(р. 26.12.1940) — спец. в обл. политол.; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Горловка Донецкой обл. Окончил филос. ф-т МГУ (1966), и асп. (1971). Работал асс. на кафедре филос. МИНХ (1966—1968; 1972—1975), затем — ст. преп., доц., зав. кафедрой управления, деканом ф-та экономики и управления И ПК руководящих работников и спец. Миннефтехимпрома СССР (1976—1984). С 1984 — в ИФ АН СССР (ныне РАН): ст. н.с, вед. н.с, гл. н.с, зав. сектором соц. филос. ИФ РАН (с 1989), зав. кафедрой политол. МГУ (с 1992). Канд. дисс. — "Критика социальной доктрины Жана Фурастье" (1974). Докт. дисс. — "Современный цивилизационный процесс и феномен неоконсерватизма" (1991). Работы П. посвящены проблемам филос. политики, филос. культуры, филос. истории, анализу заруб. идеол. течений, совр. реформа-ционному процессу в России. Он выдвигает положение о том, что в гуманит. науках происходит изменение картины мира, аналогичное переходу от класс. к квантовой физике. Взамен линейной, подчиненной "непреложным закономерностям" истории в соц. филос. осваиваются принципы неопределенности, нелинейности, стохастичности, являющиеся основанием риска и свободы. Политика при этом определяется П. как особый тип рисковой деятельности, посредством к-рой люди перерешают свою судьбу и меняют свой статус в об-ве. В филос. истории и филос. культуры П. подчеркивает возрастание экзогенных факторов, связанных с взаимовлиянием цивилизаций, с диалогом мировых культур. Полемизируя с представлениями о "конце истории", П. подчеркивает, что "вулкан истории" продолжает "дышать", образуя новые соц. миры, новые модели обществ. развития. В новых работах П. иссл. процесс глобализации, подчеркивая ее асимметричность. Во-первых, глобализуются элиты, постепенно ускользая от нац. контроля, тогда как массы, напротив, нередко теряют свое прежнее большое цивилизац. пространство под влиянием этнических расколов и автономизаций. Во-вторых, глобализация оборачивается "американизацией" мира — навязыванием ему стандартов амер. массовой культуры и "нейтрализацией" нац. ценностей. Обе эти черты глобализации ставят под вопрос многие достижения демократич. модерна — такие, как демокра-тич. суверенитет народа, контролирующего свои правящие элиты, нац. суверенитет, соц. защищенность от давления рыночного "естественного отбора". П. предупреждает об опасности нового элитаризма, расизма, социал-дарвинизма, связанных с ограничением прерогатив нац. политики, культуры и морали в пользу бесконтрольных наднац. инстанций и механизмов глоб. рыночного отбора. Впервые в науч. литературе П. разработал методологию глоб. полит. прогнозирования, объектом к-рого является качественно иное будущее. С одной стороны, он показывает, почему в нашу эпоху "пределов роста" и др. ограничений линейной динамики будущему предстоит быть качественно иным, с др., он предложил свои процедуры открытия такого будущего. Ключевым здесь является понятие дискретности ист. времени, обозначающее тот разрыв между порядком прошлого и порядком будущего, между к-рыми таится хаос. Именно с хаосом связаны как новые риски, так и принципиально новые возможности; в этом смысле он является предпосылкой ист. творч. Предвидение итогов такого творч. возможно в том случае, если мы прошлое интерпретируем как фазу вызова, а будущее — как фазу закономерной реакции ответа. Оценивая статус восточноевроп. (православной) цивилизации в глоб. мире, П. выдвигает гипотезу о превращении Европы из "двуосной" (романо-германской) в "трехосную" (славяно-романскую) и становлении новой Большой Европы как самостоятельного центра силы, препятствующего реставрации биополярной структуры мира, контролируемого такими сверхдержавами, как США и Китай. Вовлечение православного региона в Большую Европу будет сопровождаться реконструкцией прежней модели соц. бытия: переходом от цивилизации обмена к цивилизации дара и дарения. За видимостью эквивалентного обмена прячутся такие неоплачиваемые морально-психол. инвестиции, как самоценное творч., бескорыстная инициатива, человеч. солидарность и участие. Без этих скрытых инвестиций цивилизация в грядущем глоб. мире означает реабилитацию "архаики" самоценного творч. дарения, без к-рого перспектива ин-формац. об-ва, основанного на дух. производстве и творч., оказалась бы закрытой. В этом и состоит росс. альтернатива американизированному миру обмена.
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
Соч.
: Наука и проблемы стабильности цивилизации в концепции Ж.Фурастье // Концепции науки в буржуазной философии и социологии второй половины XIX—XX в. М., 1973; Кризис индустриальной цивилизации в свете социологии досуга // Кризис образа жизни на Западе. М., 1980; Альтернативно ли "альтернативное общество"? М., 1987; Стиль "ретро" в идеологии и политике (критические очерки французского неоконсерватизма) М., 1989; Культурная революция "новых правых" // Франция глазами французских социологов. М., 1990; Сентиментальность тоталитаризма и жестокосердие демократии // В. АН СССР. 1990. № 11; Революция и реформация // Знамя. 1991. № 6; От формационного монолога к цивилизованному диалогу // Коммунист. 1991. № 9; Революционеры и бюргеры // Дружба народов. 1991. № 12; Цивилизационный процесс в России: опыт поражения и уроки на завтра // Знамя. 1992. № 7; Философия власти. [В соавт.]. М., 1993; Философия политики. [В соавт.]. М., 1994; Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизаци-онные ответы // ВФ. 1994. № 12; Россия в цивилизованном процессе (между антлантизмом и евразийством). М., 1995; Философия политики. М., 1996; Политология. Учебник. М., 1997 (2-е изд. — 1999); Реванш историй. М., 1998; Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. М., 1998; Политический мир на Востоке и на Западе. М., 1998; Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М., 1999; Россия в циклах мировой истории. М., 1999; Российская альтернатива. Нью-Йорк, 2000; Искушение глобализмом. М., 2000; Православная цивилизация в глобальном мире // Москва, № 1—10, 2001.
Панарин, Александр Сергеевич
Заведующий сектором социальной философии Института философии РАН, заведующий кафедрой политологии философского факультета МГУ; родился 26 декабря 1940 г. в г. Горловке Донецкой области; окончил философский факультет МГУ в 1966 г., доктор философских наук, профессор; академик РАЕН (1995), академик Академии гуманитарных наук; работал заведующим лабораторией философии истории, заведующим отделом Института философии РАН; в 1993 г. был удостоен премии журнала "Знамя"; сфера профессиональных интересов: философия истории и политики, проблемы русской интеллигенции и феноменология власти.
Анализируя проблемы криминализации российского общества и ее причины отмечал в журнале "Свободная мысль": "Великая криминальная революция эпохи постсоветской приватизации опирается на "моральную вседозволенность" гедонистической контркультуры, которую Запад в качестве особо токсичной социальной технологии сегодня экспортирует в менее развитые страны, очищая от нее собственное социокультурное пространство. Но для того, чтобы понять нынешние успехи этой контркультурной экспансии, надо обратиться к внутренним реальностям, к антиномиям российской истории. В свете долговременного исторического опыта все то, что случилось с нами сегодня, выступает как фаза определенного цикла, постоянно воспроизводящегося в судьбах нашей страны. Речь идет о периодическом наступлении смуты как конвульсивном способе сбрасывания тяжкого креста, под которым начинает изнемогать общество".