Паллада

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Паллада
(греч. дева), прозвище Афины.

Источник: Словарь античности. 1989

ПАЛЛАДА
один из эпитетов богини Афины.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Паллада
эпитет древнегреческой богини Афины.

Источник: Исторический словарь

Паллада
в греческой мифологии прозвище Афины (в переводе с греческого языка — «дева»).

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Палладий (в миру Павел Юрьев)

Палладий (в миру Павел Юрьев, умер в 1789 г.) - епископ рязанский. Напечатал: ""Поучительные слова"" (М., 1763) и ""Хронология, или Показание лет от начала мира по 1778 год, разделенная на 7 веков"" (М., 1777).

Источник: Биографический словарь. 2008

Палладий
греческое понятие, обозначавшее древнее изображение богини Афины Паллады со щитом и поднятым копьем, покровительницы города, от которой зависит его судьба и обороноспособность. Особенно знаменит Палладий Трои, поскольку он якобы упал с неба. Перед завоеванием Трои он был украден Одиссеем и Диомедом. По римскому преданию, Эней привез Палладий с собой в Италию, где он находился в храме Весты.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Палладий (в миру Николай Добронравов)

Палладий (в миру Николай Добронравов, родился в 1865 г.) - духовный писатель, уроженец могилевской епархии, воспитанник Московской духовной академии, епископ вольский, викарий саратовской епархии. Главные труды Палладия: ""Святой Пахомий Великий и первое иноческое общежитие"" (Казань, 1899, магистерская диссертация); ""Новооткрытые изречения преподобного Антония Великого"" (Казань, 1898); ""Новооткрытые сказания о преподобном Макарии Великом"" (Казань, 1898); ""Проповеди"" (Москва, 1901).

Источник: Биографический словарь. 2008

ПАЛЛАДИЙ
древ. изображ. вооруж. богини Афины Паллады со щитом и поднятым копьем, покровительницы города, от к-рой зависит его судьба и обороноспособность. В Афинах П. хранился в сокровищнице акрополя, в недоступном стороннему глазу и труднодоступном месте. Особо знаменит П. Трои, поскольку он якобы упал с неба или считался небесным по происхожд. Перед завоев. Трои его украли Диомед и Одиссей. Мн. греч. города хвастались, что обладают им. По рим. преданию Эней привез П. с собой в Италию, где он должен был находится в храме Весты.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Палладий
Легендарная статуя Афины Паллады, которая, согласно легенде, была сброшена с неба Зевсом основателю Трои Дардану, чтобы тот смог удостовериться в его покровительстве. Согласно Вергилию ("Энеида", 2), Палладий выкрали из Трои Диомед и Одиссей. По другой легенде, Эней спас Палладий из огня Трои и привез его в Рим, где он несколько раз спасал город от несчастий в ранний период римской истории. Жители других городов тоже утверждали, что обладают Палладием, так что возможно, что палладиями стали называться любые священные статуи.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ПАЛЛАДИЙ, (II)

•Palladĭus,


Rutilius Taurus Aemilianus, римский писатель, живший, вероятно, около половины 4 в. от Р. X.; от него осталось обширное сочинение о земледелии, в 14 книгах, которым в средние века часто пользовались. Предпослав в первой книге общие правила, касающиеся хозяйства, в 12 следующих он описывает земледельческие работы, распределяя их по месяцам, а 14-я состоит из 85 элегических двустиший о прививании деревьев; более всего он распространяется о разведении деревьев и садов. Язык и слог его крайне грубы; но сочинение это важно потому, что П. при составлении его пользовался римскими и греческими писателями, писавшими о том же предмете, и делал из них по большей части извлечения. Издание в Scriptores rei rusticae Gessner´a и Schneider´а. Изд. 1-й книги I. С. Schmitt´a (1876).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Палладио
Андреа (1508–1580), итал. архитектор. Вдохновл. учением Витрувия и античными сооружениями в Риме, П. создал новый монументальный стиль в церковном и дворцовом строительстве, который развил формы высокого Возрождения. Наиболее знаменитые из его построек: Базилика в Виченце, вилла «Ротонда» близ Виченце, церковь Сан Джорджо Маджоре и Иль Реденторе в Венеции, некоторые палаццо и театр Олимпико в Виченце. Сильно выступающие колонны, полуколонны и пилястры с располож. под прямым углом карнизом (т. н. большой ордер П.) оживляют фасады и производят гармоничное и сильное впечатление. П. прославился как автор трактата «Четыре книги об архитектуре» (1570), являвшегося ренессансной интерпретацией труда Витрувия. «Палладианство» успешно разрабатывалось в Англии, Франции, Голландии и других странах, оказало сильное влияние на классицистич. направление в европ. зодчестве 17–18 вв.

Источник: Словарь античности. 1989

Палладий
1. Рутилий Тавр Эмилиан, рим. писатель, живший, вероятно, в 1-й пол. 5 в., написал «Opus agriculturae» (работу о сельском хозяйстве) в 14 книгах, где он в простой наглядной форме представил последовательно, месяц за месяцем, работы, производимые в хозяйстве. 15-я книга, где речь шла об улучшении пород деревьев, написана элегич. дистихом. Труд, в котором П. соединил работы более ранних авторов (Колумеллы, Гаргилия Марциала) с собств. опытом, был популярен в средние века.
        2. (лат. palladium), др. изображение вооруж. богини Афины Паллады со щитом и поднятым копьем, покровительницы города, от которой зависит его судьба и обороноспособность. В Афинах П. хранился в сокровищнице акрополя, в недоступном стороннему глазу и труднодоступном месте. Особо знаменит П. Трои, поскольку он якобы упал с неба или считался небесным по происхождению. Перед завоеванием Трои его украли Диомед и Одиссей. Мн. греч. города хвастались, что обладают им. По рим. преданию Эней привез П. с собой в Италию, где он должен был находится в храме Весты.

Источник: Словарь античности. 1989

ПАЛЛАДИЙ, (I)

•Palladĭum,


Παλλάδιον, 1) см. Έφέται; 2) древняя резная статуя Паллады, защитницы города, хранившаяся в троянской крепости как залог общественного благополучия. Эта статуя имела 3 аршина вышины, ноги были у нее тесно сомкнуты; в правой руке Паллада держала поднятое копье, в левой веретено и прялку или щит (символы военной обороны и мирной деятельности, споспешествующей благосостоянию). Эту статую Зевс сбросил с неба Илиосу, основателю города, как верный залог благополучия; сама Афина вырезала эту статую в память о возлюбленной дочери Тритона, Палладе, которую она по неосторожности убила. По другим сказаниям, эта статуя подарена по обету Электрой или дана Дардану Зевсом. Т. к. нельзя было взять Трою, пока там находилась П., то Одиссей и Диомед похитили ее из Трои. Диомед принес ее в Аргос. По аттическим сказаниям, афинский царь Демофонт отнял П. у Диомеда, когда последний пристал к берегам Аттики. По другому сказанию, в Трое было две П., принесенные Хризой в приданое Дардану; одну из них похитил Одиссей, а другую увез с собой Эней в Италию, где она была или в Риме, или в Лавинии, или в Луцерии и др.; ср. Ov. fast. 6, 421 слл. И другие города имели такие П.; на древних произведениях искусства часто встречается статуя в стоячем положении, с поднятым щитом или копьем.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ПАЛЛАД
ок. 360 – между 430 и 440 гг.) – уроженец Александрии, школьный учитель и поэт, называвший себя «эллином», то есть приверженцем греческой культуры. Сохранилось ок. 150 разнообразных по тематике и характеру эпиграмм Паллада. В одних он жалуется на своих учеников, не заплативших гонорара, на собственную бедность и участь школьного учителя, решившего «переменить ремесло»; на злую жену и на ненадежных женщин, которых он сравнивает с огнем, «дающим всегда новые вспышки»; оплакивает гибель эллинских богов, поверженного «медного Зевсова сына» – Геракла, «которому прежде молились», и былое величие Эллады. В «увещательных» эпиграммах Паллад призывает спокойно относиться к тому, что даровано людям Судьбой (Тихэ), «случаем» – «кормчим» и воспринимать смерть как «освобожденье от мук». Однако отношение поэта к судьбе и к смерти неоднозначно. В ряде эпитафий Тихэ предстает как несправедливое божество, более склонное к злым, чем к добрым, и все люди предназначены ею «для смерти, словно стадо свиней для убоя». В эпиграммах сатирического характера Паллад выступает против правителей Египта, высмеивает монашество, невежественных астрономов, грамматиков, врачей. Ряд эпиграмм, пронизанных сарказмом, был направлен против конкретных исторических лиц: Гессия, добивавшегося звания консула и казненного за ворожбу, корыстолюбивого префекта Дамоника, советника Фемистия. Но чаще поэт не называл по имени тех, кого он обличал, чтобы, по его словам, не возбуждать «злобу к себе многих глупцов». Творчество Паллада способствовало дальнейшему расцвету византийской эпиграммы.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Палладий (в миру Павел Иванович Раев)

Палладий (в миру Павел Иванович Раев) - митрополит Санкт-Петербургский и ладожский, родился в семье священника нижегородской епархии в 1827 году, окончив курс нижегородской духовной семинарии, поступил в Казанскую духовную академию, из которой выпущен магистром в 1852 году. Был сначала учителем логики и психологии в нижегородской духовной семинарии; овдовев в 1861 году, постригся в монахи, вскоре возведен в сан архимандрита, в 1863 году - инспектор Санкт-Петербургской духовной семинарии, в которой 1864 - 1866 гг. состоял ректором. Рукоположенный в 1866 году в сан епископа ладожского, П. в 1869 году епископ вологодский, затем тамбовский (1873 - 76) и рязанский (1876 - 82). Основал общества миссионерское противораскольничье Богородично-Казанское в Тамбове и св. Василия Рязанского в Рязани; в Вологде ввел выборное начало в сфере благочинных, учредил здесь и в Рязани эмеритальную кассу для духовенства, заботился об образовании детей духовенства, сирот и прочих. Был затем архиепископом казанским, с 1887 года - экзарх Грузии, с 1892 года - митрополит санкт-петербургский и ладожский и первенствующий член Святейшего Синода. В Грузии П. заботился о реставрации памятников церковной старины, привел в образцовый порядок грузинскую духовную семинарию, основал ""Грузинский Вестник"" - местный церковный орган и пр. Собрание проповедей П. издано в 1884 году (Санкт-Петербург). Умер в 1898 г. Некрологи П. см. в ""Церковном Вестнике"" и ""Церковных Ведомостях"" за 1898 г.; прот. Е.П. Аквилонов ""Над гробом в Бозе почившего владыки-митрополита спб. Палладия"" (СПб., 1899).

Источник: Биографический словарь. 2008

Палладий
    I.

   • Pallad?um,

         ?????????,

       1. см. ??????, Эфеты;

       2. древняя резная статуя Паллады, защитницы города, хранившаяся в троянской крепости как залог общественного благополучия. Эта статуя имела 3 аршина вышины, ноги были у нее тесно сомкнуты; в правой руке Паллада держала поднятое копье, в левой веретено и прялку или щит (символы военной обороны и мирной деятельности, споспешествующей благосостоянию). Эту статую Зевс сбросил с неба Илиосу, основателю города, как верный залог благополучия; сама Афина вырезала эту статую в память о возлюбленной дочери Тритона, Палладе, которую она по неосторожности убила. По другим сказаниям, эта статуя подарена по обету Электрой или дана Дардану Зевсом. Т. к. нельзя было взять Трою, пока там находилась П., то Одиссей и Диомед похитили ее из Трои. Диомед принес ее в Аргос. По аттическим сказаниям, афинский царь Демофонт отнял П. у Диомеда, когда последний пристал к берегам Аттики. По другому сказанию, в Трое было две П., принесенные Хризой в приданое Дардану; одну из них похитил Одиссей, а другую увез с собой Эней в Италию, где она была или в Риме, или в Лавинии, или в Луцерии и др.; ср. Ov. fast. 6, 421 слл. И другие города имели такие П.; на древних произведениях искусства часто встречается статуя в стоячем положении, с поднятым щитом или копьем.

    II.

   • Pallad?us,

         Rutilius Taurus Aemilianus, римский писатель, живший, вероятно, около половины 4 в. от Р. X.; от него осталось обширное сочинение о земледелии, в 14 книгах, которым в средние века часто пользовались. Предпослав в первой книге общие правила, касающиеся хозяйства, в 12 следующих он описывает земледельческие работы, распределяя их по месяцам, а 14-я состоит из 85 элегических двустиший о прививании деревьев; более всего он распространяется о разведении деревьев и садов. Язык и слог его крайне грубы; но сочинение это важно потому, что П. при составлении его пользовался римскими и греческими писателями, писавшими о том же предмете, и делал из них по большей части извлечения. Издание в Scriptores rei rusticae Gessner´a и Schneider´а. Изд. 1-й книги I. С. Schmitt´a (1876).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ПАЛЛАДИО
palladio) Андреа (настоящее имя Андреа ди Пьетро) [1508, Падуя (?) – 1580, Виченца], итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. Родился в семье каменщика. В юные годы занимался резьбой по камню. Архитектурное образование получил под руководством гуманиста Дж. Дж. Триссино. Творчество Палладио и впоследствии было тесно связано с идеями, обсуждавшимися в кружках современных ему итальянских гуманистов.
Палладио проявил себя прежде всего как строитель загородных вилл. Зодчий стремился к гармоничному слиянию архитектурных форм и их природного окружения, воплощая ренессансную мечту об идиллической, размеренной и спокойной сельской жизни в естественном природном окружении, заимствованную из античности. Античность стала лейтмотивом творчества Палладио. На основе тщательного изучения памятников древнеримской эпохи в Италии, Франции, Хорватии он создал свой неповторимый стиль.
Широко используя в своих постройках античный ордер (см. ст. Ордер архитектурный), Палладио творчески претворял его формы. Он охотно использовал большой ордер (колонны на высоту двух и более этажей). Организация плоскости стены и архитектурные детали отличаются у него особенной пластической выразительностью. Значительное влияние на мастера оказали, наряду с античными, архитектурные традиции Венеции. В этом городе и его окрестностях Палладио строил городские дворцы и загородные виллы для местной знати, а также церкви. Среди прославленных сооружений Палладио – вилла «Ротонда» близ Виченцы (1551–67, окончена в 1580–91 гг. архитектором В. Скамоцци), вилла Барбаро-Вольпи в Мазере, близ Тревизо (1560–70), венецианская церковь Сан-Джорджо Маджоре (1565–80), театр Олимпико в Виченце (1580–85, окончен архитектором В. Скамоцци). Вилла «Ротонда» красиво возвышается на холме. Квадратное в плане здание простых и ясных очертаний представляет собой цельный и самодостаточный объем. Все четыре фасада украшены портиками с широкими лестницами, таким образом здесь царит полная симметрия. Центр постройки – круглый в плане зал. Перекрывающий его купол увенчивает здание, придавая композиции завершенность. Нарядная церковь Сан-Джорджо Маджоре с ее высокой колокольней гармонично вписалась в городской ансамбль центральной части Венеции, придала ему завершенность и стала одним из самых выразительных его памятников.
Палладио – мастер архитектурного ансамбля. Его сооружения отличают разнообразные пространственно-планировочные решения, прекрасные гармоничные пропорции. В виллах главное здание и служебные постройки часто соединяются галереями, образуя подобие парадного двора. Гладкие стены сочетаются с выразительными пилястрами и портиками, увенчанными треугольными фронтонами, то прижатыми к стене, то выступающими вперед. В оформлении зданий с Палладио сотрудничали многие известные скульпторы и художники, например П. Веронезе (росписи виллы братьев Барбаро в Мазере, в дальнейшем принадлежащей семье Вольпи).
Палладио – автор знаменитого трактата «Четыре книги об архитектуре» (1570), а также книг «Римские древности» (1554) и «Комментарии к Юлию Цезарю» (1575). В эпоху классицизма наследие Палладио обрело такую популярность, что в архитектуре возникло целое направление – палладианство. Поклонниками итальянского архитектора были мастера из самых разных европейских стран, в том числе из России (Ч. Камерон, Дж. Кваренги, Н. А. Львов).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 12

Похожие термины:

  • АФИНА ПАЛЛАДА

    Pallas Atnnn) - в мифологии и религии др. греков богиня войны и победы, а также богиня мудрости, знаний, искусств и ремесел, дочь Зевса. Считалась покровительницей г. Афин. В Риме отождествлялась с Минервой
  • Афина (Афина Паллада)

    в греческой мифологии дева, вечно девственная богиня, дочь Зевса. Согласно мифу, Гефест расколол голову Зевса ударом молота, и на свет появилась Афина в полном снаряжении (в шлеме, с копьем, щитом и
  • Курчинский, Вас. Паллад

    проф. физиологии Юрьев. ун., р. 23 мар. 1855 в с. Уяринцах, Подол. г., с. свящ. {Венгеров}
  • ПАЛЛАДИАНСТВО

    направление в европейской архитектуре XVII—XVIII вв., ветвь классицизма. В Англии, Германии, России (Ч. Камерон, Д. Кваренги, Н. Львов) следовало созданным А. Палладио (1508— 1580) типам городского дворца, вил
  • Родчев, Гавриил Палладиевич

    (Рочер), скульптор, воспитанник Имп. А. Худ., старш. брат В. П. Родчева (см.); род. 15 авг. 1767 г., † 180? г. {Половцов}
  • Курчинский Василий Палладиевич

    Курчинский, Василий Палладиевич - физиолог. Родился в 1855 г. Окончил курс в Петербургском университете, затем в медико-хирургической академии; был ассистентом профессора Э. Эйхвальда по клинике вну
  • Палладий, 1770 г

    наместн. Свенского Успенского мон., орловской епарх., † 7 июня 1787 г. {Половцов}
  • Палладий, 1774—1778 г

    архим. Троицко-Сергиевой пустыни, с.-петербургск.епарх. {Половцов}
  • Палладий, 1794 г

    игумен Никитского мон. под Переяславлем-Залесским, владимирской епарх. {Половцов}
  • Парманин Михаил Палладиевич

    Курский педагог, историк-краевед. Уроженец Корочанского уезда, сын тамошнего купца 2 гильдии. Окончил корочанскую гимназию, а затем историческое отделение историко-филологического факультета Ха
  • Родчев, Василий Палладиевич

    (Рочер), историческ. живописец, воспитанник, пенсионер и адъюнкт-проф. И. А. Худ.; род. в СПб. 1768 г., † 1803 г. 7 окт. {Половцов}
  • Палладий 1-й Юрьев

    (в миру Павел) — епископ Рязанский. Род. 1721 в с. Дуделеве Горбатовского у. Нижегород. губ.; ум. 2 декабря 1789 в Нижегородском Печерском мон., где жил на покое (с 20 марта 1778). По окончании курса в Нижегородс
  • Палладий, 1823 г

    архим. Борисоглебского мон., ярославской епархии. {Половцов}
  • Палладий, 1832—1836 г

    архим. Успенского мон. в г. Уфе, оренбургской епарх. {Половцов}
  • Палладий, 1818—19 г

    строитель Петровского ярославского мон. {Половцов}
  • Палладий, 1811—23

    архим. Алексеевского мон., ярославской епархии. {Половцов}
  • Палладий, 1829—30 г

    архим. Знаменского мон. в г. Тобольске. {Половцов}
  • Палладий, 1777—80 г

    игумен симбирского Покровского мон. {Половцов}
  • Палладий, 1777—83 г

    архим. Борисоглебского мон., тверской епархии. {Половцов}
  • Богданов, Палладий Андреевич

    род. 27 ноября (9 дек.) 1881 в Петербурге, ум. 31 марта 1971 в Ленинграде. Хор. дирижер, композитор и педагог. Нар. артист РСФСР (1954). В 1892—1903 певчий и учащийся Придворной певческой капеллы. В 1903 окончил кл. кап