ПАНАМСКОГО КАНАЛА ЗОНА
ПАНАМСКОГО КАНАЛА ЗОНА
полоса земли шириной 16,1 км, проходящая через гос-во Панаму от Тихого ок. до Атлантического и делящая его пополам. По панамо-амер. договору 1903 США получили в пользование эту терр. площадью 1432 км2 (включая внутр. воды) и установили над ней политич., воен. и экономич. контроль. П. к. з. управляется губернатором, назначаемым президентом США. Законодательство П. к. з. принимается амер. конгрессом. С 1939 П. к. з. официально находится в ведении воен. мин-ва США. Общий контроль осуществляет командующий вооруж. силами П. к. з. Помимо воен.-мор. и авиац. баз у обоих концов канала, океанских портов, в П. к. з. имеется большое число крепостей, аэродромов и постоянный воен. гарнизон США. В П. к. з. проживает ок. 60 т. ч. (1965), из них 13 тыс. - панамцы. П. к. з. является крупнейшим воен. форпостом США в Карибском басс. В ней расположено несколько воен.-уч. заведений США для переподготовки латиноамер. офицеров. За аренду П. к. з. пр-во США выплачивает Панаме 1930 тыс. долл. в год. Многие годы панамский народ ведет упорную борьбу за возвращение П. к. з. С 1964 ведутся амер.-панамские переговоры об изменении статуса П. к. з. Лит. см. при ст. Панамский канал.
Панамского канала зона
(Panama Canal Zone) часть террит. Респ. Панама, находившаяся во владении США Пл. 1432 км2, адм. центр Бальбоа-Хайтс. Идея постройки П. к. выдвинута в средние века, с 1820-х получила распространение в США. Заключив в 1846 БидлакаМаларино договор с Колумбией, США обеспечили за собой право транзита через Панам. перешеек. 28.01.1855 амер. К завершила постройку Панам. ж. д., значительно облегчившую сообщение между Атлант. и Тихоокеан. побережьями США. По инициативе создателя Суэцкого канала фр. инженера Ф. М. де Лессепса в 1879 осн. «Всеобщая К Панам. межокеан. канала», в ответ на что США выступили с претензиями на исключит. право владения каналом на основании Монро доктрины. После банкротства в 1889 первой К осн. «Новая К Панам. канала» (1894). Испано-американская война показала необходимость стр-ва канала для обеспечения не только торг., но и стратегич. интересов США. В 1899 през. У. Маккинли назначил спец. комиссию для решения вопроса о выборе между панам. и никарагуан. проектами постройки, к-рая 16.11.1901 высказалась в пользу Никарагуа. На этой основе П. п. 9.01.1902 приняла Хепберна билль, но после согласия «Нов. К Панам. канала» уступить свои права США комиссия рекомендовала панам. маршрут как более экономичный. На основании Спунера поправки 28.06 утвержден закон, отдавший предпочтение Панаме и уполномочивший през. назначить Комиссию по каналу через перешеек в составе 7 чел. для решения всех связан. с его постройкой вопросов. 22.01.03 подписан договор Хэя-Эррана с Колумбией о стр-ве канала через террит. ее департамента Панама. После отказа колумб. сената ратифицировать его пр-во США оказало поддержку сторонникам отд-ния Панамы от Колумбии, провозгласившим 3.11 независимую респ. По условиям заключенного 18.11 с ее пр-вом Хэя-Бюно-Варилья договора США приобретали полный суверенитет над полосой земли шириной 8 км по обе стороны от трассы буд. канала, 4 о-ва в Панам. зал., а также право на приобретение доп. участков террит., необходимых для сооружения, эксплуатации и обороны канала. Из пределов отчуждаемой террит. исклю-чились г. Панама и Колон, хотя за США закреплялись особые права по поддержанию в них внутр. порядка. 26.02.04 состоялась ратификация договора, 28.04 Конгресс принял закон о создании П. к. з. и порядке врем. управления ею, 19.05 США вступили в формал. владение П. к. з.. Шефом панам. комиссии с правами губ. П. к. з. назначен ген.-майор Дж. У. Дэвис, подписавш. 15.06 от имени США соглашение о ее границах. Верх. контроль над П. к. з. осуществляло Воен. мин-во через Бюро островных владений. 3.12.04 воен. мин. У. Г. Тафт заключил соглашение с през. Панамы по вопросам торговли, тамож. обложения и т. д., на основании к-рого с 3.12 по 7.01.05 им были изданы распоряжения о порядке взаимоотношений между П. к. з. и Респ. Панама. 3.04.05 през. Т. Рузвельт произвел реорг-цию панам. комиссии, в результате чего посты ее пред. и губ. были разделены; губ. и посланником в Панаме назначен Ч. Э. Магун. 29.06.06 принят закон об утверждении проекта стр-ва П. к. Постройка стала возможной благодаря стараниям полк. мед. службы У. К. Горгаса (1854-1920), осуществившего шир. программу санитар. оздоровления зоны стр-ва. 1.04.07 по настоянию Тафта панам. комиссия была вновь реорганизована, из Вашингтона она была переведена непосредственно в П. к. з., все полномочия сосредоточены в руках воен. инженера, подполк. (с 1915 ген.-майора) Дж. У. Геталса (1858-1928), под руководством к-рого был построен П. к.. 5.01.11 заключено посл. соглашение с Панамой об условиях стр-ва. 24.08.12 Конгресс принял общий закон о порядке эксплуатации канала, на основании к-рого амер. суда освобождались от пошлин в нарушение условий Хэя-Паунсфота договора с Англией (1901). Из-за протестов Англии 15.06.14 это решение было отменено. 15.08.14 состоялось открытие П. к., стоимость к-рого составила 366 650 тыс. дол. 2.09.14 Панаме передан участок террит., соединивший ее столицу с ост. террит. респ. С завершением стр-ва Комиссия по каналу через перешеек упразднена, Гёталс назначен первым гражд. губ. П. к. з. (1914-16). На основании договора от 7.09.1977 П. к. з. возвращена Панаме 1.10.1979.
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.