идейно-политическое движение конца XIX—начала XX вв., первоначально ставило целью объединение негров и африканцев для борьбы против расового угнетения, с 50-х гг. XX в. превратилось в движение за освобождение всех народов Африки от колониализма. Организатором первых панафриканских конгрессов был У. Дюбуа.
ПАНАФРИКАНИЗМ
ПАНАФРИКАНИЗМ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Панафриканизм
Панафриканизм (Pan-Africanism), полит, движение, ставящее целью объединение негритянского населения Африки. Оно стало позитивным фактором после Лондонской панафриканской конференции 1900 г. Между-нар. программа требований движения была выработана в США в 1920 г. при непосредственном участии представителя Ямайки Маркуса Гарви. Вторжение Италии в Эфиопию в 1935 г. вызвало крайне негативную реакцию в Африке и стимулировало рост антиколон, настроений. На 5-м Панафриканском конгрессе в Манчестере (1945) ведущую роль играли Джомо Ке-ниата и Кваме Нкрума, а также основатель П. - американец У. Дюбуа. В рамки П. вписываются также Конференции народов Африки. Первая - состоялась в 1958 г. в Аккре, за ней последовали еще две в Монровии - в 1959 и 1961 гг. В 1963 г. в Аддис-Абебе 32 независимых африк. гос-ва создали Организацию африканского единства. К тому времени П. перестал быть идеологией и перешел в сферу практической политики.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ПАНАФРИКАНИЗМ
политич. движение, зародившееся в конце 19 - нач. 20 вв. среди негритянской интеллигенции США и о-вов Вест-Индии и с течением времени распространившееся в Африке. Первоначально было лишь паннегритянским движением, направленным на объединение негров в борьбе против расовой дискриминации; после 2-й мировой войны его осн. целью стало освобождение всех колон. народов Африки независимо от их расы и цвета кожи. В 1900 в Лондоне по инициативе созданной в 1898 Афр. ассоциации (ее организатор - Генри Силверст Уильямс, негр из Тринидада) была созвана панафр. конференция, участники к-рой приняли решение проводить подобные конференции регулярно. Это решение не было выполнено. Лишь в 1919 в Париже состоялся 1-й панафр. конгресс. Его инициатором был У. Дюбуа, ставший идейным вождем панафр. движения. Под рук. Дюбуа проходили последующие панафр. конгрессы: 2-й сначала в Лондоне, затем в Брюсселе и Париже (1921), 3-й в Лондоне и Лисабоне (1923), 4-й в Нью-Йорке (1927). Для всех этих конгрессов было характерно ограниченное участие в них представителей колон. народов Африки (большинство на конгрессах составляли, как правило, амер. негры), отсутствие связи с широкими нар. массами, а также умеренность требований; они были направлены лишь против наиболее вопиющих проявлений колон. гнета в Африке и расовой дискриминации в США. В окт. 1945 в Манчестере проходил 5-й панафр. конгресс, оказавший большое влияние на развитие нац.-освободит. движения в Африке. Конгресс был африканским по своему составу; наряду с У. Дюбуа в его работе принимали руководящее участие Кваме Нкрума, Джомо Кеньятта, Ннамди Азикиве и др. деятели афр. освободит. движения. По предложению К. Нкрумы конгресс принял "Обращение к рабочим, крестьянам и интеллигенции колон. стран". В этом обращении была поставлена задача завоевания политич. независимости народами колоний. На конгрессе впервые была высказана идея создания в будущем объединения афр. гос-в. Проходившие в 1958, 1960, 1961 конференции народов Африки, по существу, продолжили работу, начатую панафр. конгрессами. Свое дальнейшее развитие антиимпериалистич. и антиколон. идеи панафриканизма получили в деятельности основанной в 1963 Организации африканского единства. Лит.: Дюбуа У., Африка, пер. с англ., М., 1961; Нкрума К., Я говорю о свободе, пер. с англ., М., 1962; Потехин И., Панафриканизм и борьба двух идеологий, "Коммунист", 1964, No 1. Ю. И. Алимов. Москва.