ПАМЯТЬ КУЛЬТУРНАЯ

Найдено 1 определение
ПАМЯТЬ КУЛЬТУРНАЯ
концепт был разработан гейдельбергским египтологом, историком культуры и одним из ведущих теоретиков memory studies Яном Ассманом и представлен в опубликованной в 1992 году одноименной монографии автора.
В основе подходов автора лежат идеи основоположников исследования коллективной / социальной памяти М. Хальбвакса и А. Варбурга, концепция культуры как памяти московско-тартуской семиотической школы Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского, а также концепция «сакрального» Э. Дюркгейма и понятие «жизненного мира» феноменологической социологии. Культурная память, по Ассману, представляет собой специфическую для каждой культуры форму передачи и осовременивания культурных смыслов. Это - обобщающее понятие для всякого знания, которое управляет поступками и переживаниями в специфических рамках взаимодействия внутри определённого общества и подлежит повторяющемуся из поколения в поколение наставлению и заучиванию. Смысл понятия «культурная память» определяется автором через противопоставление её коммуникативной памяти. Коммуникативная память функционирует в горизонте «жизненного мира», который может быть охвачен собственным опытом индивида и услышанными им рассказами. Временной диапазон коммуникативной памяти, таким образом, около 80 лет. В отличие от неё, К. п. относится ко времени «истоков», к «далёким временам», о которых никто из ныне живущих не может иметь личных воспоминаний. К. п. включает в себя «обосновывающие воспоминания», утверждающие законность и оправданность существующего порядка вещей. Коммуникативная память опирается на непосредственное социальное взаимодействие, в то время как К. п. предполагает устойчивые объективации. К. п., в отличие от памяти коммуникативной, специально учреждается, искусственно формируется. Для её создания, хранения, трансляции в обществе создаются специальные институты. К. п. имеет сакральную окраску, ей присуща приподнятость над уровнем повседневности (сферы коммуникативной памяти). Воскрешение культурных воспоминаний осуществляется в ритуализированной форме праздника.
Поэтому культурная память может быть определена как орган ритуально оформленного неповседневного воспоминания. Причастность к коммуникативной памяти разлита по всему социальному целому. Знание, составляющее её содержание, приобретается неспециализированно, в ходе повседневного общения. Существование особых специалистов по коммуника тивной памяти в обществе не предполагается. Напротив, К. п. требует существования профессиональных носителей (шаманов, жрецов, бардов, учёных, поэтов, писателей, художников и т. п.). Приобщение к культурной памяти специально организуется и контролируется этими специалистами. Усвоение культурной памяти требует желания и усилий со стороны обучающегося, поэтому овладение ею всегда социально дифференцировано. Одни члены социальной общности или же социальные группы причастны к ней в большей степени, чем другие. Эти два типа памяти, коммуникативная и культурная, в разных культурах более или менее резко отделены друг от друга. Содержание культурной памяти может по-разному структурироваться в зависимости от интересов и видения мира той или иной социальной общности, в рамках которой создаётся этот «мемориальный нарратив». Культурная память может быть «горячей» и «холодной». «Горячая» культурная память ориентирована на динамику, развитие. Она концентрируется на уникальном, неповторимом в истории, переломных моментах взлёта, упадка, становления. «Холодная» опция культурной памяти, напротив, призвана сопротивляться изменениям, и поэтому обращается ко всему регулярно повторяющемуся, неизменному, создавая образ прошлого как «вечного настоящего». Стимулировать «горячую» опцию более склонны «парии», низшие, угнетённые слои общества, заинтересованные в переменах. Господствующие классы, напротив, стремятся «охладить» память для увековечивания своего положения. «Горячая» память имеет для культуры значение ориентирующей силы. Эта сила названа Я. Ассманом «мифомоторикой», а сама «горячая» культурная память - «мифом», т. е. закреплённым и интериоризированным до состояния «обосновывающей истории» прошлым вне зависимости от подлинности или же фиктивности этого образа. Память-миф - это обращение к прошлому, целью которого является понимание настоящего и поиск ориентиров дальнейшего развития. В этом качестве она может выполнять две функции - «обосновывающую» и «контрапрезентную» (контрафактическую).
В своей обосновывающей функции миф показывает прошлое как осмысленное и подтверждающее необходимость настоящего порядка вещей. Контрапрезентная функция связана с ощущением несовершенства настоящего и обращением к прошлому как к «золотому веку», «героической эпохе». Здесь настоящее критикуется с точки зрения «прекрасного прошлого», сравнение с которым раскрывает всё несовершенство текущего положения дел. В определённых условиях обосновывающий миф может превратиться в контрапрезентный, а в экстремальных ситуациях (угнетения, обнищания, иноземного владычества) контрапрезентный миф становится революционным. Тогда образ прошлого превращается в социально-политическую утопию и может стать целью движений мессианского, хилиастического типа. Разработанная Я. Ассманом концепция позволила обозначить новую область историко-культурологических исследований - изучение «культур воспоминания» различных обществ и их сравнительный анализ. Ещё одним аспектом исторического изучения культурной памяти является анализ функционирования «образов-воспоминаний» в последующих культурах, выявление тех культурных смыслов, которые были ими порождены в иных контекстах.
В итоге, Я. Ассман выдвинул проект «истории памяти» - дисциплины, изучающей динамику воспоминаний, культурную память вообще. С точки зрения «истории памяти», прошлое никогда и нигде не передаётся просто от поколения к поколению, а всегда вновь и вновь пересоздаётся, реконструируется, исходя из потребностей современности. «История памяти» призвана изучать то прошлое, которое осталось в памяти социальной группы, процессы его моделирования, переоткрытия в настоящем в зависимости от актуальной ситуации. «История памяти» задаётся вопросом не об истинности или ложности тех или иных воспоминаний о прошлом, бытующих в коллективе, а о причинах создания, поддержания или изменения определённого образа исторического события, эпохи, лица. Эта дисциплина стремится обнаружить те обстоятельства, которые сделали определённый образ прошлого востребованным для текущей жизни социальной общности, или же, напротив, привели к утрате его актуальности, т. е. - к забвению.
Лит.: Ассман, Ян. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004; Эксле О. Г. Культурная память под воздействием историзма // Одиссей. Человек в истории. 2001. С. 176-198; Assmann J. What is «Cultural Memory»// Assmann J. Religion and Cultural Memory. Ten Studies. Stanford. Stanford University Press, 2006. P. 1-30; Cultural memory studies: an international and interdisciplinary handbook. Berlin; N. Y.: Walter de Gruyter, 2008; Erll, Astrid. Kollektives Gedachtnis und Erinnerungskulturen. Weimar; Stuttgart. 2005. А. Г. ВАСИЛЬЕВ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
171.40 кб

Режим культурной памяти

Колодий Наталия Андреевна
В статье анализируется сложившаяся система философско-культурологических подходов к феномену культурной памяти, модусам ее существования в российском обществе, а также реконструируются возможные конфликты, связанные с культурной п
Читать PDF
6.42 мб

Функции культурной памяти

Шуб Мария Львовна
В последнее время все больше внимания в гуманитарной среде приковано к проблеме культурной памяти.
Читать PDF
584.40 кб

Пища в индивидуальной и культурной памяти

Мищенко Дарья Фёдоровна
Статья представляет собой размышление о взаимосвязи пищи и памяти, попытку проследить, каким образом индивидуальный пищевой опыт становится опытом культурным, и определить, что происходит при этом с воспоминанием о пище.
Читать PDF
190.65 кб

Морис Хальбвакс: культурные аспекты памяти

Романовская Евгения Васильевна
М.
Читать PDF
163.98 кб

Культурная память в городском пространстве

Белусяк Елена Сергеевна
В статье рассмотрено и проанализировано понятие культурной памяти и ее роль в такой сложной среде, как современное городское пространство.
Читать PDF
414.10 кб

Традиция и память как культурные универсалии

Клейтман Анастасия Юрьевна
Анализируются основные методологические подходы к проблеме соотношения традиции и памяти в качестве культурных универсалий, осмысляется их эвристическая ценность для изучения современной культуры.
Читать PDF
290.40 кб

Миграции как вызов культурной памяти россиян

Головашина О. В., Кунавин К. С.
Работа посвящена влиянию культурной памяти на восприятие миграционных потоков и отношения к мигрантам в современной России. Опираясь на идеи А. Ассман, Дж.
Читать PDF
350.35 кб

Культурная память versus историческая память

Рагозина Т.Э.
В статье предпринят сравнительный анализ содержания концептов «культурная память» и «историческая память». Культурная память рассматривается автором как объективный механизм воспроизводства социокультурного целого.
Читать PDF
16.42 мб

О «Травме» в культурной памяти: фигура свидетеля

Молчанова Оксана
Статья посвящена анализу роли свидетеля в легализации «архива» культурной памяти общества. Автор акцентирует внимание на отношении к тоталитарной власти свидетеля-соучастника и свидетеля-жертвы.
Читать PDF
324.93 кб

КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ КАК ХРАНИТЕЛЬ ПАМЯТИ ОЙКУМЕНЫ

Веденин Ю.А.
В статье обсуждается место и роль культурного ландшафта в сохранении исторической памяти ойкумены. Эта тема рассматривается на примере ценных культурных ландшафтов, отнесенных обществом к объектам наследия.
Читать PDF
154.26 кб

Символический код в культурной памяти П. Захарова

Арзамазов Алексей Андреевич
Рассматривается символический язык поэзии П.М. Захарова, исторически обусловленный художественным взаимодействием двух моделей мира: языческой и христианской.
Читать PDF
56.06 кб

Культурное наследие как фактор исторической памяти

Кошман Лидия Васильевна
В статье рассматривается проблема сохранения культурного наследия в ее историческом аспекте: прослеживается возникновение в России «охраны старины» и развитие этой практики в XIX начале XX в.
Читать PDF
660.41 кб

Максим Горький: культурный герой и память культуры

Ерохина Татьяна Иосифовна
В статье рассматриваются особенности мифологизации личности М.
Читать PDF
89.17 кб

Томские эпитафии как памятники культурного наследия

Монгуш Алена Андреевна
Рассматриваются эпитафии надгробные надписи, обращенные к покойному либо от него к живущим, объясняются причины появления таких надписей.
Читать PDF
228.87 кб

Культурные памятники Житомирщины в культуре Украины

Кулаковская Ирина Николаевна
В статье рассмотрены вопросы значения и роли культурных памятников Житомирщины в развитии украинской культуры.