в древней Аттике празднества честь богини Афины. Великие П. — раз в 4 года, малые - ежегодно. В программу входили: главный обряд - шествие к акрополю, жертвоприношения и состязания — гимнастические, конные, поэтические и музыкальные.
Панафинеи
ПАНАФИНЕИ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Панафинеи
в Древней Греции праздник в честь богини Афины. Сначала местный афинский, позднее при Тесее (по преданию) становится общеаттическим. В программу Панафиней входили состязания певцов-рапсодов, музыкальные, гимнастические, конные состязания. Главный обряд - шествие к акрополю, жертвоприношение, надевание нового пеплоса (покрывала) на статую богини Афины - стал с 6 в. до н.э. совершаться раз в 4 года - Великие Панафинеи (в отличие от ежегодных Малых Панафиней). Победители награждались венками из веток оливкового дерева и амфорами с маслом.
Источник: Исторический словарь
ПАНАФИНЕИ
Panatnnaia) - древнейший аттический праздник в честь богини Афины; происходил ежегодно. П. восходят к доист. времени. Первоначально местный афинский праздник (наз. Atnnaia), P. при Тесее (по преданию) становится общеаттич. (panatnnaia - всеафинским) праздником. В программу П. со времени Писистрата (6 в. до н. э.) входили состязания певцов-рапсодов, музыкальные, гимнастич., конные состязания. Гл. обряд - шествие к акрополю, жертвоприношение, надевание нового пеплоса (покрывала) на статую богини Афины - стал с 6 в. до н. э. совершаться раз в 4 года - "Великие П.", в отличие от ежегодных "Малых П.". Победители П. награждались венками из "священной" оливы и амфорами с маслом. Лит.: Deubner L., Attische Feste, В., 1932.
Панафинеи
осн. праздник в честь богини города Афин, первоначально ежегодный (якобы учрежд. Тесеем); с 565 до н. э. заново учрежд. Писистратом, праздновался раз в четыре года в середине лета. После факельного шествия, музыкальных и танцевальных представлений, происходивших ночью в канун праздника, центральным его эпизодом была большая процессия с жертв, животными и с новыми роскошными одеждами для статуи Афины в Эрехтейоне, которые афинские девушки ткали в течение неск. месяцев (изображение процессии на фризе Парфенона). Действа, связанные с жертвоприношением, а равным образом музыкальные и атлетич. состязания, а также конные скачки заключали праздник. Победитель награждался венком из «священной» оливы и роскошной амфорой с оливковым маслом, как указывалось в призовом листе 4 в. до н. э.
Источник: Словарь античности. 1989
Панафинеи
греч. Panathenaia)
праздник в Аттике в честь богини Афины; отмечался ежегодно, а со времен Писистрата (сер. VI в. до н.э.) - раз в четыре года (Большие П.). В программу праздника входили конные, гимнастические и музыкальные соревнования. Победителей награждали оливковыми венками и амфорами с оливковым маслом. Празднование П. прекратилось в IV в. н.э.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Празднества в честь рождения Афины, проводившиеся в Афинах в середине лета каждые четыре года. После музыкальных представлений и жертвоприношений на Панафинеях устраивалась процессия, следующая по Священной дороге к Парфенону с новыми одеждами для Афины (так называемый пеплос). Эти шествия часто служили предметом изображений на фризах античных храмов.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
праздник в Аттике в честь богини Афины; отмечался ежегодно, а со времен Писистрата (сер. VI в. до н.э.) - раз в четыре года (Большие П.). В программу праздника входили конные, гимнастические и музыкальные соревнования. Победителей награждали оливковыми венками и амфорами с оливковым маслом. Празднование П. прекратилось в IV в. н.э.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Празднества в честь рождения Афины, проводившиеся в Афинах в середине лета каждые четыре года. После музыкальных представлений и жертвоприношений на Панафинеях устраивалась процессия, следующая по Священной дороге к Парфенону с новыми одеждами для Афины (так называемый пеплос). Эти шествия часто служили предметом изображений на фризах античных храмов.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
ПАНАФИНЕИ
празднества в честь Афины, совершавшиеся в середине лета раз в четыре года в день рождения богини, 28 числа первого месяца года (Гекатомпедона). Со времен правителя Афин Писистрата (565 г. до н. э.) стали называться Великими Панафинеями, в отличие от ежегодных Малых Панафиней. Великие Панафинеи продолжались несколько дней. В первые дни совершались соревнования сочинителей гимнов, конные и музыкальные состязания. Проводились также бег с факелами, марши и военные упражнения вооруженных воинов. В последний день праздника устраивались состязания боевых кораблей – триер. Наградами за победы в музыкальных состязаниях были золотые венки и денежные призы, для первого и второго победителя в гимнических и конных состязаниях – расписные вазы (амфоры) с маслом священных олив. Самую важную часть праздника составляла торжественная процессия («помпа»), в которой афиняне несли дар богине – роскошное одеяние (пеплос), ткавшийся в течение девяти месяцев избранными девушками под наблюдением особых заведующих. На шафранном фоне ткани изображалась битва олимпийских богов с гигантами, а также славные деяния из греческой истории. Пеплос, вывешенный в виде паруса на модели корабля, везли из афинского района Керамик по главным улицам города на Акрополь в святилище богини в Парфеноне. В процессии участвовал весь афинский народ.
Панафинейская процессия изображена на рельефах Парфенона. Жрецы ведут жертвенных животных, девушки несут дары в корзинах, благородные старцы шествуют с оливковыми ветвями и с венками на головах. За ними идут юноши и взрослые граждане в военном одеянии, с копьями и щитами, всадники в блестящем вооружении, за ними – победители предыдущих состязаний. В рельефах, расположенных над входом в храм, изображены боги, встречающие процессию.
Панафинейская процессия изображена на рельефах Парфенона. Жрецы ведут жертвенных животных, девушки несут дары в корзинах, благородные старцы шествуют с оливковыми ветвями и с венками на головах. За ними идут юноши и взрослые граждане в военном одеянии, с копьями и щитами, всадники в блестящем вооружении, за ними – победители предыдущих состязаний. В рельефах, расположенных над входом в храм, изображены боги, встречающие процессию.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
ПАНАФИНЕИ
• Panathenaea,
??????????, самый большой и, несомненно, древнейший всенародный праздник афинян в честь Афины, защитницы городов (??????). Установление этого праздника, называвшегося раньше ???????, приписывали Эрихфонию. Сначала это был только деревенский праздник, но Тесей, по сказаниям, установил его на вечные времена для всех жителей Аттики, соединенных в одно государство, и дал ему название «П.». В память самого соединения был учрежден (только не Тесеем, а, вероятно, уже после Писистрата) особый праздник ???????? или ??????????, который праздновался в 16-й день Гекатомбеона. При архонте Гиппоклиде в 566 г. до Р. X. П. получили особый блеск оттого, что распорядитель Писистрат к прежним конным состязаниям прибавил еще гимнастические; тогда же было установлено праздновать его каждые пять лет, а впоследствии в третий год каждой Олимпиады. Перикл (в 446 г.) прибавил еще музыкальные состязания; с этих пор праздник продолжался с 24 по 29 или с 21 по 29 Гекатомбеона. В первый день происходили музыкальные состязания в Одеоне, построенном Периклом (Plut. Per. 13); здесь участвовали разные артисты, особенно те, которые играли и пели под звуки кифары и флейты. Раньше, по крайней мере одно время, по постановлению Солона читали отрывки из песен Гомера. За музыкальными состязаниями следовали гимнастические и конные. Хороводы, соединенные с пантомимами, факельщики (?????????????) и триеры старались друг перед другом заслужить награду. Распорядители (??????????) всех состязаний, числом 10, избирались по филам на каждое пятилетие. Наградой, по крайней мере для победителей в гимнастических состязаниях, служил оливковый венок и красивый, большой глиняный сосуд, наполненный маслом священного оливкового дерева. Pind. nem. 10, 34. Самую блестящую часть праздника составляло торжественное шествие (?????); эта часть праздника, в отличие от предыдущих, называлась ?????? ??????. Оно совершалось в день рождения богини, 28 Гекатомбеона, и состояло в том, что переносили из Керамейка, лежавшего вне города, в Эрехтей (см. Эрехтейон), храм в Акрополе, платье богини, повешенное в виде паруса на судне с колесами. Платье это (??????) шафранного цвета, предназначаемое для древней статуи Паллады Афины, ткали афинские женщины (так называемые Эргастины) каждый раз перед праздником в продолжение последних 9 месяцев и украшали его множеством узоров. Благородные девицы несли на голове корзины с жертвенными сосудами (?????????), за ними следовали почтенные старики с оливковыми ветвями в руках (??????????, нарядить их как можно пышнее составляло государственную повинность, ??????????); жены и дочери вольноотпущенников и метэков несли чаши и кувшины для употребления при жертвоприношении (??????????, ???????????) или же стулья и зонтики для жен и девиц граждан (??????????, ???????????). В этом шествии участвовали граждане со своими начальниками, демархами, молодое воинство в полном вооружении, верхом и пешком, победители в разных состязаниях во время этого праздника, а затем посольства из других государств, особенно из афинских колоний. Афины выказывали в этом шествии свое величие и силу. Отдельные части панафинейского шествия были изображены потом рельефами на фризе в целле (cella) Парфенона; сохранилось большое количество этих плит; многие ученые, впрочем, видят в них изображение Плинтерий или Аррефорий. Праздник оканчивался большим жертвоприношением, при котором приносили в жертву множество быков и коров (?????????), и общим угощением (?????????). Кроме Великих П. праздновались еще ежегодно Малые П., которые были гораздо короче и проще, без торжественного шествия и состояли только в состязаниях. Если упоминаются П. без всякого определения, то надо подразумевать ??? ??????. В позднейшее время П. праздновались весной, может быть вследствие римского влияния, и совпадали, таким образом, с римскими Quinquitrus. Были П. и в других местах: в Магнезии, где они были учреждены Фемистоклом, Теосе, в Родосе. ср.: M?ller, Panathenaica (1837). Р. W. Forchhammer, Panathen?iche Festrede (1841). A. Mommsen, Heortologie, p. 116-205.
??????????, самый большой и, несомненно, древнейший всенародный праздник афинян в честь Афины, защитницы городов (??????). Установление этого праздника, называвшегося раньше ???????, приписывали Эрихфонию. Сначала это был только деревенский праздник, но Тесей, по сказаниям, установил его на вечные времена для всех жителей Аттики, соединенных в одно государство, и дал ему название «П.». В память самого соединения был учрежден (только не Тесеем, а, вероятно, уже после Писистрата) особый праздник ???????? или ??????????, который праздновался в 16-й день Гекатомбеона. При архонте Гиппоклиде в 566 г. до Р. X. П. получили особый блеск оттого, что распорядитель Писистрат к прежним конным состязаниям прибавил еще гимнастические; тогда же было установлено праздновать его каждые пять лет, а впоследствии в третий год каждой Олимпиады. Перикл (в 446 г.) прибавил еще музыкальные состязания; с этих пор праздник продолжался с 24 по 29 или с 21 по 29 Гекатомбеона. В первый день происходили музыкальные состязания в Одеоне, построенном Периклом (Plut. Per. 13); здесь участвовали разные артисты, особенно те, которые играли и пели под звуки кифары и флейты. Раньше, по крайней мере одно время, по постановлению Солона читали отрывки из песен Гомера. За музыкальными состязаниями следовали гимнастические и конные. Хороводы, соединенные с пантомимами, факельщики (?????????????) и триеры старались друг перед другом заслужить награду. Распорядители (??????????) всех состязаний, числом 10, избирались по филам на каждое пятилетие. Наградой, по крайней мере для победителей в гимнастических состязаниях, служил оливковый венок и красивый, большой глиняный сосуд, наполненный маслом священного оливкового дерева. Pind. nem. 10, 34. Самую блестящую часть праздника составляло торжественное шествие (?????); эта часть праздника, в отличие от предыдущих, называлась ?????? ??????. Оно совершалось в день рождения богини, 28 Гекатомбеона, и состояло в том, что переносили из Керамейка, лежавшего вне города, в Эрехтей (см. Эрехтейон), храм в Акрополе, платье богини, повешенное в виде паруса на судне с колесами. Платье это (??????) шафранного цвета, предназначаемое для древней статуи Паллады Афины, ткали афинские женщины (так называемые Эргастины) каждый раз перед праздником в продолжение последних 9 месяцев и украшали его множеством узоров. Благородные девицы несли на голове корзины с жертвенными сосудами (?????????), за ними следовали почтенные старики с оливковыми ветвями в руках (??????????, нарядить их как можно пышнее составляло государственную повинность, ??????????); жены и дочери вольноотпущенников и метэков несли чаши и кувшины для употребления при жертвоприношении (??????????, ???????????) или же стулья и зонтики для жен и девиц граждан (??????????, ???????????). В этом шествии участвовали граждане со своими начальниками, демархами, молодое воинство в полном вооружении, верхом и пешком, победители в разных состязаниях во время этого праздника, а затем посольства из других государств, особенно из афинских колоний. Афины выказывали в этом шествии свое величие и силу. Отдельные части панафинейского шествия были изображены потом рельефами на фризе в целле (cella) Парфенона; сохранилось большое количество этих плит; многие ученые, впрочем, видят в них изображение Плинтерий или Аррефорий. Праздник оканчивался большим жертвоприношением, при котором приносили в жертву множество быков и коров (?????????), и общим угощением (?????????). Кроме Великих П. праздновались еще ежегодно Малые П., которые были гораздо короче и проще, без торжественного шествия и состояли только в состязаниях. Если упоминаются П. без всякого определения, то надо подразумевать ??? ??????. В позднейшее время П. праздновались весной, может быть вследствие римского влияния, и совпадали, таким образом, с римскими Quinquitrus. Были П. и в других местах: в Магнезии, где они были учреждены Фемистоклом, Теосе, в Родосе. ср.: M?ller, Panathenaica (1837). Р. W. Forchhammer, Panathen?iche Festrede (1841). A. Mommsen, Heortologie, p. 116-205.