась премьера второй оперы Палиашвили «Даиси (Сумерки», либр. грузинского драматурга В. Гуния). Действие ее происходит в XVIII в. в эпоху борьбы с лезгинами и содержит наряду с ведущей любовно-лирической линией народные героико-патриотические массовые сцены. Опера развертывается как цепь лирических, драматических, героических, бытовых эпизодов, пленяет красотой музыки, непринужденно сочетающей самые разнообразные пласты грузинского крестьянского и городского фольклора. Третью и последнюю оперу «Латавра» на героико-патриотический сюжет по пьесе С. Шаншиашвили Палиашвили закончил в 1927 г. Таким образом опера оказалась в центре творческих интересов композитора, хотя Палиашвили писал музыку и в других жанрах. Он является автором ряда романсов, хоровых произведений, среди которых - кантата «К 10-летию Советской власти». Еще в годы учебы в консерватории он написал несколько прелюдий, сонат, а в 1928 г. на материале грузинского фольклора создал «Грузинскую сюиту» для оркестра. И все же именно в опере осуществлялись важнейшие художественные искания, формировались традиции национальной музыки.
Палиашвили похоронен в саду Тбилисского оперного театра, который носит его имя. Этим грузинский народ выразил свое глубокое уважение классику национального оперного искусства. /О. Аверьянова/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.