ПАМЯТЬ КУЛЬТУРНАЯ

Найдено 1 определение
ПАМЯТЬ КУЛЬТУРНАЯ
концепт был разработан гейдельбергским египтологом, историком культуры и одним из ведущих теоретиков memory studies Яном Ассманом и представлен в опубликованной в 1992 году одноименной монографии автора.
В основе подходов автора лежат идеи основоположников исследования коллективной / социальной памяти М. Хальбвакса и А. Варбурга, концепция культуры как памяти московско-тартуской семиотической школы Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского, а также концепция «сакрального» Э. Дюркгейма и понятие «жизненного мира» феноменологической социологии. Культурная память, по Ассману, представляет собой специфическую для каждой культуры форму передачи и осовременивания культурных смыслов. Это - обобщающее понятие для всякого знания, которое управляет поступками и переживаниями в специфических рамках взаимодействия внутри определённого общества и подлежит повторяющемуся из поколения в поколение наставлению и заучиванию. Смысл понятия «культурная память» определяется автором через противопоставление её коммуникативной памяти. Коммуникативная память функционирует в горизонте «жизненного мира», который может быть охвачен собственным опытом индивида и услышанными им рассказами. Временной диапазон коммуникативной памяти, таким образом, около 80 лет. В отличие от неё, К. п. относится ко времени «истоков», к «далёким временам», о которых никто из ныне живущих не может иметь личных воспоминаний. К. п. включает в себя «обосновывающие воспоминания», утверждающие законность и оправданность существующего порядка вещей. Коммуникативная память опирается на непосредственное социальное взаимодействие, в то время как К. п. предполагает устойчивые объективации. К. п., в отличие от памяти коммуникативной, специально учреждается, искусственно формируется. Для её создания, хранения, трансляции в обществе создаются специальные институты. К. п. имеет сакральную окраску, ей присуща приподнятость над уровнем повседневности (сферы коммуникативной памяти). Воскрешение культурных воспоминаний осуществляется в ритуализированной форме праздника.
Поэтому культурная память может быть определена как орган ритуально оформленного неповседневного воспоминания. Причастность к коммуникативной памяти разлита по всему социальному целому. Знание, составляющее её содержание, приобретается неспециализированно, в ходе повседневного общения. Существование особых специалистов по коммуника тивной памяти в обществе не предполагается. Напротив, К. п. требует существования профессиональных носителей (шаманов, жрецов, бардов, учёных, поэтов, писателей, художников и т. п.). Приобщение к культурной памяти специально организуется и контролируется этими специалистами. Усвоение культурной памяти требует желания и усилий со стороны обучающегося, поэтому овладение ею всегда социально дифференцировано. Одни члены социальной общности или же социальные группы причастны к ней в большей степени, чем другие. Эти два типа памяти, коммуникативная и культурная, в разных культурах более или менее резко отделены друг от друга. Содержание культурной памяти может по-разному структурироваться в зависимости от интересов и видения мира той или иной социальной общности, в рамках которой создаётся этот «мемориальный нарратив». Культурная память может быть «горячей» и «холодной». «Горячая» культурная память ориентирована на динамику, развитие. Она концентрируется на уникальном, неповторимом в истории, переломных моментах взлёта, упадка, становления. «Холодная» опция культурной памяти, напротив, призвана сопротивляться изменениям, и поэтому обращается ко всему регулярно повторяющемуся, неизменному, создавая образ прошлого как «вечного настоящего». Стимулировать «горячую» опцию более склонны «парии», низшие, угнетённые слои общества, заинтересованные в переменах. Господствующие классы, напротив, стремятся «охладить» память для увековечивания своего положения. «Горячая» память имеет для культуры значение ориентирующей силы. Эта сила названа Я. Ассманом «мифомоторикой», а сама «горячая» культурная память - «мифом», т. е. закреплённым и интериоризированным до состояния «обосновывающей истории» прошлым вне зависимости от подлинности или же фиктивности этого образа. Память-миф - это обращение к прошлому, целью которого является понимание настоящего и поиск ориентиров дальнейшего развития. В этом качестве она может выполнять две функции - «обосновывающую» и «контрапрезентную» (контрафактическую).
В своей обосновывающей функции миф показывает прошлое как осмысленное и подтверждающее необходимость настоящего порядка вещей. Контрапрезентная функция связана с ощущением несовершенства настоящего и обращением к прошлому как к «золотому веку», «героической эпохе». Здесь настоящее критикуется с точки зрения «прекрасного прошлого», сравнение с которым раскрывает всё несовершенство текущего положения дел. В определённых условиях обосновывающий миф может превратиться в контрапрезентный, а в экстремальных ситуациях (угнетения, обнищания, иноземного владычества) контрапрезентный миф становится революционным. Тогда образ прошлого превращается в социально-политическую утопию и может стать целью движений мессианского, хилиастического типа. Разработанная Я. Ассманом концепция позволила обозначить новую область историко-культурологических исследований - изучение «культур воспоминания» различных обществ и их сравнительный анализ. Ещё одним аспектом исторического изучения культурной памяти является анализ функционирования «образов-воспоминаний» в последующих культурах, выявление тех культурных смыслов, которые были ими порождены в иных контекстах.
В итоге, Я. Ассман выдвинул проект «истории памяти» - дисциплины, изучающей динамику воспоминаний, культурную память вообще. С точки зрения «истории памяти», прошлое никогда и нигде не передаётся просто от поколения к поколению, а всегда вновь и вновь пересоздаётся, реконструируется, исходя из потребностей современности. «История памяти» призвана изучать то прошлое, которое осталось в памяти социальной группы, процессы его моделирования, переоткрытия в настоящем в зависимости от актуальной ситуации. «История памяти» задаётся вопросом не об истинности или ложности тех или иных воспоминаний о прошлом, бытующих в коллективе, а о причинах создания, поддержания или изменения определённого образа исторического события, эпохи, лица. Эта дисциплина стремится обнаружить те обстоятельства, которые сделали определённый образ прошлого востребованным для текущей жизни социальной общности, или же, напротив, привели к утрате его актуальности, т. е. - к забвению.
Лит.: Ассман, Ян. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004; Эксле О. Г. Культурная память под воздействием историзма // Одиссей. Человек в истории. 2001. С. 176-198; Assmann J. What is «Cultural Memory»// Assmann J. Religion and Cultural Memory. Ten Studies. Stanford. Stanford University Press, 2006. P. 1-30; Cultural memory studies: an international and interdisciplinary handbook. Berlin; N. Y.: Walter de Gruyter, 2008; Erll, Astrid. Kollektives Gedachtnis und Erinnerungskulturen. Weimar; Stuttgart. 2005. А. Г. ВАСИЛЬЕВ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.