Память и Похвала князю Владимиру

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ПАМЯТЬ И ПОХВАЛА КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ
произведение древнерусской литературы (полное заглавие памятника: “Память и похвала князю русскому Володимеру, како крестися Володимер, и дети своя крести, и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера. Списано бысть Иаковом мнихом”). Древнейшая редакция П. не сохранилась. Существующий текст, по мнению исследователей, представляет собой компиляцию из собственно П. и так называемого “Древнего жития Владимира” с летописными заметками. Иногда перед ним вставляется самостоятельный памятник — Похвала Ольге. Восстановить историю создания П. сложно, так как все списки поздние (XV—XVII вв.), а сама П., как и “Древнее житие”, по мнению ученых, относятся к XI в. Наиболее полное исследование было проведено А. А. Шахматовым (Корректура книги “Жития князя Владимира”. Отд. II главы III “Древнее житие Владимира” и IV “Память и похвала князю Владимиру” // Архив РАН.—Ф. 154.— On. 1.—№ 112), но не было завершено. Собственно П. была написана Иаковом Мнихом самое позднее в кон. XI в. Для стиля Иакова характерны сложные синтаксические периоды, ритмическая организация текста. Он широко использует ассонансы, текст строится не только на созвучиях и рифмовке окончаний, но и на созвучии сходных приставок (пра-, при-, пре-, про-) и корней в словах, относящихся к разным частям речи (глагол, существительное, прилагательное, наречие). По жанру произведение Иакова — панегирик. Часть П. от слов “Блаженыи же князь Володимеръ крестися сам, и чада своя, и всю землю Рускую крести”, которая иногда переписывалась отдельно, А. И. Соболевский предложил назвать “Древним житием”. Но в первых фрагментах этой части присутствуют все характерные литературные приемы Иакова, по смыслу они тесно связаны с предыдущими, несомненно, принадлежащими Иакову. На это указывал и Шахматов в “Разысканиях”, позднее он вернулся к точке зрения Соболевского. Выделение житийной части в П. в известной мере условно и опирается только на случай отдельного существования “Древнего жития”. Но так как текст практически не отличается от того, что находится в составе П., то скорее можно говорить о выборке из П. В этой части излагаются основные события княжения Владимира, но не в правильном хронологическом порядке, а по произвольно расположенным периодам. Сначала говорится о военных походах Владимира после крещения, потом рассказывается о взятии Корсуни уже крещенным Владимиром. Далее следует подробный рассказ о смерти князя, расчет лет его жизни после крещения и краткая хронология основных событий его жизни после крещения. После этого автор возвращается к описанию событий до крещения тоже в рамках краткой хронологии. На этот раз отправными точками являются смерть отца Владимира — Святослава и единственная календарная дата — вокняжение Владимира в Киеве 11 июня 978 г. Границы текстов, принадлежащих, несомненно, Иакову и возможному второму автору, не выявлены. Высказывались различные точки зрения на то, когда могла быть создана компиляция (от XI до XV в.). Очевидно, еще до XV в. в П. была вставлена “Похвала Ольге”. Житийная часть П. является важным источником по истории Древней Руси, так как ее составитель пользовался не Повестью временных лет, а предшествующими ей сводами (по предположению Шахматова — Древнейшим сводом 1039 г.), ранними заметками житийного характера о Владимире, а возможно, и устными преданиями. В изложении истории княжения Владимира П. сильно расходится с версией, принятой в Повести временных лет. Так, по П. Владимир пришел к власти в 978 г., а не в 980 г., крестился в Киеве в 987 г., а не в 988 г. в Корсуне. Эта версия упомянута в летописании как неверная, но в настоящее время большинство исследователей считают правильной именно ее. Вопрос о личности Иакова спорен. Макарий считал его тем монахом Киево-Печерского монастыря, которого Феодосий в 1073 г. хотел видеть своим преемником. Ему же он атрибутировал “Сказание о Борисе и Глебе”, но такому предположению противоречат наблюдения над стилем обоих произведений (см.: Творогов О. В. Иакову/Словарь книжников.—Вып.1.—С.191— 192). Изд.: Серебрянский. Княжеские жития.—С.32—36, 43—51; Приложение. Тексты.— С. 12—13; Бугославский С. А. К литературной истории “Памяти и похвалы” князю Владимиру // ИОРЯС.— 1925.— Т.29.— С.105—159; Зимин А. А. Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку // Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР.— 1963.—№ 37.—С. 66—75; Память и похвала князю Владимиру // Златоструй: Древняя Русь X—XIII веков.— М., 1990.— С. 128—135. Лит.: М а к а р и и. История русской церкви.— СПб., 1868.—Т. 1.—С. 255—263; Ш а х м а т о в А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах.—СПб., 1908.—С.13—28, 131— 161; Фет Е. А. Память и Похвала князю Владимиру // Словарь книжников.— Вып.1.— С.288— 290.

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Память и Похвала князю Владимиру
Память и Похвала князю Владимиру – похвальное слово князю Владимиру Святославичу (ум. 1015 г.). Оно дошло до нас в переделанном виде и сравнительно поздних списках. Старший список его находился в Мусин-Пушкинском сборнике 1414 г. (сгорел в 1812 г.), остальные тринадцать датируются концом XV–XVII вв. Полное заглавие памятника, одинаковое во всех списках: «Память и похвала князю русскому Володимиру, како крестися Володимир и дети своя крести и всю землю Рускую от конца и до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимира. Списано Иаковом мнихом» (нач.: «Паул святыи апостол, церковный учитель и светило всего мира, посылая к Тимофею писание, глаголаше...»).
Текст П. состоит из трех частей: 1) Похвала Владимиру; 2) Похвальное слово Ольге, с собственным заглавием: «Похвала княгине Олги, како крестися и добре поживе по заповеди господни»; 3) Житие Владимира (нач.: «Блаженный же князь Володимир внук Олжин крестився сам...»). Известна редакция П., в которой отсутствует средняя часть. В некоторых случаях переписывалась одна 3-я часть. Оба эти вида восходят к полному тексту.
Хронология и взаимные отношения частей П. не выяснены окончательно. Первые исследователи памятника (митр. Макарий, И. И. Срезневский, Е. Е. Голубинский) относили его к XI в. и видели в нем древнейшее церковное сказание о Владимире. Затем были высказаны предположения о разновременности составных частей памятника. По гипотезе А. И. Соболевского, основой П. и наиболее ранней его частью является «древнее житие» (3-я часть), написанное в кон. XII – нач. XIII в. По гипотезе А. А. Шахматова, вначале существовал древний текст о князе Владимире, в котором слились два несохранившихся жития Владимира XI в.; этот текст был разорван вставкой Похвального слова Ольге. Последняя по времени точка зрения (С. А. Бугославского) сводится к тому, что все части П. имеют независимое происхождение и собраны вместе лишь в середине XIII в.
По наиболее вероятному предположению И. И. Серебрянского, первоначальную основу П. составляет историческое похвальное слово князю Владимиру, написанное во 2-й пол. XI в. неким монахом Иаковом. Это произведение по форме было сочетанием похвального слова и жития (ныне 1-я и 3-я части П.). Похвала Ольге вставлена позднее. Владимир в течение долгого времени не признавался святым: его официальной канонизации противилась греческая константинопольская патриархия. Однако почитание его существовало уже в XI в.
Труд Иакова представляет именно эту национальную тенденцию. Вслед за митрополитом Иларионом Иаков прославляет Владимира как крестителя Руси и «апостола в князех». Заслуги Владимира (крещение Руси и милостыня) искупают в его глазах злодеяния князя-язычника. Житие завершается перечнем походов и побед Владимира, умирающего в благочестии. 1-я часть П. составлена под влиянием «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. В житийной части Иаков воспользовался летописным рассказом о Владимире (возможно, из древнейшего свода 1039 г.), дополнив его протокольными заметками из какого-то особого списка летописи (см. работы А. А. Шахматова, М. Н. Тихомирова, А. Н. Насонова).
Значительный интерес представляет отношение Иакова к Корсунской легенде. Версия о крещении Владимира в Корсуне была создана греческим клиром Десятинной церкви и официально принята в кон. XI – нач. XII в. Иаков не руководствуется этой легендой, однако знает ее и даже полемизирует с ней: по Иакову, Владимир берет Корсунь лишь на третий год по крещении. Тем самым время работы автора П. определяется приблизительно 3-й четвертью XI в. С этим согласно заявление самого Иакова: «Аз, худыи мних Иаков, слышав от многых о благовернем князи Володимери... и мало собрав от многая добродетели его написах...». Вопрос о личности автора П. спорен. Его отождествляли с упомянутым в Повести временных лет под 1074 г. Иаковом (см. Иаков, монах Киево-Печерского монастыря).
Переделка текста Иакова была произведена, по-видимому, в XIV в. в Северной Руси. Редактор изменил заглавие, внес в текст разъяснения и заголовки и в том месте, где у Иакова читалась краткая заметка об Ольге, поместил Похвальное слово Ольге. Это Похвальное слово в свою очередь не является оригинальным произведением: в нем соединены панегирик проложного типа и легендарный рассказ о гробнице Ольги в Десятинной церкви. П. вскоре была вытеснена составленными в соответствии с Корсунской легендой житиями. Поэтому этот древнейший памятник русской агиографии сохранился лишь в нескольких списках.
Изд.: Макарий. 1) Три памятника русской духовной литературы XI в. – Христ. чт., 1849, ч. 2, с. 302–336, 367–369; 2) История Русской церкви. Изд. 2-е. СПб., 1868, т. 1, с. 255–263; Голубинский. История церкви, т. 1, 1-я пол., с. 208–214; Соболевский А. И. Памятники древнерусской литературы, посвященные Владимиру Святому. – ЧИОНЛ, 1888, кн. 2, отд. 2, с. 7–12, 17–30 (отд. оттиск: Сб. в память 900-летия крещения Руси. Киев, 1888); Срезневский В. И. 1) Мусин-Пушкинский сборник 1414 г. в копии начала XIV в. – Зап. имп. АН, 1893, т. 72, Приложение, № 5, с. 17–31; 2) Память и похвала князю Владимиру и его житие по списку 1494 г. – Зап. имп. АН, 1897, сер. 8, т. 1, № 6, с. 2–8; Серебрянский. Княжеские жития, с. 32–36, 43–51; Тексты, с. 12–13; Бугославский С. А. К литературной истории «Памяти и похвалы» князю Владимиру. – ИОРЯС, 1925, т. 29, с. 105–159; Зимин А. А. Память и похвала Иакова Мниха и житие князя Владимира по древнейшему списку. – Кр. сообщ. Ин-та славяновед. АН СССР. 1963, № 37. Русско-польские революционные связи, с. 66–75.
Лит.: Срезневский И. И. Древние жизнеописания русских князей X–XI в. – Ист. чт. о яз. и словесн. в засед. II отд. им. Акад. наук. 1852 и 1853 гг. 1854, с. 80–84; Соболевский А. И. «Память и похвала» св. Владимиру и «Сказание» о св. Борисе и Глебе. – Христ. чт., 1890, ч. 1, с. 791–795; Никольский Н. К. 1) Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. – ПДПИ, СПб., 1902, № 147, с. 29–31; 2) Повременной список, с. 225–239; Шахматов А. А. 1) Корсунская легенда о крещении Владимира. – В кн.: Сб. ст. в честь В. И. Ламанского. СПб., 1906, с. 16–18; 2) Разыскания, с. 13–28; Приселков М. Д. 1) Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. СПб., 1913, с. 228; 2) Борьба двух мировоззрений. – В кн.: Россия и Запад. Пг., 1923, № 1, с. 38–56; Федотов Г. П. Канонизация святого Владимира. – В кн.: Владимирский сборник. Белград, 1939, с. 188–196; Тихомиров М. Н. Начало русской историографии. – ВИ, 1960, № 5, с. 53–54; Насонов А. Н. История русского летописания XI – нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969, с. 27–31.
Е. А. Фет

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987