путешествия верующих к святым местам. В средние века п. совершались обычно из желания приобщиться к святости места поклонения, по обету и нередко — для искупления грехов. Чаще всего паломники посещали находившиеся неподалеку могилы святых, церкви, монастыри со святыми реликвиями или с чудотворными иконами, но многие отправлялись в дальний путь — в Иерусалим, Рим, Сантьяго-де-Компостеллу (Испания), Монте Гаргано (юг Италии) и в др. места. Наиболее действенным считалось паломничество в Палестину (в Иерусалим), к Гробу Господню. Путь туда, полный опасностей, воспринимался как подражание Иисусу Христу. Иерусалим в представлении средневековых христиан прочно ассоциировался с небесным градом Иерусалимом, который снизойдет с неба после конца света и страшного суда. П., представлявшие в средние века серьезную опасность для людей, их совершавших, не рекомендовались женщинам и монахам. Первым — из-за того, что во время п. они могли нарушить или утратить свою чистоту, вторые же должны были достигать особой святости путем подвижнической жизни в своих монастырях. П. в Палестину сыграли немалую роль в подготовке крестовых походов.
Лит.: Bredero А.Н. Christendom and Christianity in the Middle Ages. Grand Rapids, 1994.
0.00 байт
Общее и особенное в практиках паломничества (зийарат) в Турции и Центральной Азии
В представленной статье описываются общие и особенные черты исламской традиции паломничества (зийарат) в Центральной Азии и Турции, а также роль и значение этих практик в повседневной религиозной жизни населения указанных регионов