, Якопо (Palma Vecchio, Jacopo), наст. имя Якопо Негретти (Нигретти) Ок. 1480, Серинальта — 1528, Венеция. Итальянский живописец, мастер венецианской школы. Работал в Венеции. Уроженец округа города Бергамо — самой западной части венецианских владений в Северной Италии, — Пальма Веккио сформировался как живописец в Венеции; в 1510—1520-х был самой заметной фигурой венецианской школы после Тициана. Ранние работы Пальмы Веккио (Мадонна, ок. 1506, Берлин, Гос. музеи; Мадонна со святыми, ок. 1508—1510, Рим, галерея Боргезе) выдают влияние Джованни Беллини. Но с нач. 1510-х художник органично осваивает мотивы и живописные приемы Джорджоне и раннего Тициана. Одной из его излюбленных тем становятся Св. собеседования и Св. Семейства, решенные как идиллические сцены на фоне спокойных сельских ландшафтов, несколько тяжеловесные по рисунку и ритму, но написанные со свойственной венецианской школе 1510—1520-х глубиной и насыщенностью цвета, богатством тональных переходов (Св. Семейство, ок. 1516—1517, Флоренция, галерея Уффици; Св. собеседование, ок. 1517, Вена, Музей истории искусства; Св. Семейство со св. Екатериной, 1520-е, Дрезден, Картинная галерея; Св. собеседование, ок. 1527—1528, Венеция, галереи Академии, закончена Тицианом). Как сельская, крестьянская идиллия трактована у Пальмы Веккио библейская сцена в монументальном полотне Встреча Якова и Рахили (1520-е, Дрезден, Картинная галерея). Одной из лучших работ Пальмы Веккио является величественная св. Варвара из Полиптиха Св. Варвары (ок. 1522—1523, Венеция, церковь Санта Мария Формоза), написанная в полнозвучной и праздничной цветовой гамме, основанной на теплых вишнево- и розово-красных тонах, объединенных мягким золотистым светом. Пальма Веккио работал также в портретном жанре. Его женские портреты (т. н. Виоланта, ок. 1518, Вена, Музей истории искусства; Женский портрет, ок. 1518, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), решенные в нарядной, звучной цветовой гамме, воплощают характерный венецианский тип чувственной полнокровной красоты. Написанные в темной, благородной цветовой гамме мужские портреты (Юноша, ок. 1512—1515, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Франческо Кверини, 1528, Венеция, галерея Кверини-Стампалья) выдают влияние Джорджоне. Вазари приписывает Пальме Веккио ныне полуразрушенное полотно Буря (Венеция, галереи Академии), являющееся первым в истории итальянской живописи изображением разбушевавшейся морской стихии.
Лит.: Gombosi G. Palma Vecchio. Milano, 1968.
И. Смирнова