Пан
ПАН
господин, знатный человек.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
ПАН
в греческой мифологии первоначально бог стад, покровитель пастухов, затем всей природы. Изображался в виде человека с козлиными рогами, копытами и бородой. Ему соответствует римский Фавн. Кроме того, название помещиков в ряде стран, например в Польше, на Украине. Форма обращения, равнозначная «господину».
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПАН
Pan) - в др.-греч. мифологии бог лесов, покровитель пастушества, охоты, рыболовства; позднее (ко 2 в. до н. э.) всеобъемлющее божество природы. Культ П., возникший в Аркадии, с 5 в. до н. э. распространился в др. обл. Греции. Изображался с рогами, козлиными копытами, бородой, хвостом. У римлян отождествлялся с Фавном.
ПАН
главный бог пастухов и стад, сын Гермеса, изобретатель свирели. Он считался также богом лесов и рощ, где часто устраивал веселье с нимфами. Иногда он внезапно появлялся перед людьми, наводя на них «панический» ужас. Пан находился также в свите Диониса; изображался с рогами, кривым носом и с козлиными ногами. Римляне отождествляли его с Фавном.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Пан
в мифах древних греков божество стад, лесов и полей. Пан - сын нимфы Дриопы и Гермеса. Дриопа ужаснулась, увидев младенца, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли его Паном (понравившийся всем). Вместе с сатирами и силенами Пан входит в свиту бога Диониса. Он козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью. Известен своим пристрастием к вину и веселью. Пан способен навести на людей беспричинный, так называемый панический страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. Был наиболее почитаемым в Аркадии, где родился. В мифах древних римлян Пану соответствуют Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов).
Источник: Исторический словарь
Пан
(греч.), бог — защитник пастухов и мелкого рогатого скота, лесной демон, сын Гермеса, происходящий из Аркадии, где было мн. мест его почитания (соответствует рим. Фавну); похотливое создание, получеловек с ногами козла, часто с козлиной бородой и рогами. П. изобрел пастушескую свирель и играл на ней (сиринга), преследовал нимф. Его опасались в тишине полуденного зноя или во время полуденного сна. П. возбуждал панич. ужас и панику, которые он, например, наслал на персов перед битвой при Марафоне в 490 до. н. э. П. выступает и во множеств, числе, так же как и его спутники. Из-за сходства с pan (греч. все) П. толковали и как «божество всего». В скульптуре (Бегас, Роден) и в живописи П. часто с сирингой. Он был излюбл. образом (живопись Пуссена, Фейербаха, Беклина); кантата И. С. Баха.
рис. Афродита (нимфа?), Пан, Эрот (ок. 100 до н.э.; Афины, Национальный музей).
рис. Афродита (нимфа?), Пан, Эрот (ок. 100 до н.э.; Афины, Национальный музей).
Источник: Словарь античности. 1989
Пан
в греческой мифологии божество стад, лесов, полей; сын нимфы Дриопы и Герлгеса. Имя «Пан» происходит от индоевропейского корня «pus» — «делать плодородным». Родился в Аркадии. Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросшего волосами, бородатого. Но Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил. Они нарекли младенца Паном, т. е. «понравившимся всем». Пан — козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью. Пан был известен своим пристрастием к вину, веселью. Пан был полон страстной влюбленности и преследовал нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед Паном превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель. Пан был ценителем и судьей пастушеских состязаний в игре на свирели. Первоначально Пан изображался в зверином обличье; только свирель держал в руке. Его основными атрибутами были свирель или двойная флейта, сосновый венок, иногда заячий посох. Вместе с сатирами и силенами Пан в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входил в свиту Диониса. Как божество стихийных сил природы Пан наводил на людей панический (т. е. беспричинный) страх, особенно во время летнего полдня, когда замирали леса и поля. Пан был также помощником в битвах, наводил страх на врагов; помог Зевсу в борьбе с титанами. Пан особенно почитался в Аркадии, где была священная гора Пана. Образ Пана запечатлен на полотнах Рафаэля, П. Рубенса, Н. Пуссена, П. Пикассо, М. Врубеля. Соответствует Фавну (покровителю стад) и Сильвану (демону лесов) в римской мифологии.
ПАН
в греч. миф. божество стад, лесов и полей. П. — сын нимфы Дриопы и Гермеса. Он родился в Аркадии; Дриопа ужаснулась, увидев сына, заросш. волосами и бородатого. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид развеселил, и они нарекли младенца П. (т.е. «понравивш. всем»). Вместе с сатирами и силенами П. в числе демонов стихийных плодоносных сил земли входит в свиту Диониса. Как истинный спутник Диониса, П. — миксантропичен: он козлоног, с козли-ными рожками, покрыт шерстью. Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он по-лон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед П. превратилась в тростник, из к-рого П. сделал свирель. Он ценитель и судья пастушеских состязаний в игре на свирели (таким он обычно изображ. в идиллиях Феокрита). П. даже вызвал на состязание Аполлона, но был им побежден, а у царя Мидаса — судьи этого состязания, не оценивш. Аполлона, выросли в наказание ослиные уши. П. как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричин., т.н. панич., страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. П. — помощник в битвах, он наводит страх на врагов. Он помог Зевсу в борьбе с титанами. П. особенно почитался в Аркадии, где была свящ. гора П. Известны также знаменитые святилища П. в пещере на склоне афинского акрополя и в Филе (Аттика), где он почитался вместе с нимфами. П. входит в число олимпийских богов, он упомин. вместе с Зевсом и Аполлоном. В антич. философии П. представлялся как божество, все объед. Раннее христианство причисляло П. к бесовск. миру, именуя его «бесом полуденным», соблазняющим и пугающим людей. В рим. миф. П. соотв. Фавн (покровитель стад) и Сильван (демон лесов). Первонач. П. изображался в зверином обличье, только свирель держал в руке; его гл. атрибуты: свирель или двойная флейта, сосновый венок и иногда т.н. заячий посох (багор для охоты на зайцев). До сер. 5 в. до н.э. в греч. вазописи встречаются изображ. бородатых П. с козьими мордами. С сер. 5 в. до н.э. П. изображают то в облике козлоногого молодого сатира, то в облике силена или обезьяноподобного уродца.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ПАН
• Pan,
???, сын Гермеса и дочери Дриопа (Hom. hymn. 19, 34), или Зевса и аркадской нимфы Каллисто, или Зевса (или Гермеса) и Пенелопы, аркадский бог лесов и рощ (его имя происходит, вероятно, от ??? — пасу). Он родился с рогами, козлиными ногами, бородой, кривым носом и волосами по всему телу и с хвостом, так что мать ужаснулась и бросила его, но Гермес снес его на Олимп, и все боги обрадовались такому необыкновенному богу, почему и назвали его П. (это ошибочное производство от ????, Hom. hymn. 19, 47). Бродя по горам и лесам, он пасет и благословляет стада (??????) и дичь; он гоняется за дичью (??????), дает счастье охотникам, покровительствует пчеловодам, рыболовам; он бродит с нимфами, пляшет с ними и играет им песни на свирели (??????), им же изобретенной. Но он любит и уединение, поэтому наводит на людей страх (панический) и ужас; своим странным голосом он одолевает неприятелей. Афиняне верили, что они с помощью П. победили врагов при Марафоне, и с тех пор почитали его в нарочно для этого построенной пещере у Акрополя; ежегодно устраивали в честь его торжественное шествие с факелами. Hdt. 6, 105. И около Марафона была ему посвящена пещера; а на Пситталее при Саламине стояли во многих местах статуи этого помощника в битве. Как другие боги лесов, он также имел дар прорицания, чему обучил он и Аполлона. Изобретение им свирели (??????) подало повод к сказанию, что он преследовал своей любовью нимфу Сирингу до самой реки Ладона в Аркадии, где она превратилась в тростник, из которого он вырезал себе флейту. Ov. met. 1, 691 слл. Он любил и Эхо, от которой родилась Иинкс (вертошейка-птица). Как любитель пения и танцев, он любил Хариту Пейто. Только в позднейшее время превратили аркадского бога пастухов, по непониманию слова ???, в символ Вселенной, а звук его свирели считали гармонией сфер. Находясь в свите Диониса, он отличался как веселый, шумливый прыгун и неотвязчивый ухаживатель за нимфами. Потом сочинили много Панов и даже Панисков (????????, младшие П.). Ему была посвящена сосна и каменный дуб; в жертву приносили ему коров, козлов, ягнят, молоко, мед и виноградное сусло. По разным местам почитания он носил разные имена; Lycaeus, Tegeaeus, Maenalius. Он имел много святилищ, особенно в Аркадии, потом в Трэзене, Сикионе, Оропе. Римляне отождествляли его со своими божествами Инуем и Фавном (Inuus и Faunus, Фавн).
???, сын Гермеса и дочери Дриопа (Hom. hymn. 19, 34), или Зевса и аркадской нимфы Каллисто, или Зевса (или Гермеса) и Пенелопы, аркадский бог лесов и рощ (его имя происходит, вероятно, от ??? — пасу). Он родился с рогами, козлиными ногами, бородой, кривым носом и волосами по всему телу и с хвостом, так что мать ужаснулась и бросила его, но Гермес снес его на Олимп, и все боги обрадовались такому необыкновенному богу, почему и назвали его П. (это ошибочное производство от ????, Hom. hymn. 19, 47). Бродя по горам и лесам, он пасет и благословляет стада (??????) и дичь; он гоняется за дичью (??????), дает счастье охотникам, покровительствует пчеловодам, рыболовам; он бродит с нимфами, пляшет с ними и играет им песни на свирели (??????), им же изобретенной. Но он любит и уединение, поэтому наводит на людей страх (панический) и ужас; своим странным голосом он одолевает неприятелей. Афиняне верили, что они с помощью П. победили врагов при Марафоне, и с тех пор почитали его в нарочно для этого построенной пещере у Акрополя; ежегодно устраивали в честь его торжественное шествие с факелами. Hdt. 6, 105. И около Марафона была ему посвящена пещера; а на Пситталее при Саламине стояли во многих местах статуи этого помощника в битве. Как другие боги лесов, он также имел дар прорицания, чему обучил он и Аполлона. Изобретение им свирели (??????) подало повод к сказанию, что он преследовал своей любовью нимфу Сирингу до самой реки Ладона в Аркадии, где она превратилась в тростник, из которого он вырезал себе флейту. Ov. met. 1, 691 слл. Он любил и Эхо, от которой родилась Иинкс (вертошейка-птица). Как любитель пения и танцев, он любил Хариту Пейто. Только в позднейшее время превратили аркадского бога пастухов, по непониманию слова ???, в символ Вселенной, а звук его свирели считали гармонией сфер. Находясь в свите Диониса, он отличался как веселый, шумливый прыгун и неотвязчивый ухаживатель за нимфами. Потом сочинили много Панов и даже Панисков (????????, младшие П.). Ему была посвящена сосна и каменный дуб; в жертву приносили ему коров, козлов, ягнят, молоко, мед и виноградное сусло. По разным местам почитания он носил разные имена; Lycaeus, Tegeaeus, Maenalius. Он имел много святилищ, особенно в Аркадии, потом в Трэзене, Сикионе, Оропе. Римляне отождествляли его со своими божествами Инуем и Фавном (Inuus и Faunus, Фавн).
Пан
греч. Pan)
в греческой мифологии бог лесов, покровитель пастухов и охотников, сын Гермеса (или Зевса и нимфы Каллисто). Образ П. - козлоногого юноши - был популярен в буколической поэзии греков и римлян.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Аркадский бог, сын Гермеса, покровитель пастухов. Пан упоминается уже в гомерических гимнах и у Пиндара. Изображали Пана, как правило, в виде человека с рогами, ушами и ногами козла. Пан считался похотливым богом, которого оба пола привлекали в одинаковой мере. Наверное, самая знаменитая из его любовных историй - с нимфой Сирингой, которая, чтобы уклониться от близости с Паном, превратилась в тростник; тогда Пан сделал из тростника свирель - сирингу, на которой до сих пор играют пастухи. Пан также сватался к Селене и подарил ей замечательное овечье руно. Иногда Пан гневался и становился опасен, особенно если его тревожили во время полуденного зноя, и тогда он обращал в бегство стада, насылал кошмары и вызывал у людей необъяснимый "панический" ужас. Пан помогал афинянам в войне с персами, и, согласно Геродоту, его видел на горном перевале бегун Фидиппид, спешивший попросить помощи у Спарты перед Марафонской битвой. После своей победы афиняне посвятили Пану пещеру на северном склоне Акрополя, сохранившуюся до наших дней.
Со времен античности Пан считается покровителем пасторальной поэзии и идеализированной Аркадии - именно в этой роли Пан выступает в "Гимне Пану" Шелли и в "Эндимионе" Китса. Забавным образом фигура Пана привлекала к себе и христианских писателей. Плутарх передает рассказ о том, что некие путешественники слышали на острове Паксос голос, обращающийся к сирийскому богу Таммузу и возвещающий о том, что "Великий Пан умер". Согласно Плутарху, это происходило во время царствования Тиберия, и христиане делали вывод, что слышанный путешественниками голос вещал о конце языческой эпохи и начале новой - христианской. Похоже, однако, что все это основывается на элементарной ошибке - путешественники просто не расслышали слово "панмегас" ("всемогущий") - эпитет, относящийся к богу Таммузу.
Некоторые философы-гуманисты связывали навлекаемый Паном "фурор" с мистическим состоянием, позволяющим постигать божественные истины, а Рабле отождествляет Пана с Добрым Пастырем, который есть "все, что есть" ("все" по-гречески "Пан"), таким образом примитивное полузооморфное-полуантропоморфное божество становится символом воплощения божественного Слова, "божеством всего". Художники Возрождения часто изображали Пана вместе с Венерой и Купидоном - возможно, потому, что читали "любовь побеждает все" как "любовь побеждает Пана". Наиболее известные картины, посвященные Пану, принадлежат кисти Пуссена, Йорданса, Врубеля.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии бог лесов, покровитель пастухов и охотников, сын Гермеса (или Зевса и нимфы Каллисто). Образ П. - козлоногого юноши - был популярен в буколической поэзии греков и римлян.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Аркадский бог, сын Гермеса, покровитель пастухов. Пан упоминается уже в гомерических гимнах и у Пиндара. Изображали Пана, как правило, в виде человека с рогами, ушами и ногами козла. Пан считался похотливым богом, которого оба пола привлекали в одинаковой мере. Наверное, самая знаменитая из его любовных историй - с нимфой Сирингой, которая, чтобы уклониться от близости с Паном, превратилась в тростник; тогда Пан сделал из тростника свирель - сирингу, на которой до сих пор играют пастухи. Пан также сватался к Селене и подарил ей замечательное овечье руно. Иногда Пан гневался и становился опасен, особенно если его тревожили во время полуденного зноя, и тогда он обращал в бегство стада, насылал кошмары и вызывал у людей необъяснимый "панический" ужас. Пан помогал афинянам в войне с персами, и, согласно Геродоту, его видел на горном перевале бегун Фидиппид, спешивший попросить помощи у Спарты перед Марафонской битвой. После своей победы афиняне посвятили Пану пещеру на северном склоне Акрополя, сохранившуюся до наших дней.
Со времен античности Пан считается покровителем пасторальной поэзии и идеализированной Аркадии - именно в этой роли Пан выступает в "Гимне Пану" Шелли и в "Эндимионе" Китса. Забавным образом фигура Пана привлекала к себе и христианских писателей. Плутарх передает рассказ о том, что некие путешественники слышали на острове Паксос голос, обращающийся к сирийскому богу Таммузу и возвещающий о том, что "Великий Пан умер". Согласно Плутарху, это происходило во время царствования Тиберия, и христиане делали вывод, что слышанный путешественниками голос вещал о конце языческой эпохи и начале новой - христианской. Похоже, однако, что все это основывается на элементарной ошибке - путешественники просто не расслышали слово "панмегас" ("всемогущий") - эпитет, относящийся к богу Таммузу.
Некоторые философы-гуманисты связывали навлекаемый Паном "фурор" с мистическим состоянием, позволяющим постигать божественные истины, а Рабле отождествляет Пана с Добрым Пастырем, который есть "все, что есть" ("все" по-гречески "Пан"), таким образом примитивное полузооморфное-полуантропоморфное божество становится символом воплощения божественного Слова, "божеством всего". Художники Возрождения часто изображали Пана вместе с Венерой и Купидоном - возможно, потому, что читали "любовь побеждает все" как "любовь побеждает Пана". Наиболее известные картины, посвященные Пану, принадлежат кисти Пуссена, Йорданса, Врубеля.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)